Консультация для родителей на тему: «Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза»
материал
Консультация для родителей
на тему:
«Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kdr_19-20_uprazhneniya_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №45»
Консультация для родителей
на тему:
«Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза»
Подготовил:
учитель-логопед
Зубкова Ольга Анатольевна
первая квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Профессор Р. Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи (ФФН). К ним относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический слух.
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонематический слух- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Он являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
Нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок сталкивается с различными звучаниями фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.
По мнению Н. И. Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.
Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, но он способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:
• На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).
• Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).
• Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
• Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.
• Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол, трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
• Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.
Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.
«Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Чудесный художник»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
«Запоминайка».
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
«Бусы»
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
- Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.
«Повтори и прибавь»
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
«Сложи звуки».
Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.
«Скажи наоборот».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звуками
ПА — АП АП — ПА
ПО — (ОП) ОП— (ПО)
ПУ — (УП) ЫП — (ПЫ)
ПЭ— (ЭП) УП— (ПУ)
ПЫ — (ЫП) ЭП — (ПЭ)
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
ПА — ПЯ ПЯ — ПА
ПУ —. (ПЮ) ПИ —. (ПЫ)
ПЭ—. (ПЕ) ПЮ—. (ПУ)
ПО—. (ПЁ) ПВ—. (ПО)
ПЫ —. (ПИ) ПЕ —. (ПЭ)
Звуковая зарядка
Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.
Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.
Звук У — руки вытянуть вперед.
Звук О —руки поставить на пояс.
Звук И —руки поднять вверх.
Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.
Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).
УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим — это звуки. А много ли звуков мы можем различить?
Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?
УГАДАЙ ПО ЗВУКУ
Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п. ; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Термином "фонематический анализ" определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой ...
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...
Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза
Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза...
Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза
В консультации приведены упражнения, которые помогут родителям и педагогам сформировать навык звукового анализа и синтеза у дошкольников...
Консультация для родителей и педагогов УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ДОШКОЛЬНИКОВ.
Игры, предложенные вам ниже, помогут развить фонематический слух, поспособствуют активизации высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Играйте с пользой и с удовольствием....