Проект "Этот загадочный космос"
проект
Формирование у детей представлений о космическом пространстве. Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_etot_zagadochnyy_kosmos.docx | 360.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3
«Родничок» с. Правда муниципального образования «Холмский городской округ»
_____________________________________________________________________________
694615, Сахалинская область, Холмский район, с. Правда ул. Речная д. 48 А, телефон 93-2-96
ПРОЕКТ
«ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»
старшая группа
Воспитатель: Михайлова
Юлия Александровна
2022 г.
Тип проекта: информационно-познавательный, игровой, творческий.
Участники проекта: дети группы, родители, воспитатель.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации проекта: с 4.04.2022г. по 15.04.2022г.
Актуальность проекта: несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей.
В процессе общения с детьми было выявлено, что дети владеют скудной и большей частью неточной информацией, но есть желание узнать о космосе больше
Цель: Формирование у детей представлений о космическом пространстве. Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
Образовательные: способствовать расширению представлений детей о многообразии космоса; рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса; познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным;
Развивающие: способствовать развитию творческого воображения, фантазии, умения импровизировать;
Воспитательные: содействовать воспитанию взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии, к своей Родине.
Этапы реализации проекта:
1 этап
- Изучение методической литературы.
- Составление плана работы.
- Выявление первоначальных представлений детей о космосе.
- Подбор презентаций для просмотра «Все о космосе».
- Информирование родителей о предстоящей деятельности.
Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов, раскрасок, музыки.
2 этап
- Проведение недели космоса в группе.
- Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.
3 этап
- Организация выставки работ о космосе.
- Участие во всероссийском конкурсе «Космос глазами ребенка».
План реализации проекта:
№ | Образователь ная область | Задачи | Методические приемы | Ответственные |
Вводный этап | ||||
1 | Познавательное развитие (расширение кругозора детей). Тема: беседа «Что такое космос?» | Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос; способствовать закреплению полученных представлений, расширить кругозор детей; способствовать развитию памяти, внимания, стремления узнать новое. | Рассказ воспитателя «Что такое космос», физминутка, просмотр слайдов о космосе, ответы на вопросы, итог. | Дети, воспитатель |
2 | Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта. | Создание условий для реализации проекта. | Воспитатель | |
3 | Подбор познавательной и методической литературы. | Анализ литературы для организации осуществления исследования | Дети, воспитатель, родители | |
Основной этап | ||||
1 | Познавательное развитие (расширение кругозора детей). Тема: беседа «Голубая планета – Земля» | Образовательные: способствовать углублению представлений о том, что планета Земля – это огромная планета, большая часть которой покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша. Развивающие: содействовать развитию воображения, ассоциативного и творческого мышления. Воспитательные: способствовать воспитанию у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе. | Загадывание загадок, рассказ воспитателя о Земле, просмотр слайдов с фотографиями нашей планеты из космоса, глобуса, физминутка «Космонавт», чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой!». | Дети, воспитатель |
2 | Познавательное развитие (расширение кругозора детей). Тема: беседа «Семья планет» | Образовательные: способствовать углублению представлений о планетах. Развивающие: содействовать развитию воображения, ассоциативного и творческого мышления. Воспитательные: | Рассказ воспитателя о планетах, рассматривание картинок беседа о планетах, подвижная игра «Планеты, стройся!», разучивание «Астрономической считалки». | Дети, воспитатель |
3 | Познавательное развитие (расширение кругозора детей). Тема: беседа «О полёте Юрия Гагарина» | Образовательные: способствовать формированию представлений детей о том, что такое космодром, космические корабли, ракеты, спутники, представления о первооткрывателях космоса. Развивающие: содействовать расширению интереса к профессии космонавта. Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к героям космоса, желание быть похожими на них, способствовать развитию познавательного интереса у детей. | Рассказ воспитателя, физминутка «Космонавт» просмотр слайдов, итог. | Дети, воспитатель |
4 | Художественно-эстетическое развитие (рисование). Тема «Космические просторы» | Образовательные: уточнить представления детей о космосе: о планетах Солнечной системы, ближайших звездах, первом космонавте. Развивающие: способствовать развитию у детей художественного восприятия космического пространства, умения самостоятельно составлять сюжет рисунка, в заданной теме; способствовать развитию фантазии, воображения, творческих способностей детей. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству, желание передавать свои впечатления. | Сюрпризный момент, чтение письма Инопланетянина Галактикуса, просмотр слайдов, беседа, физминутка, беседа по предстоящей работе, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, итог. | Дети, воспитатель |
5 | Художественно-эстетическое развитие (аппликация). Тема «Космос» | Образовательные: способствовать формированию умения детей вырезать пятилучевые звёзды. Вызвать интерес к созданию образа «космос». Развивающие: способствовать развитию внимания, чувства формы. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса детей к космосу и космическим полётам. | Рассматривание фотографий ночного неба, беседа, показ образца вырезания пятиконечной звезды, ракеты, физминутка. самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, выставка и анализ детских работ. | Дети, воспитатель |
6 | Художественно-эстетическое развитие (лепка). Тема «Ракета» | Образовательные: расширить представление детей о космосе и о космических полётах Развивающие: способствовать развитию мелкой моторики рук, творческого воображения; способствовать совершенствовать умение пользоваться различными приёмами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Воспитательные: воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них. | Загадывание загадок; рассматривание портрета Ю.Гагарина и беседа о Гагарине, чтение стиха «Космонавт» В. Степанова, физминутка, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, итог занятия. | Дети, воспитатель |
7 | Физическое развитие (развитие физических качеств). | Совершенствовать координационные способности, содействовать развитию ловкости, быстроты, внимательности; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствиями с правилами. | Подвижные игры «Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Ракетодром», «Невесомость», «Солнышко и дождик», «Солнце – чемпион». | Дети, воспитатель |
8 | Познавательное развитие (развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации). ракеты». | Способствовать развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, способствовать социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. | Дидактические игры «Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят | Дети, воспитатель |
9 | Речевое развитие (понимание на слух текстов различных жанров детской литературы). Чтение художественной литературы. | Способствовать обучению детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать и беседовать по содержанию. | «Незнайка на Луне» Н. Носова, Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», Левитан Е.П. «Звёздные сказки», энциклопедии: Гуричева Е. «Космос. Самая первая энциклопедия», «Космос» | Дети, воспитатель |
10 | Художественно – эстетическое развитие (реализация самостоятельной творческой деятельности детей). палочек. | Способствовать развитию мелкой моторики, развитию внимания, логического мышления, умения собирать целое из частей. | Раскрашивание картинок о космосе, собирание пазлов, выкладывание картинок из счетных | Дети, воспитатель, родители |
11 | Социально-коммуникативное развитие (развитие социального и эмоционального интеллекта). | Способствовать расширению представлений детей о многообразии космоса. Способствовать развитию творческого воображения, фантазии | Просмотр мультфильмов Мультфильм "Незнайка на Луне», "Мурзилка на спутнике" | Дети, воспитатель, родители |
Итоговый этап | ||||
1 | Изготовление макета Солнечной системы. | Способствовать расширению представлений детей о многообразии космоса. способствовать развитию творческого воображения, фантазии, умения импровизировать. | Дети, воспитатель, родители | |
2 | Презентация проекта «Космос» | Прививать детям стремление узнавать новое, осуществлять поиск информации самостоятельно и с помощью взрослых. | Дети, воспитатель |
Приложение 1
Тема: «Космические просторы» (рисование)
Задачи:
Образовательные: уточнить представления детей о космосе: о планетах Солнечной системы, ближайших звездах, первом космонавте.
Развивающие: способствовать развитию у детей художественного восприятия космического пространства, умения самостоятельно составлять сюжет рисунка, в заданной теме; способствовать развитию фантазии, воображения, творческих способностей детей.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству, желание передавать свои впечатления.
Ход НОД:
1. Создание игровой ситуации.
Дети входят в комнату, звучит музыка, по центру ковра стоит робот и держит конверт с письмом.
Воспитатель: Дети, у нас сегодня в гостях необычный гость. Обратите внимание у него для нас послание. (Воспитатель берет в руки письмо и читает).
«Дети, приглашаю вас совершить путешествие за пределы вашей планеты в далёкий и необъятный космос. Во время путешествия вы увидите много интересного, вам будет, о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы нарисуете космос. Для этого нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова.
Если очень постараться, если очень захотеть,
Можно на небо подняться и до Солнца долететь
И робот вас приведет на мой космический корабль, следуйте за ним.
Инопланетянин Галактикус.
Воспитатель: Ну что, дети, хотите отправиться в путешествие? Ну, тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Если очень постараться, если очень захотеть,
Можно на небо подняться и до Солнца долететь
Дети произносят слова, и робот начинает движение в сторону доски. На доске изображение (слайд 1) кабины управления космического корабль.
Воспитатель: Дети, посмотрите, мы действительно оказались на космическом корабле. Давайте, займем места. (Дети садятся на стулья)
Слайд 2 На экране появляется Галактикус и приветствует детей.
Слайд 3 Галактикус предлагает проверить, представления детей о космосе.
Задает 1 вопрос: «Назовите название вашей планеты?» (Земля).
Слайд 4 Вопрос 2 «Кто был первым космонавтом?» (Юрий Алексеевич Гагарин).
Слайд 5 Вопрос 3 «Как называется специальная одежда для полетов в космос?» (Скафандр).
Слайд 6 Вопрос 4 «Как называется спутник Земли?» (Луна).
Слайд 7 Вопрос 5 «Солнце это звезда или планета?» (Самая близкая звезда).
Слайд 8 Вопрос 6 «Сколько известных людям планет вращается вокруг солнца?» (9: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
Слайд 9 Вопрос 7 «Как называется это космическое тело?» (Комета).
Слайд 10 Галактик поздравляет детей с пройденным испытанием.
Воспитатель: Галактик, мы знаем, что во время полета космонавты испытывают сильные перегрузки, чтоб от этого не пострадать детям, просто необходимо сделать зарядку.
3. Физминутка «Улетаем на ракете"
Воспитатель: Ну, вот вы и готовы! Сделайте глубокий вдох, выдох, успокойте свое дыхание.
Усаживайтесь поудобнее, во время путешествия, будьте внимательны, запоминайте самые ярки и красивые моменты, медленно начинайте отчет: 5,4,3,2,1 пуск.
Дети прощаются и возвращаются в комнату.
5. Беседа о предстоящей работе
Воспитатель: Вот мы с вами немного попутешествовали.
Что запомнилось больше всего? Какие планеты вы узнали?
А сейчас нам пора выполнить задание Галактика нарисовать космические пейзажи. Но сначала подумайте, в какой технике рисования вы бы хотели изобразить космос. Ведь работы у нас должны получить разнообразными.
Какие материалы вам понадобятся? Ответы 2-3 детей.
(На предварительных занятиях дети выбрали техники рисования и подготовили подмалевки).
Воспитатель предлагает детям рассказать о технике рисования, которую они выбрали, и объяснить выбор материалов. Дети организуют рабочее место и приступают к выполнению работ.
Воспитатель: Закройте глаза и еще раз вспомните, самые красивые моменты из нашего путешествия.
- Предложить детям подумайте, что они нарисуют на переднем плане, а что будет вдалеке…
-Маша, что у тебя будет на переднем плане, а что будет вдалеке? (спросить 2-детей)
6. Самостоятельная работа
Во время рисования звучит спокойная, тихая музыка.
После того как все ребята приступили к работе воспитатель определяет, кто в данный момент нуждается в помощи, кто затрудняется начать работу. С этими детьми воспитатель выясняет этапы работы. Оказывает советы по составлению композиции. Проводится индивидуальная работа
7. Анализ детских работ
По окончанию работы дети устраивают выставку и рассказывают о своих путешествиях.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша доска превратилась в огромный космос.
- Рассмотрите внимательно все работы. Какая из работ вам кажется интересной, и почему?
- На какой картине художнику удалось более выразительно передать глубину космического пространства.
- Вы настоящие художники, и вам удалось передать красоту космического пространства, в котором светят многочисленные звезды, пролетают мимо планет быстрые кометы, и не спеша, плывут космические корабли.
8. Сюрпризный момент
Воспитатель: Настало время открыть колбу.
На память о космическом путешествии Галактик дарит вам раскраски о космосе.
Тема: «Космос» (аппликация)
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию умения детей вырезать пятилучевые звёзды. Вызвать интерес к созданию образа «космос».
Развивающие: способствовать развитию внимания, чувства формы.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса детей к космосу и космическим полётам.
Средства: Цветная бумага, ножницы, клей, простые карандаши; схема изготовления пятилучевой звезды; контурные схемы созвездий.
Формы работы: рассматривание фотографий ночного неба, беседа, показ образца вырезания пятиконечной звезды, ракеты, физминутка. самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, выставка и анализ детских работ.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята посмотрите на фотографии ночного неба.
Сверкают звёзды необыкновенной красоты, мчится комета - хвост по небу разметала.
А вот планеты кружатся в хороводе.
Воспитатель: что вам удалось увидеть в далёком космосе? (Звезды, планеты, кометы).
Воспитатель: давайте мы с вами вместе создадим космическую картину. Воспитатель показывает изображение ракеты.
Воспитатель показывает способ вырезания пятилучевой звезды и выставляет схему. Дети пробуют вырезать на черновых листочках. Воспитатель помогает детям освоить сложный способ, учит пользоваться схемой или технологической картой.
Раскладываем на космической картине и передвигаем в поисках наиболее удачной композиции: самые крупные и тяжёлые на вид космические фигурки помещаем внизу самые мелкие и лёгкие - вверху или равномерно по всему фону. Всё на месте? Ничего не потеряли? Никто никому не мешает? Красиво? Тогда прикрепляем.
Физминутка «Космос»
Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя.
Выставка и анализ детских работ.
Тема: «Ракета» (лепка)
Интегрированные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Интегрированные задачи:
Образовательные: способствовать расширению представлений детей о космосе и о космических полётах.
Развивающие: способствовать развитию мелкой моторики рук, творческого воображения; способствовать совершенствовать умение пользоваться различными приёмами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание.
Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к героям космоса, желание быть похожими на них,
Средства: иллюстрации о космонавтах, фотографии Ю.А.Гагарина и космического корабля «Восток»
Формы работы: загадывание загадок; рассматривание портрета Ю.Гагарина и беседа о Гагарине, чтение стиха «Космонавт» В. Степанова, физминутка, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, итог занятия.
Ход НОД:
Воспитатель: Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики).
Воспитатель: А почему именно 12 апреля? (В этот день впервые человек полетел в космос).
Воспитатель: В космической ракете
С названием «Восток»
Он первый на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Воспитатель показывает портрет Ю.А.Гагарина.
Воспитатель: Знаете ли Вы, кто изображен на портрете? (Да. Гагарин).
Воспитатель: Люди каких профессий побывали в космосе? (Врачи, инженеры - конструкторы, исследователи).
Воспитатель: Ученые каких стран изучают тайны космоса? (Россия, Франция, Германия и другие).
Воспитатель: Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, принимать правильные решения, здоровым и образованным. Должны пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами? Тогда давайте потренируемся.
Дети встают.
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Влево – вправо наклоняться, даже боксом заниматься.
И зарядку по утрам очень нужно делать нам.
Чтение стиха «Космонавт» В. Степанова
Воспитатель: Мы сегодня с вами говорили о космосе и космонавтах. 12 апреля каждый год наша страна Родина Россия отмечает День космонавтики и чествует героев космоса.
- Ребята, давайте представим, что мы на космодроме и создадим космические ракеты.
Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя.
Итог занятия. После лепки провести упражнение « Ракета».
Беседа на тему «Что такое космос?»
Интегрированные задачи: Образовательные: систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос; способствовать закреплению полученных представлений, расширить кругозор детей.
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, стремления узнать новое.
Средства: иллюстрации о космосе.
Формы работы: рассказ воспитателя «Что такое космос», физминутка, просмотр слайдов о космосе, ответы на вопросы, итог.
Воспитатель: Любой космонавт должен знать, что такое космос. Слово «космос» пришло к нам от древних греков. У них это слово обозначало «мир». Космос – то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос. 12 апреля 1961 года в космос поднялся первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор 12 апреля – День космонавтики.
– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Воспитатель проверяет детей на усвоение материала:
- Как называется дом космонавтов?
- Зачем он нужен?
- На что похож космический дом?
- Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин).
- Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (Ракета).
- Как называется костюм космонавта? (Скафандр).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? (Белка и Стрелка).
- Какие планеты вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон).
11.Самая большая и горячая звезда во Вселенной? (Солнце).
Беседа на тему «Голубая планета – Земля»
Интегрированные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интегрированные задачи:
Образовательные: способствовать углублению представлений о том, что планета Земля – это огромная планета, большая часть которой покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша.
Развивающие: содействовать развитию воображения, ассоциативного и творческого мышления.
Воспитательные: способствовать формированию у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.
Средства: картотека загадок, глобус, слайды с фотографиями планеты Земли из космоса, музыкальное оформление.
Формы работы: загадывание загадок, рассказ воспитателя о Земле, прослушивание музыки «Космическая музыка» в исполнении группы «Спейс», просмотр слайдов с фотографиями нашей планеты из космоса, глобуса, физминутка «Космонавт», чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой!».
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, что такое наша планета. Увидим, как она выглядит. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, её название!
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар
Что наш дом – большущий шар.
Дети: земля!
Воспитатель: - Наша планета – это огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Наша Земля уникальна – на ней есть жизнь, растения, животные, человек. Это потому, что на нашей планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам (воспитатель показывает макет земли).
Воспитатель: Что это, как вы думаете?
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус).
Воспитатель: - Правильно, молодцы! (Звучит музыка, показываются слайды с фотографиями нашей планеты из космоса)
- Дети, наша планета Земля – такая разная и красивая, потому что она живая: на ней живут растения, животные, люди! Послушайте замечательное стихотворение В. Орловой «Дом под крышей голубой!» Словно крыша над землею, голубые небеса.
А под крышей голубою, реки, горы и леса.
Океаны, пароходы, и поляны, и цветы,
Страны все и все народы, и, конечно, я и ты.
Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жилье,
Потому что на планете все твое и все мое.
И пушистые снежинки, и река, и облака,
И травинки, и тропинки, и вода из родника.
Дом кружится возле Солнца, чтобы было нам тепло,
Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.
Чтобы жили мы на свете, не ругались, не грозя,
Как хорошие соседи или добрые друзья.
Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.
Воспитатель: Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода!)
Воспитатель: Это означает, что на земле много воды, рек, морей и океанов.
- Кому в природе нужна вода?
Человеку, деревьям, животным….
Воспитатель: - На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода проделывает большой путь, прежде чем попасть к нам. Для того чтобы вода стала безопасной, ее специально очищают. Иногда нам кажется, что вода сама течет из крана и поэтому ее можно не экономить, пусть льется. Но это не так. Мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде, будут засорять наши реки? (Реки высохнут, обмелеют, засорятся, будет катастрофа…)
Воспитатель: Давайте представим на время, что мы с вами космонавты. И перенесемся немного в будущее, лет на 20 и посмотрим, что станет с реками?
Физкультминутка: «Космонавт»
А сейчас мы с вами, дети, – Маршируют на месте.
Улетаем на ракете. – Руки вверх, ладони образуют
«купол ракеты».
На носки поднимись, – Стойка на носках.
А потом – руки вниз! – Опускают руки – основная стойка.
Раз, два, три, четыре! – Маршируют на месте.
Вот летит ракета ввысь. – Руки вверх, образуют ракету.
В небе ясном солнце светит, – Показывают «солнышко» – руки скрестить,
Космонавт летит в ракете, пальцы – лучики, раздвинуть, потом показать опять ракету, поднимаясь на носки.
А внизу леса, поля – Низкий наклон вперед,
Расстилается земля. – Руки разводятся в стороны,
выпрямляются и «летят» на места.
Воспитатель: Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери, и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на нашей планете - Земля! На которой человек – хозяин, который должен быть заботливым и добрым! Земля – это дом для всех людей, его надо любить и не разрушать, содержать в чистоте! А вам еще одно задание: сделайте на память о нашем путешествии, рисунки на тему «Земля – живая планета».
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица — с небом, как поле — с плугом,
Как ветер — с морем, трава — с дождями,
Как кружит солнце со всеми нами.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету -
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она…
Беседа на тему «Семья планет»
Интегрированные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интегрированные задачи:
Образовательные: способствовать углублению представлений о планетах.
Развивающие: содействовать развитию воображения, ассоциативного и творческого мышления.
Средства: картотека подвижных игр, картинки с изображением планет.
Формы работы: рассказ воспитателя о планетах, рассматривание картинок беседа о планетах, подвижная игра «Планеты, стройся!», разучивание «Астрономической считалки».
Воспитатель: Вокруг нашей звезды — Солнца — вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей.)
Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты — из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.
Воспитатель спрашивает, знают ли дети какие-нибудь планеты Солнечной системы.
В Солнечной системе девять планет. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.
Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение Меркурия. В последующем выставляет изображения планет на их орбиту.
Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты — Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе.
Земля — третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
Марс — четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны — Марса. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа — марсиане.
Юпитер — пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога — Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
Уран — седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна — Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря — Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.
Плутон — девятая (самая удаленная) планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.
Подвижная игра «Планеты, стройся!»
Воспитатель: Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка»:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
(А. Усачев)
Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена.
В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.
Астероид — небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.
Изучением космоса занимается наука астрономия. Первая часть слова «астрономия» — «астра». Всем вам знаком цветок астра, на древнем языке «астра» означает «звезда». С помощью этой части образованы и другие слова. Например, астронавт. Кто это? (Это человек, который летит к звезде, путешественник в космосе).
Воспитатель: Что такое метеор? (Камни, летающие в космосе).
Воспитатель: Метеоры — явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов). Метеоры еще называют падающими звездами.
Воспитатель: А что означает слово «астроном»? Как вы думаете, кто это? (Человек, изучающий звезды).
Воспитатель: Это человек, занимающийся астрономией. А что такое астролёт? (Корабль для полета на звезды).
Воспитатель: Воздушный корабль для межпланетных сообщений.
Беседа на тему «О полёте Юрия Гагарина»
Интегрированные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интегрированные задачи:
Образовательные: способствовать формированию представлений детей о том, что такое космодром, космические корабли, ракеты, спутники, представления о первооткрывателях космоса, содействовать расширению интереса к профессии космонавта.
Воспитательные: воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей.
Средства: фотографии Ю.А.Гагарина и космического корабля «Восток».
Формы работы: рассказ воспитателя, физминутка «Космонавт» просмотр слайдов, итог.
Воспитатель: Событие века – человек в космосе – эта весть заставила весь мир 12 апреля 1961 года смотреть на небо, усыпанное звёздами, покрытое облаками, или сияющее в лучах солнца по-особенному. Именно в этот день гражданин нашей страны, Юрий Алексеевич Гагарин, на космическом корабле «Восток-1» совершил первый в истории человечества полёт в космос. Время полёта 1 час 48 мин, высота 181-327 км, расстояние 41 тыс.км.
Победитель космоса – советский человек. Сила земного тяготения преодолена.
Многие поколения людей давно уже мечтали проникнуть в заоблачные высоты, в далёкие миры, чтобы увидеть и познать их. Эта мечта находила отражение в увлекательных книгах, называющихся фантастическими. Но вот наступило время, когда межпланетные полёты из области фантастики перешли в область реального.
«Вижу Землю…»
…Журнал визуальных наблюдений – это солидная пачка плотных листов в голубом переплёте с тисненым золотом гербом. У журнала есть оригинал и копии. Оригинал первые космонавты брали с собой на борт орбитальной станции. В нём несколько разделов: геология, вулканология, сельское хозяйство, наблюдения лесов, денников, пустынь, Мирового океана…Разнообразные задания, методики наблюдений, карты и схемы, советы и рекомендации, бланки для записи результатов.
А начиналось всё с восхищённых возгласов Юрия Гагарина: «Вижу Землю!.. Различаю складки местности, снег, лес… Наблюдаю облака… Красиво. Красота!». В дальнейшем были новые полёты, и космонавты в свободную минуту проводили время у иллюминаторов. С течением времени обычное наблюдение Земли превратилось в обязательную часть программы действий каждого экипажа – визуальные наблюдения.
Первый полёт в космос – событие века
Газеты того времени писали:
«Беспрецедентный подвиг во имя мира и прогресса человечества. Космонавт Гагарин в течение короткого промежутка времени стал героем нашего поколения. Вот это день! Вот это время!»
«Начало эры полёта человека в космос является результатом грандиозных достижений учёных, инженеров, космонавтов, всего советского народа».
«Весь мир переполняет гордость. Речь идёт о великом событии – первом полете Человека в космос».
«Жители планеты Земля потрясены известием о новом достижении русских учёных в области космонавтики. Это достижение доказывает, что человеческий ум не имеет преград».
«Хочу быть космонавтом…»
…В 1963 году на стол Юрия Гагарина легло заявление: «Прошу зачислить меня в группу космонавтов. Готов на любую работу, связанную с полётами в космос. Валентин Лебедев, студент Московского авиационного института». По логике кандидата, это был единственный прямой путь к космической цели…Новые претенденты рвались в космос. В космическую бездну…
Заключение
Космонавтика несёт гигантские перемены сформировавшемуся столетиями укладу жизни. А у истоков стояли великие учёные и, конечно же, историческая личность — Юрий Алексеевич Гагарин, обычный человек из города Гжатска.
Приложение 2
Картотека подвижных игр
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
Цель: способствовать развитию физических качеств детей: ловкости, силы, выносливости, координации движений.
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
Подвижная игра «Невесомость»
Цель: способствовать развитию координации движений и выносливости.
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу садятся, на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
Подвижная игра «Космонавты»
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: способствовать развитию подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Подвижная игра «Ракетодром»
Цель: способствовать развитию двигательной активности.
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: способствовать обучению детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко», дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.
Подвижная игра «Солнце – чемпион».
Цель: способствовать закреплению представлений детей названий планет солнечной системы.
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Картотека дидактических игр
Дидактическая игра «Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: способствовать закреплению представлений детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз Меркурий, Два … Венера,
Три … Земля, Четыре … Марс.
Пять … Юпитер, Шесть … Сатурн,
Семь … Уран, За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета .
Под названием Плутон
Дидактическая игра «Куда летит ракета?», «Сосчитай ракеты»
Цель: способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве.
Дидактическая игра «Добавь словечко»
Цель: способствовать развитию речи и памяти.
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопаем в ладоши)
планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий,
(загибаем пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Вот Нептун,
А вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши,
(хлопаем в ладоши)
полетали от души!
(пальцы сжаты, большой палец вверх)
Физкультминутки
«Улетаем на ракете"
1,2,3,4 мы на месте походили,
А теперь мы с вами дети,
Улетаем на ракете.
На носочки поднялись,
Быстро, быстро, руки вниз,
1,2,3,4 вот летит ракета ввысь!
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
Физкультминутка «Космонавт»
Я хочу стать космонавтом,
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр,
(присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты!
(обвести руками большой круг)
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
Список использованной литературы
- Гонтарук Т.И./ «Я познаю мир»/ Т.И. Гонтарук - Москва, изд. АСТ: Транзиткнига, 2006.
- Гуричева Е.А./ Космос. Самая первая энциклопедия/ Е.А. Гуричева - Москва, изд. Росмэн, 2014.
- Дубкова С.И./ Сказки звёздного неба/ С.И. Дубкова - Москва, изд. Белый город, 2006.
- Левитан Е.П./ Звёздные сказки/ Е.П. Левитан – Ростов-на-Дону, изд. Феникс, 2015.
- Левитан Е.П./ Малышам о звездах и планетах/ Е.П. Левитан. - Москва, изд. Педагогика-Пресс, 1993.
- Майорова Г./ Игры и рассказы о космосе./ Г. Майорова– Москва, изд. Лист Нью, 1999.
- Носов Н.Н./ Большая книга Незнайки. Незнайка на Луне/ Н.Н. Носов– Москва, изд. Махаон, 2015.
- Парамонова Ж./ Забавная астрономия для малышей/ Ж. Парамонова //Журнал Дошкольное образование, № 9/2004.
- Скоролупова О.А./ Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса»/ О.А. Скоролупова. – Москва, изд. Скрипторий, 2003.
- Порцевский К.А./ Моя первая книга о Космосе/ К.А. Порцевский– Москва, изд. Росмэн-Пресс, 2007.
- Талимонова Л.А./ Сказки о созвездиях/ Л.А Талимонова. – Москва, изд. Машиностроение, 1993.
Интернет-ресурсы
- Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Как человек осваивал космос» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38458/
- Раскраски «Космос» http://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos
- Мультфильм «Мурзилка на спутнике» http://mults.spb.ru/mults/?id=1375
Мультфильм «Незнайка на Луне» http://mults.spb.ru/mults/?id=230
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.
Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...
Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».
Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...
Проект-Презентация "Загадочный Космос"к 60 летию первого полете человека в Космос 2021год
Загадочный Космос...
Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»
Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...
Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Это...
Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»
Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!
Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...