Картотека сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста (03.12.22)
картотека
В подборке содержатся игры для детей 3-8 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6._syuzhetno-rolevye_igry.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подборка игр из различных литературных интернет-источников
Составила: Пантелеева Е.Г.
КАРТОЧКА №1 « КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА» Атрибуты: изготовление из картона и пластилина кондитерских изделий: конфеты, пряники, печенье разной конфигурации; сооружённый движущийся ленточный транспортёр для поставки готовой продукции; коробки из-под конфет, зефира, пакеты для фасовки готовой продукции; наборы карточек с цифрами. Сюжет и роли: сортировщик, бригадир, контролёр, вахтёр, шофёр. К празднику нужно расфасовать праздничные подарки; (расклеить карточки с цифрами на пакеты) Количество конфет в пакетах; магазин заказывает конфеты и печенье, рабочие на фабрике их изготовляют, шофёр их развозит по магазинам; в семье праздник- мама приходит и заказывает на фабрике подарочные наборы, рабочие их фасуют и отдают заказчику. На фабрике обед – рабочие идут в столовую заказывают обед, беседуют, отдыхают, возвращаются на рабочие места; вахтёр пропускает рабочих и посетителей на фабрику, выписывает пропуск шофёру. | КАРТОЧКА №2
«МАГАЗИН» (овощной, хлебный, игрушки, кондитерский) Атрибуты: разнообразный ассортимент товаров необходимый для каждого отдела; касса, витрина с вывеской, полочки для товаров, весы, белые халаты, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы. Сюжет и роли: заведующий магазином, продавцы, кассир, покупатели, шофёры, рабочие. Корабль отправляется в дальнее плавание, матросы закупают продукты; мама закупает продукты для семьи; кассир считает, сколько денег должен заплатить покупатель, чертит на чеках количество палочек соответственно количеству товара и отдаёт чек покупателю. Покупатели отдают кассиру деньги, продавец раскладывает товар и отпускает его покупателю; зав. магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на товар, беседует с покупателями, нравится ли им их магазин, обслуживание); шофёры доставляют в магазин заказываемый товар. |
КАРТОЧКА №3
«ПОЛИКЛИНИКА» Атрибуты: берутся атрибуты из предыдущих групп, добавляются: грелки, носилки, рецепты, журналы для записей, кварц; для глазного отделения- очки, стёклышки (кружочки, оклеенные фольгой, зеркало (большой кружок, оклеенный фольгой) для осмотра глазного дна, приборы для закрытия глаза, таблица с рисунками; лор –зеркало для осмотра носа, ушей, трубочки, шпателя. Сюжет и роли: врачи, медицинская сестра, регистратор, больные. Заболела дочка, мама привела её в больницу. В автобусе стало плохо пассажиру, его привели в больницу, врач оказывает помощь, осматривает больного, медсестра делает уколы, выписывает рецепты. В детском саду проверяют состояние здоровья детей. Регистратор записывает в журнал больных на приём, выдаёт талончик. | КАРТОЧКА №4 «ЖАТВА» Атрибуты: строительный набор (для постройки комбайна, машин), рули, детские гаечные ключи, отвёртки. Сюжет: подошло время уборки урожая, (дети построили комбайны) – для уборки урожая с полей, машины увозят урожай (зерно) в зернохранилище. А в поле сломался комбайн, его ремонтируют рабочие, и он продолжает уборочные работы, из зернохранилища зерно увозят на завод, из него мелют муку, пекут хлеб и, машины развозят его по магазинам. |
КАРТОЧКА №5 «ПАРОХОД» (труд ремонтников) Атрибуты: строительный набор, руль, бескозырки, сети, рыба из папье-маше, машины, рупор, бинокль. Сюжет: речники вышли на рыболовецком судне ловить рыбу; на пароходе переправляют машины, различные грузы; на пароходе организовывается экскурсия. На пароходе есть библиотека, буфет, экскурсовод рассказывает, что они видят; на пароходе перевозят зоопарк в другой город. | КАРТОЧКА №6 «ЖИВОТНОВОДЫ» (молочная ферма) Атрибуты: игрушечные животные, деревянные или картонные заборчики для устройства загонов, пастбища, строительный набор для постройки фермы, разные ёмкости для молока (игрушечные бидоны или баночки), условные мерки (чашки, бокалы, ложки), инвентарь для уборки(ведёрки, метёлки, щётки, тряпки), косынки, фартучки. Сюжет: строится ферма, транспортёр для подачи корма, строят также ветлечебницу- доярки выпускают коров, телят, пастухи их пасут. Во время дойки доярки идут доить коров на пастбище. Затем на машинах молоко отвозят в детский сад, магазин. На ферме заболела корова – ей вызывают ветврача, врач приходит, осматривает её, выписывает ей лекарство, её отвозят в отдельное стойло; вечером на ферме уборка помещения. |
КАРТОЧКА №7
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОТДЕЛЬНУЮ ПЛАНЕТУ» Атрибуты: средство передвижения (космический корабль, ракета- можно сделать из строителя), пульт управления, рация, наушники, компьютерная техника (из коробок). Сюжет: собирается экспедиция на другую планету, заготавливаются подарки для друзей с другой планеты, оборудуется и строится космический корабль. Всё готово - полёт, летит корабль по звёздному небу, рассматривают звёзды, вот и млечный путь, он указывает дорогу к друзьям, вот планета. Корабль приземляется. Навстречу нашей экспедиции идут инопланетяне. Они их приглашают в гости, показывают свою планету. Обмениваются подарками, в конце все вместе возвращаются на землю. | КАРТОЧКА №8 «ЗООПАРК» Атрибуты: игрушечные животные, строительный материал, инвентарь (ведёрки, метёлки, тазики, тряпочки) Из фанеры ,картона, вырезают невысокие природного материала (желудей, веточек),цветной бумаги и пластилина готовят корм для животных, фартучки, нарукавники, косынки, береты. Сюжет и роли: роль проводника, рабочие зоопарка, директор, врач, работники кухни. Началось строительство зоопарка. Директор даёт указания проводнику, каких привезти в зоопарк животных. Проводники едут за животными и привозят их в зоопарк, там их осматривает врач и рабочие размещают их по клеткам. На кухне животным готовят пищу, кормят их, чистят клетки. Дети из д/с приходят на экскурсию в зоопарк, воспитатель рассказывает им о животных, которые находятся в клетке. |
КАРТОЧКА №9 «ПУТЕШЕСТВИЕ В ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ» Атрибуты: рация, наушники, шлемы для водоёмов, строительный набор, картинки с изображением животных, билеты. Сюжет: организуется путешествие в дальние страны, строится корабль. Мама с дочками покупают билеты на корабль. На корабле ходят в буфет, в библиотеку, во время путешествия корабль получает пробоину, командир отдаёт приказ исправить аварийную ситуацию, водолазы спускаются на дно, исправляют неполадки, путешествие продолжается. Дети приплыли на север, там знакомятся с климатом, с животными. Затем плывут дальше и продолжают знакомиться с другими странами. | КАРТОЧКА №10 «ПОЧТА НАШЕГО ГОРОДА» Атрибуты: конверты, маленькие книжечки, журналы, открытки, газеты, почтовые ящики, берет с эмблемой, сумки для почтальонов, секционные стенки с ячейками для раскладывания корреспонденции по адресам в здании почты, в жилых домах, посылки, квитанции. Роли и сюжет: сортировщик, почтальон, начальник почты, посетители. Сортировщики: сортируют полученную корреспонденцию, почтальоны разносят почту по адресам, начальник почты контролирует правильность сортировки и доставки корреспонденции. Вручает квитанции. Посетители пишут письма, поздравительные открытки, отправляют их своим знакомым, покупают на почте газеты, марки, в специальной стенке с ячейками, на которой номер квартиры лежит корреспонденция. Посетитель забирает предназначенную ему корреспонденцию. Если что-то не устраивает посетителя, он обращается к начальнику почты, который всё сверяет по квитанции. На почте получают и оправляют посылки. Для получения посылки предъявляют квитанцию, которую вручает получателю почтальон. |
КАРТОЧКА №11 «АТЕЛЬЕ» Атрибуты: вырезанные из картона большие и маленькие куклы, цветные ленты разной длины (ширины), условные мерки (картонные полоски), ножницы, детские швейные машинки, цветные карандаши, выставка тканей, журналы мод. Роли и сюжет: заведующая ателье, закройщики, портные, приёмщица, кассир, рабочие ателье, шофёры, заказчики. Куклам к празднику нужны нарядные платья. Закройщик снимает мерки, отмеряет ткань на платье, заказчице предлагается журнал мод для выбора фасона. Затем работа оплачивается в кассе. Рабочие ателье начинают шить платье. В ателье организуется выставка тканей, приходят посетители, рассматривают ткани, покупают себе на платье, здесь же заказывают. В ателье закончилась ткань, заведующая ателье заказывает ткань на складе, шофёр её привозит. | КАРТОЧКА №12 «ШКОЛА» Цель: 1. Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. 2. Воспитывать у детей желание учиться. 3. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы. 4. Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская. Предшествующая работа: Целевая прогулка к школе. Экскурсия в школу. Беседа о школе с показом школьных принадлежностей. Рассматривание картин о школе. Дидактическая игра «Собери портфель» Заучивание стихотворений о школе Чтение рассказов о школе. Разучить песню «Чему учат в школе» Рисование «Наша школа» Ручной труд: сделать маленькие тетради, книжки, учительский журнал для игры « в школу», приготовить тряпочки и мел. |
КАРТОЧКА №13
«ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТИЮ ДЕТСКОГО САДА» Атрибуты: куклы, мебель, игрушки, транспорт. Роли и сюжет: заведующая д\с, воспитатели, няни, завхоз, шофёр, грузчик. В новом микрорайоне открывается детский сад. Заведующая д\с заказывает на складе мебель, посуду (согласно количеству детей), на склад едет шофёр на машине, там грузчики грузят мебель, отвозят её в д\с. Воспитатели согласно также количеству детей устанавливают, каждый в своей группе: кровати, столы, стулья, разбирают посуду, приводят группы в порядок. Дальше идёт связь с играми «Детский сад», «Семья». | КАРТОЧКА №14
«ЦИРК» (сюжетно-дидактическая игра с математическим содержанием) Атрибуты: у каждого ребёнка – конверт, в котором находятся числовые карточки. Роли, сюжет: все дети – зрители - воспитатель – ведущий. Ведущий приглашает всех в цирк, покупаются билеты. Все рассаживаются, согласно указанным на билетах местам и рядам). Ведущий и персонаж задают детям задания с математическим уклоном. |
КАРТОЧКА №15 «АЭРОПОРТ» Атрибуты: строительный набор, самолёты, кассы, билеты, куклы. Сюжет: строится здание аэропорта, пассажиры покупают в кассах билеты, чтобы отправить своих детей в путешествие на самолёте. В аэропорту есть буфет, библиотека, во время ожидания вылета или прилёте самолёта, пассажиры и ожидающие ходят в библиотеку, в буфет, по радио объявляют посадку самолёта: встречающие- встречают, провожающие – провожают. | КАРТОЧКА №16
«МЫ СТРОИЛИ ГОРОД БУДУЩЕГО» (игра проводится аналогично карте №9, только задания здесь более фантастические) Сюжет: группа инженеров – конструкторов разработали план постройки города «Будущего», начертили его, предложили построить строителям. Строители выбирают материал, из чего будут построены здания, машины подвозят стройматериалы к месту строительства. После строительства города, его озеленяют. |
КАРТОЧКА №17 «РЫБОЛОВЕЦКОЕ СУДНО» Атрибуты: строительный набор, руль, рупор, сети, рыба, сачки, тачки из картона, рация. Сюжет и роли: капитан, бригадир, рыбаки, сортировщики. Рыбаки на судне пошли в море ловить рыбу, они выполняют разную работу: подводят сети с рыбой к берегу, вычёрпывают рыбу из сетей в толки, подвозят рыбу к сортировщикам, те её сортируют, раскладывают по пакетам. На помощь рыбакам прилетает самолёт, лётчики отыскивают косяки рыбы с воздуха, сообщают рыбакам по рации, рыбаки её ловят сетями, отправляют с помощью самолёта на консервный завод. На судне есть консервный завод, там же и перерабатывают рыбу, а затем уже готовую отправляют в разные города. | КАРТОЧКА №18 «БИБЛИОТЕКА» Атрибуты: книги различного формата, книги сделанные и нарисованные детьми, формуляры для записей читателей, портреты писателей, художников, книжки-раскладушки о профессиях, подшивки газет, журналы. Сюжет: читатели приходят в библиотеку, берут книги, библиотекарь помогает им выбрать книгу по интересу, записывает в формуляр, какую книгу читатель взял, по возвращении книги дети должны рассказывать (по картинкам) о чём эта книга. В библиотеке может организоваться читательская конференция (чтение и рассказывание стихов, любимых сказок); в читальном зале посетители читают газету, журналы. В библиотеке может быть организована выставка художника. Библиотекарь заказывает по телефону, чтобы ему привезли новые книги. Ему доставляет шофёр книги, библиотекарь их принимает и размещает их по полкам, отмечает в журнале какие книги приняла. |
КАРТОЧКА №19 «АПТЕКА» Атрибуты: различные лекарства, вата, шприцы, окошечко «касса», отдел для изготовления лекарств (фармацевтический), деньги, рецепты, игрушечные пробирки, баночки. Сюжет и роли: кассир, фармацевт, продавец. После посещения больницы, дети с рецептами приходят в аптеку за лекарствами, подают рецепты, продавец им подаёт лекарство и говорит, сколько надо заплатить в кассу. Покупатель платит в кассе деньги и забирает лекарство, если лекарства готового нет, фармацевт готовит это лекарство. | КАРТОЧКА №20 «ЗООЛЕЧЕБНИЦА» Атрибуты: игрушки животных, грелки, градусники, шприцы, рецепты. Сюжет и роли: ветврач, медсестра, посетители с животными, регистратор Заболела собака (кошка), её приносят в ветлечебницу, записывают в регистратуре. Врач осматривает животных, медсестра ставит уколы, градусник, поит лекарством. На ферме заболела корова, ветврача вызывают на ферму. Он осматривает животное, говорит, как надо его лечить, как ухаживать. |
КАРТОЧКА №21 «СТРОИТЕЛИ КОСМОДРОМА» Атрибуты: строительный набор, машины. Сюжет: для полёта на луну надо построить космодром, инженеры-конструкторы чертят чертежи постройки корабля, на машинах подвозят материал. Строители строят ракету, космический корабль, оборудуют (руль, радиопередатчик). Так же чтобы совершить полёт нужно подготовить космонавтов. Для этого строится школа для вылета ракеты, подготавливается стартовая полоса (вокруг ракеты всё убирается). | КАРТОЧКА №22 «МЫ ФЕРМЕРЫ» (Проводится аналогично игре «ЖИВОТНОВОДЫ» Добавляются: атрибуты: трактора, машины. Сюжет: подошло время посадки (уборки урожая), в поле выходят трактора, комбайны. |
КАРТОЧКА №23 «ФАБРИКА ИГРУШЕК» Атрибуты: игрушки всех видов, глина, пластилин, столярные принадлежности, коробочки под игрушки, конвейер, машины. Сюжет: для детского сада на фабрике заказывают игрушки, рабочие их изготавливают; изготовив игрушки на фабрике проводится выставка – распродажа игрушек; инженеры –конструкторы придумывают изготовление новых игрушек, рисуют их на бумаге, рабочие рассмотрев рисунки, начинают их изготавливать; на фабрике есть столовая, куда рабочие ходят в обеденный перерыв, так же имеется библиотека. На фабрике директор заказывает на складе материал для изготовления игрушек, этот материал привозит со склада на машине, приёмщик принимает материал, выдаёт рабочим. | КАРТОЧКА №24 «ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ» Атрибуты: телефонные аппараты, строительный набор, журналы для записей Роли и сюжеты: диспетчера, абоненты. На телефонной станции работают диспетчера, им звонит абоненты, просят, чтобы их соединили с кем-нибудь из их знакомых, дома не отвечает телефон, абонент звонит на т\ станцию и просит, чтобы проверили линию, диспетчер вызывает рабочих, они налаживают связь. |
КАРТОЧКА №25 «ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ» Атрибуты: строительный набор, машины, каски, оборудование (шланги, игрушечные баллоны для тушения пожара), телефон, рация. Сюжет: в доме произошёл пожар, по телефону позвонили люди, машины собираются на выезд, приезд на место пожара, тушение. | КАРТОЧКА №26 «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» (ожоги, отравления) Атрибуты: машины скорой помощи, лекарства, халаты, носилки, капельницы, шприцы, марля, вата. Сюжет: вызов скорой помощи на пожар, оказание помощи пострадавшим, на носилках забирают в больницу. Ребёнок отравился, к нему вызывают машину «скорой помощи», оператор записывает приём вызова, отправляет машины к месту происшествия, врач осматривает, оказывает первую помощь (промывание), ставит уколы. |
КАРТОЧКА №27 «ТЕЛЕГРАФ». Атрибуты: телефоны, компьютеры (из коробки), бланки телеграмм. Сюжет: на телеграфе работают операторы, они принимают от посетителей телеграммы, передают их в другой город по телефону, на телеграфе есть переговорный пункт, посетители заказывают переговоры, разговаривают по телефону. | КАРТОЧКА №28 «ПУТЕШЕСТВИЕ В МОСКВУ НА САМОЛЕТЕ» Цель: 1. Развивать у детей любознательность, расширять знания о Москве - столице нашей Родины, ее достопримечательностях. 2. Углубить и расширить знания детей о работе аэропорта, о сотрудниках аэропорта. 3. Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным строительным материалом и бумагой. 4. Активизация словаря: аэропорт, стюардесса, рация, таможня, экскурсовод. Предшествующая работа: Наблюдение за самолетами в небе. Беседы о труде летчиков, стюардесс, о работе аэропорта. Подвижная игра «Самолеты» Дидактическая игра «Едем, летим, плывем» Рассматривание фотоиллюстраций о Москве. Беседа о Москве – столице нашей Родины Конструирование: строим самолет из крупного и мелкого строительного материала. Рисование «Летят самолеты» Аппликация «Самолет» Ручной труд: изготовление стаканчиков для пассажиров самолета, изготовление сувениров для москвичей, изготовление самолетиков для игр на прогулке. Чтение рассказов о летчиках, заучивание стихотворений о Москве. |
КАРТОЧКА №29 «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» Цель: 1. Углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного транспорта, о железной дороге. 2. Дать детям сведения о других городах нашей Родины – Краснодаре, Ростове, Волгограде, Воронеже. 3. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта. 4. Активизация словаря: перрон, состав, тоннель, шлагбаум, тепловоз, проводник, купе, вагон. Предшествующая работа: Экскурсия на железнодорожный вокзал. Наблюдение за поездами, за работой ж/д вокзала. Целевая экскурсия к переезду, наблюдение за работой стрелочника. Беседа о труде работников железнодорожного вокзала. Чтение рассказов о железной дороге. Заучивание стихов о железной дороге. Настольная игра «Железная дорога» Рассматривание карты с целью определения пути следования по железной дороге до Москвы и ознакомления с городами России. Рисование «Едет поезд» Ручной труд: изготовление сигнальных флажков для стрелочников. Рассматривание фотоиллюстраций о железной дороге. | КАРТОЧКА №30 «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан». Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира. Возраст: 6–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием. |
КАРТОЧКА № 31 «Call - центр» Цель: 1. Познакомить детей с труде работников железнодорожного транспорта, о железной дороге. 2. Дать детям сведения о других городах нашей Родины – Краснодаре, Ростове, Волгограде, Воронеже. 3. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта. 4. Активизация словаря: перрон, состав, тоннель, шлагбаум, тепловоз, проводник, купе, вагон. |
Картотека творческих игр
Старший возраст
- Кондитерская фабрика
- Магазин (овощной, хлебный, игрушки, кондитерский)
- Поликлиника аптека скорая помощь (ожоги, отравления)
- Жатва
- Пароход (труд речников) рыболовецкое судно
- Животноводы
- Путешествие на другую планету
- Путешествие в дальние страны
- Мы строим город будущего
- Аэропорт
- Ателье
- Строим город
- Зоолечебница зоопарк
- Строители космодрома
- Почта нашего города
- Школа
- Мы фермеры
- Фабрика игрушек
- Телефонная станция телеграф
- Кинотеатр
- Цирк
- Пожарная часть
- Подготовка к открытию детского сада
- Библиотека
Картотека сюжетно-ролевых игр
Сюжетно-ролевая игра «ПОЛИКЛИНИКА» («БОЛЬНИЦА»)
Средняя группа
Цель:
1. Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача,
о работе поликлиники.
2. Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры.
3. Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген,
процедуры, градусник, рецепт.
Предшествующая работа:
Экскурсия в медицинский кабинет.
Наблюдение за работой медсестры, врача.
Рассказ воспитателя о работе врача в поликлинике , окулиста, хирурга, педиатра, терапевта, рентгенолога.
Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации.
Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»
Кукольный театр «Доктор Айболит»
Чтение рассказов о работе врача ( Б.Житков «Обвал», С.Маршак «Ледяной остров» и др.)
Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий»
Ручной труд: изготовление градусника, фонендоскопа, горчичников для игры «в больницу».
Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
Средняя группа
Цель:
1. Обогатить знания детей о труде парикмахера.
2. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.
3. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа,
фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном,пенка для укладки, накручивать на бигуди, платить деньги в кассу.
Предшествующая работа:
Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.
Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.
Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».
Экскурсия в парикмахерскую.
Наблюдение за работой мастера.
Чтение рассказов Б.Житкова «Что я видел», С.Михалкова «В парикмахерской»
Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески.
Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.
Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем»
«Для чего эти предметы».
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ» («ВОДИТЕЛИ»)
Старшая группа
Цель:
1. Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения.
2.. Воспитывать уважение к труду водителя, милиционера.
3. Учить вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир»,
«водитель – милиционер».
4. Активизация словаря: правила дорожного движения, пост ГИБДД,
регулировщик, перекресток, светофор, пешеходный переход, пассажир, пешеход.
Предшествующая работа:
Наблюдение за работой транспорта на перекрестке со светофором и «зеброй».
Экскурсия по ул.Красной (наблюдение за движением машин)
Встреча с работниками ГИБДД с целью ознакомления с профессией.
Беседа о правилах дорожного движения.
Изучение дорожных знаков.
Чтение: С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», Б.Житков «Светофор» и др.
Заучивание наизусть стихов о правилах дорожного движения
Рассматривание фотоиллюстраций о работе ГИБДД.
Дидактические игры: «Домино – дорожные знаки», «Транспорт»
Игры на макете «Перекресток»
Подвижная игра «Раз, два, три – к знаку беги!»
Рисование «Соблюдайте правила движения»
Аппликация «Машина на светофоре»
Ручной труд: изготовление макета светофора, дорожных знаков, водительских удостоверений.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»
Средний возраст
Цель:
1. Расширить знания детей о работе продавца в магазине.
2. Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца.
3. Активизация словаря : продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовыхприборов, одежды.
Предшествующая работа:
1. Экскурсия в ближайший магазин с целью наблюдения за работой продавца.
2. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)»
3. Рассказ воспитателя о профессии продавца.
4. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.
5. Дидактические игры : «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».
6. Рисование «Магазин продуктов»
7. Лепка «Овощи-фрукты для магазина»
8. Ручной труд: изготовление кассы, чеков, денег для игры «в магазин»
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «КОСМОС»
Подготовительная группа
Цель:
1. Обогатить и систематизировать знания детей о работе космонавтов, о полетах в
космос.
2. Воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов.
3. Активизация словаря: космос, космическое пространство, Вселенная, планеты,
космический корабль, выход в открытый космос, связь с Землей.
Предшествующая работа:
1. Рассказ воспитателя о космосе и космонавтах.
2. Рассматривание фотоиллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на Земле и в космосе.
3. Беседа с детьми о первом космонавте Ю.Гагарине, о первой женщине-космонавте В.Терешковой.
4. Чтение рассказов и книг на тему космоса.
5. Рисование «Космическая ракета»
6. Аппликация «Космонавт»
7. Конструирование: строительство ракеты из крупного строительного материала
Картотека сюжетно-ролевых игр
Собираемся на прогулку
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Магазин
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
Аптека
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.
День рождения Степашки.
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Строим дом.
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Зоопарк
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала, билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
Детский сад
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
Парикмахерская
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
В библиотеке
Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.
Космонавты
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.
Семья
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.
В кафе
Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.
На дорогах города
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.
Правила движения
Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.
Мы – спортсмены
Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.
На станции технического обслуживания автомобилей
Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.) .
Пограничники
Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.
Школа
Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя, расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.
Космическое приключение
Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
Мы – военные разведчики
Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста
В возрасте 3-4 лет дети охотно играют в ролевые игры, создавая сюжет.Просматривается в сюежете и гендерное воспитание детей. Девочки охотнее играют в дочки-матери, магазин, парикмахерскую. А мальчики ...
"Роль сюжетно - ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста
Игра - как развитие способностей детей...
«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
материал для родителей...
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста (Консультация для родителей)
Консультация для родителей и воспитателей....
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...
Картотека сюжетно-ролевых игр с детьми среднего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14105097","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"357","width":"473"}}]]...
Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.
Сборник составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...