Сказкотерапия при работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья
Для детей с задержкой психического развития организуются занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании мировоззрения младшего школьника и его личности в целом, является развитие мышления и коррекция трудностей в поведении и общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия при работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
Для детей с задержкой психического развития организуются занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании мировоззрения младшего школьника и его личности в целом, является развитие мышления и коррекция трудностей в поведении и общении.
Особое значение это приобретает на первоначальном этапе обучения, когда закладываются основы дальнейшего развития ребенка. Для детей с ОВЗ этот этап вызывает определенные трудности, и нестандартные формы обучения здесь могут стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность усвоения знаний.
Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ЗПР является
сказкотерапия. Она позволяет расширять кругозор, формировать целостные
представления об окружающем мире, оказывать влияния на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сферы. С помощью сказкотерапии можно выявить психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения. Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с
ЗПР. В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию
творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи.
Сказкотерапия особенно эффективна при оказании педагогической помощи
дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.
Проблемы психолого-педагогического характера решаются через
проигрывание сказок, сочинение сказочных историй, обсуждение сюжетной
линии и героев, разрешение конфликтных ситуаций. Сказка играет большую
роль в жизни дошкольника, в его психическом развитии. Метафора обеспечивает
контакт между правым и левым полушариями мозга. Известно, что левое
полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, тогда как правое –
это своего рода гуманитарное, творческое начало, отвечающее за фантазии.
Поэтому в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое
извлекает логический смысл и линию сюжета, а правое полушарие в это время
свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Известно,
художественное произведение влияет как на развитие отдельных психических
функций, так и, что особенно важно, на формирование личности ребенка в целом.
Восприятие сказки – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание,
мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою
важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через искусство можно помочь ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать. Важнейший сдвиг, который происходит в
дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней
психической активности, без которой невозможна никакая творческая
деятельность. В восприятии художественного произведения дошкольник не
эгоцентричен. Постепенно он учится становиться на позицию героя, мысленно
ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач.
Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет
ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого
участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.
Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к
действительности, способствует возникновению нового и изменяет общее о
тношение к действительности, способствует возникновению новых, более
высоких мотивов деятельности ребенка. На осознаваемом, вербальном уровне
ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы
все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном
уровне.
Следует отметить особенности выбора сказки:
- используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и т.д.
-сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
- возможность использования элементов сюжета.
Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы
следующие условия:
-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литературапособия, оборудование, ТСО, канцтовары);
-практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического
процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий);
-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное
улучшение речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста с
использованием сказки);
Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:
-диалоговые взаимоотношения дефектолога, воспитателей, родителей и ребѐнка на основе сказки;
-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки.
Основные этапы применения сказкотерапии:
- ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить
родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме;
- сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого сказочного
героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя
семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством
обогащения словаря, проявления творчества и фантазии;
- решение сказочных задач.
При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятия наиболее
понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс
группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем
больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в
жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли;
- самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно
самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование,
облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.
При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:
- Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица.
- Групповое рассказывание сказок.
- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
- Групповое придумывание сказки.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные
стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в
процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её
героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые
умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями.
У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с ЗПР
позволит педагогу стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.
Список литературы:
1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
2.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Спб., 2000.
3.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной, М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...
Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития".
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увели...
Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (или как часто можно встретить сокращение ЗПР) – это нарушение темпов развития, когда одна или несколько из высших психических функций (внимание, память, мышление,...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
. Проблема сохранения здоровья детей остается важной во все времена, особенно она, является актуальной в отношении детей с ОВЗ. Здоровье сберегающие технологии взаимосвязаны и перекликаютс...
Коррекционная-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье раскрывается проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, формы и методы коррекционного воздействия, а также принцыпы воспитания и обучения детей с проблемами в развитии....
Консультация «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».
В настоящее время, в связи увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педа...
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.
В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....