Сказкотерапия при работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья

Бут Татьяна Владимировна

Для детей с задержкой психического развития организуются занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании мировоззрения младшего школьника и его личности в целом, является развитие мышления и коррекция трудностей в поведении и общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия при работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Для детей с задержкой психического развития организуются занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании мировоззрения младшего школьника и его личности в целом, является развитие мышления и коррекция трудностей в поведении и общении.

Особое значение это приобретает на первоначальном этапе обучения, когда закладываются основы дальнейшего развития ребенка. Для детей с ОВЗ этот этап вызывает определенные трудности, и нестандартные формы обучения здесь могут стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность усвоения знаний.

Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ЗПР является

сказкотерапия. Она позволяет расширять кругозор, формировать целостные

представления об окружающем мире, оказывать влияния на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сферы. С помощью сказкотерапии можно выявить психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения. Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с

ЗПР. В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию

творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи.

Сказкотерапия особенно эффективна при оказании педагогической помощи

дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.

Проблемы психолого-педагогического характера решаются через

проигрывание сказок, сочинение сказочных историй, обсуждение сюжетной

линии и героев, разрешение конфликтных ситуаций. Сказка играет большую

роль в жизни дошкольника, в его психическом развитии. Метафора обеспечивает

контакт между правым и левым полушариями мозга. Известно, что левое

полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, тогда как правое –

это своего рода гуманитарное, творческое начало, отвечающее за фантазии.

Поэтому в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое

извлекает логический смысл и линию сюжета, а правое полушарие в это время

свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Известно,

художественное произведение влияет как на развитие отдельных психических

функций, так и, что особенно важно, на формирование личности ребенка в целом.

Восприятие сказки – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание,

мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою

важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через искусство можно помочь ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать. Важнейший сдвиг, который происходит в

дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней

психической активности, без которой невозможна никакая творческая

деятельность. В восприятии художественного произведения дошкольник не

эгоцентричен. Постепенно он учится становиться на позицию героя, мысленно

ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач.

Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет

ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого

участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.

Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к

действительности, способствует возникновению нового и изменяет общее о

тношение к действительности, способствует возникновению новых, более

высоких мотивов деятельности ребенка. На осознаваемом, вербальном уровне

ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы

все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном

уровне.

Следует отметить особенности выбора сказки:

- используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди» и т.д.

-сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;

- возможность использования элементов сюжета.

Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы

следующие условия:

-наличие научно-методической и материальной базы (художественная литературапособия, оборудование, ТСО, канцтовары);

-практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического

процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий);

-консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное

улучшение речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста с

использованием сказки);

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

-диалоговые взаимоотношения дефектолога, воспитателей, родителей и ребѐнка на основе сказки;

-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки.

Основные этапы применения сказкотерапии:

- ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить

родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме;

- сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого сказочного

героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя

семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством

обогащения словаря, проявления творчества и фантазии;

- решение сказочных задач.

При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятия наиболее

понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс

группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем

больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в

жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли;

- самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно

самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование,

облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

- Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица.

- Групповое рассказывание сказок.

- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

- Групповое придумывание сказки.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные

стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в

процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её

героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые

умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями.

У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с ЗПР

позволит педагогу стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.

Список литературы:

 1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.

2.Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Спб., 2000.

3.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной, М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Рабочая программа содержит:1.Пояснительную записку.2. Тематическое планирование лексических тем.3. Тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений.4. Диагностически...

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития".

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увели...

Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (или как часто можно встретить сокращение ЗПР) – это нарушение темпов развития, когда одна или несколько из высших психических функций (внимание, память, мышление,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

. Проблема сохранения здоровья детей остается важной во все времена, особенно она, является актуальной в отношении детей с ОВЗ. Здоровье сберегающие   технологии взаимосвязаны и перекликаютс...

Коррекционная-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье раскрывается проблема воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, формы и методы коррекционного воздействия, а также принцыпы воспитания и обучения детей с проблемами в развитии....

Консультация «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».

В настоящее время, в связи увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педа...

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.

В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....