Консультация для родителей «Что нужно рассказать ребёнку об особенных детях»
консультация (подготовительная группа)
Встречая детей или взрослых с серьезными нарушениями здоровья, многие из нас теряются: нужно ли что-то сказать, предложить помощь или лучше деликатно отвернуться? А как реагировать на «неудобные» реплики собственного ребёнка? И вообще, что стоит рассказать детям о людях с ограниченными возможностями?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_chto_nuzhno_rasskazat_rebyonku_ob_osobennyh_detyah_.docx | 181.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка»
города Губкина Белгородской области
Консультация для родителей
«Что нужно рассказать ребёнку
об особенных детях»
Подготовила воспитатель:
Овсянникова М.В.
г. Губкин
Встречая детей или взрослых с серьезными нарушениями здоровья, многие из нас теряются: нужно ли что-то сказать, предложить помощь или лучше деликатно отвернуться? А как реагировать на «неудобные» реплики собственного ребёнка? И вообще, что стоит рассказать детям о людях с ограниченными возможностями?
Недавно среди кукол Барби появились игрушки с протезами ног, без волос, с особой пигментацией кожи. Производитель, компания Mattel, тем самым стремилась отразить многообразный взгляд на красоту и инклюзивность. Почему такой подход — это важно, зачем детям общаться с особенными сверстниками и как делать это правильно?
Кому нужны лысые куклы?
Не только больным малышам, которым такие игрушки помогают принимать изменения своего тела, но и здоровым детям и их родителям.
Если с ранних лет демонстрировать ребёнку многообразие нашего мира и естественную «разность» людей, он легко привыкнет к тому, что к этому надо относиться уважительно.
Так же, как можно играть с куклой в инвалидной коляске (кстати, в Великобритании это одна из самых продаваемых моделей Барби), можно и нужно дружить с людьми в похожем положении.
Как избежать нетерпимости?
Видя человека с физическими особенностями, маленькие дети испытывают любопытство и интерес. Неприязнь может появиться в более старшем возрасте, и зачастую формируют ее в ребёнке сами родители. А им, в свою очередь, мешают неосведомленность и страх (мы все опасаемся того, чего не знаем). Здесь-то и нужны игрушки, мультфильмы, видеоролики, статьи и книги, посвящённые людям с инвалидностью. Они помогают больным и здоровым почувствовать не только то, насколько все мы разные, но и то, как много у нас общего.
Зачем здоровым детям общаться с особенными?
Потому что такое общение развивает в ребёнке сострадание, милосердие, терпимость. Оно учит заботиться о других и помогать слабым, не ожидая ничего взамен. Понимать, что каждый человек по-своему интересен, а дружить можно со всеми. Принимать тот простой факт, что любой из нас может и должен найти своё место в мире, а болезнь — еще не повод для изоляции.
Может ли навредить общение с особенными детьми?
Иногда родители переживают, что проявления тяжёлых недугов могут слишком впечатлить или даже испугать здорового ребёнка. В реальности дети воспринимают информацию о людях с инвалидностью и встречи с ними гораздо спокойнее взрослых. Переживания появляются, если эта тема замалчивается старшими либо преподносится с неприязнью. Хотя правдиво обсуждать её (как и любые вопросы, возникающие у ребёнка) можно даже с малышами — главное, предлагать информацию с учетом возраста.
Что отвечать на детские вопросы о людях с патологиями?
Обычно детей интересуют самые очевидные несоответствия: почему такой большой мальчик едет в коляске? Почему он так странно говорит/двигается? Для чего ему маска? Что за трубочка выходит у него из носа? Отвечайте на вопросы правдиво и доступно возрасту, не вдаваясь в медицинские подробности и не надумывая лишнего.
Ребёнок в коляске, потому что у него есть заболевание, мешающее ему ходить. Он странно двигается/говорит, поскольку так устроены его мышцы из-за болезни. Маска защищает от инфекций, опасных для людей с ослабленным здоровьем. Трубочка в носу — это зонд, по которому поступает специальное питание, когда болезнь мешает нормально жевать и глотать. Если вы сами чего-то не знаете, честно скажите ребёнку об этом и предложите вместе поискать информацию в интернете.
Как общаться с детьми и взрослыми с инвалидностью?
Точно так же, как со здоровыми. Ребёнок с психофизическими нарушениями — прежде всего такой же ребёнок. Учитесь видеть его самого, а не его заболевание. Ранить может как нарочитая сострадательность, так и демонстративное игнорирование.
Не встревайте, если дети разговаривают. Если ваш сын или дочь хочет пообщаться с особенным ребёнком, — он/она с ним и общается. Не вмешивайтесь в игру или разговор детей — при необходимости это сделает сопровождающий ребёнка. Даже если у вас малыш, достаточно лишь следить, чтобы он не навредил новому знакомому слишком бурным выражением симпатии.
Задавайте вопросы. Если вы не знаете, как взаимодействовать с особенным ребёнком, не стесняйтесь спрашивать об этом его родителей («Что понравится вашему сыну/дочке? Как с ним/с ней лучше общаться?»).
Уделите внимание ребёнку. Взрослым стоит обращаться не только к сопровождающему ребёнка, но и к нему самому («Привет, как ты?» а не просто «Здравствуйте, как у него дела?»). При общении важно, чтобы вы были на одном уровне с ребёнком и видели его глаза, так что присядьте рядом с коляской или наклонитесь.
Предложите помощь. Прежде чем пытаться помочь человеку с особенностями, спросите, нужна ли ваша помощь, и обязательно дождитесь ответа. Если ребёнку или взрослому сложно говорить, не перебивайте, пока он не закончит фразу. Уточните, всё ли вы верно поняли.
Проговаривайте, что делаете. Если помощь нужна, спрашивайте, что и как вам нужно сделать, проговаривайте свои действия («Помочь тебе спуститься с пандуса? Тогда я сейчас поверну коляску...»).
Не настаивайте на помощи. Если от вашей помощи отказываются, не вмешивайтесь, даже если ситуация кажется вам из ряда вон выходящей (тем более когда рядом с особенным ребёнком есть сопровождающий). Нередко посторонние принимают за приступ обычные для больного явления, которые не требуют вмешательства.
У каждого человека есть право дружить со сверстниками, учиться, работать и на самом деле заниматься чем угодно, только с учётом своих особенностей. Детям с ограниченными возможностями важно помочь встроиться в социальную систему, чтобы это шло на пользу — и им самим, и обществу. А живое общение, построенное на принятии и уважительном отношении, — главный шаг на пути к этому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Зачем нужно развивать мелкую моторику у детей"
Игры на развитие мелкой моторики рук у детей : . Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук, театр теней...
Консультации для родителей «Какой он, мой ребёнок?» Психические особенности ребёнка 2-3 лет.
Дорогие родители! Для развития вашего малыша нужно:В течение дня читать книги. Даже если почитали всего пять минут - это уже много. Главное, чтобы после минут, проведенных с книгой, у малыш...
Консультация для родителей "Что нужно уметь ребёнку младшей группы?"
Консультациядля родителей"Что нужно уметь ребёнку младшей группы?"...
Консультация для родителей "Что нужно рассказать детям о терроризме"
Консультация для родителей "Что нужно рассказать детям о терроризме"...
Консультация для родителей "Как нужно читать и рассказывать сказки детям"
Материал для родителей дошкольников о том, как правильно читать и рассказывать сказки детям дома...
Консультация для родителей "Что нужно рассказать детям о Масленице?"
Чтобы детям была интересна и понятна идея праздника, в котором семья собирается участвовать, нужно рассказать в доступной форме о его содержании.И эмоциональный доступный рассказ взрослого поможет реб...
Консультация для родителей «Что нужно рассказать детям о терроризме»
Консультация для родителей«Что нужно рассказать детям о терроризме»Как говорить о терроризме со своими детьми? С какого возраста начинать беседовать об этом? Как на любую другую сложную те...