НОД "Семья"
план-конспект занятия (старшая группа)

Никишина Ирина Юрьевна

Формировать представление о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребенка, совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье; познакомить с историей возникновения семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_semya.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема: «Семья» старший дошкольный возраст

Цель: В игровой форме расширить знания детей о  семье.

Задачи:

 Образовательная:

  • Формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребенка; совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества. Познакомить с обязанностями членов семьи, история возникновения семьи.

Развивающая:

  • Развивать творческую активность, гордость за родных людей.

Воспитательная:

  • Воспитывать уважение и любовь к членам семьи и предкам.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная.

Предварительная работа: беседа «Моя семья»; Дидактическая игра «Кто для кого?», Беседа «Моя мама, мой папа», Беседа «Семейные фотографии», Беседа «Что делают наши мамы и папы», Чтение сказок  «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди»,   Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Встречаем гостей»,  рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй», обсуждение ситуации: «На кого я похож?» , чтение Я.Акима «Моя родня».

Методические приёмы

1. Художественное слово.

2. Рассказ воспитателя.

3.Рассказ детей о своей семье.

4.Анализ.

Оборудование: Картинка с изображением ребус 7-я, модель «Семья», заготовки иллюстрации семьи, иллюстрации древних людей, листочки с фотографиями семей, клей карандаш.  

Демонстрационный материал. Макет дерева из картона, картинка с изображением ребуса 7-я, модель «Семья», заготовки иллюстрации семьи, иллюстрации древних людей.

Раздаточный материал. Листочки с фотографиями семей (по количеству детей), клей карандаш (по количеству детей).

Ход НОД

1.Вводная часть                                                                                                                                  

Организационная игра: дети стоят полукругом

Воспитатель: «Придумано кем – то просто и мудро

            При встрече здороваться: «Доброе утро!»

            «Доброе утро!» - солнцу и птицам.

           «Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

            Крепко за руки давайте возьмемся

            И друг другу мы улыбнемся.

Отгадывание ребуса. 

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: да.

Воспитатель: Я приготовила для вас необычную загадку, загадку – картинку, она называется ребус. Давайте с вами отгадаем ребус.

             Отгадывание ребуса

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем беседовать?

Дети: о семье.

Воспитатель: Что такое семья?

Дети: семья – это мама, папа и их дети.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы будем беседовать о семье.  

II. Основная часть   

Беседа «Путешествие в прошлое»

 Воспитатель: Ребята, давайте перенесемся на миллионы лет назад.  Представьте, что мы сели с вами в машину времени.

                      Дети рассаживаются на стульчики.

Мы с вами перенеслись на миллионы лет назад. В те времена, когда не было семьи, а люди жили большими коллективами и назывался такой коллектив – человеческое племя.

Как вы думаете, почему они жили большими коллективами, а не поодиночке?

Дети: ответы  

Воспитатель: Конечно, имея несовершенные орудия труда люди не могли жить поодиночке, они были бы съедены хищными животными или вымерли бы от голода, поэтому они жили группами, коллективами, вместе добывали пищу, оборонялись от зверей.

                 рассматривание иллюстраций

Воспитатель: Но время не стоит на месте, люди научились делать орудия труда, при помощи их человек мог получить больше продуктов, построить жилище. В это время приручили диких животных, стали выращивать овощи и теперь люди не нуждались в большом коллективе, а могли жить семьями.

                 рассматривание картинки семьи (старая иллюстрация).

Воспитатель: Но семья все равно была большой.  В ней жили дедушки, бабушки, отцы, дети, дяди, тети.  Главой семьи был самый старший член семьи. Он распоряжался по дому, за столом раздавал пищу, делил хлеб, первым начинал, есть глава семьи, затем все другие члены семьи. Все члены семьи помогали друг другу, заботились.

  Физминутка «Часы»                                                                                                                              Воспитатель: Ребята, предлагаю немного отдохнуть.

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так.   Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.    Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)

Налево - раз, направо – раз. Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)

Мы тоже можем так.

Пословицы о семье 

Воспитатель: Ребята, семья- это родственники, которые живут рядом. Это самое дорогое, что есть у человека. Неслучайно у русского народа так много пословиц о семье. Я думаю, и вы знаете пословицы о семье. Предлагаю вспомнить их:

  • семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • нет родителей - нет покровителей.
  • вся семья вместе, так и душа на месте.
  • На что клад коли в семье лад

Творческий этап

                Воспитатель привлекает внимание к висящему на стене силуэту дерева.

Воспитатель: В нашей группе выросло красивое дерево. Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу. Мы дружим, уважаем друг друга, помогаем друг другу. Этим мы похоже на семью. Это дерево- наша группа, каждая из веточек – это ваши семьи. На столах, ребята, лежат листочки с фотографиями ваших родных.   Сейчас, я прошу вас разместить- фотографии членов семьи на веточке дерева.

                 Дети приклеивают картинку своей семьи

Рассказы детей о их семьях

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Аккуратно наклеили картинки. У нас получилось замечательное дерево. Предлагаю вам рассказать о своей семье, как зовут членов семьи, назвать имена и отчества.

                  Во время рассказа ребенок стоит возле дерева, показывает членов семьи.

Воспитатель: Пока в семье дружба, все держаться друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

 Сейчас, я вам предлагаю взяться за руки и образовать круг. Мы с вами тоже большая дружная семья. Никита нам прочтет стихотворение о семье.

Семья – это счастье, любовь и удача,                                                                                                                 Семья это летом поездки на дачу.                                                                                                                        Семья – это праздник, семейные даты,                                                                                                                   Подарки, покупки, семейные   траты.                                                                                                             Семья – это труд, друг о друге забота,                                                                                                               Семья – это много домашней работы.                                                                                                             Семья – это важно!    Семья – это сложно!                                                                                                              Но счастливо жить одному невозможно!

- Ребята, давайте вместе повторим важные слова:

Семья-это важно. Семья-это сложно. Но счастливо жить одному невозможно!

Игра «Ты мне кто?»

Цель: Закрепить понятия: тетя, дядя, дедушка, бабушка, брат, сестра.

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть и вспомнить кто в семье кем приходиться.

III. Заключительная часть 

Итог.

Воспитатель: Ребята, о чем сегодня мы с вами беседовали? (о семье)

- Что такое семья?

- Как мы должны относиться к родным и близким?

Дети: Заботиться, помогать, уважать, гордиться за родных людей.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие молодцы. (Оценка детской деятельности)