ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
статья (старшая группа)
В данной статье рассмотрены понятия дистанционного образования дошкольников. В статье решаются задачи необходимости разработки и развития дистанционных образовательных технологий и обоснованности их применения для детей дошкольного возраста. В статье раскрывается необходимость взаимодействия воспитателя и родителей для эффективности образовательного процесса, а также предлагаются возможные методы по организации дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
DISTANCE LEARNING FOR PRESCHOOL CHILDREN
В данной статье рассмотрены понятия дистанционного образования дошкольников. В статье решаются задачи необходимости разработки и развития дистанционных образовательных технологий и обоснованности их применения для детей дошкольного возраста. В статье раскрывается необходимость взаимодействия воспитателя и родителей для эффективности образовательного процесса, а также предлагаются возможные методы по организации дистанционного обучения.
This article discusses the concepts of distance education for preschoolers. The article solves the problems of the need for the development and development of distance learning technologies and the validity of their application for preschoolers. The article reveals the need for interaction between the educator and parents for the effectiveness of the educational process, and also suggests possible methods for organizing distance learning.
Ключевые слова: Дистанционное обучение дошкольников; дошкольное образование; дистанционные технологии.
Key words: Distance learning for preschoolers; preschool education; distance technologies.
На первый взгляд сама возможность осуществления дошкольного обучения путем удаленного формата является абсурдной, но введенные в 2020 году карантинные ограничения заставили пересмотреть отношение к дистанционным образовательным технологиям. Внезапно объявленный Локдаун подтолкнул развитие дистанционных форм обучения, поскольку стала очевидной потребность в необходимости внедрения и проработки технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс на расстоянии. В связи с этим, развитие методов дистанционного обучения дошкольников приобрело особую значимость, поскольку, таким образом, реализация образовательных программ становится доступна большему кругу детей, включая, кроме различного рода чрезвычайных ситуаций, банальное отсутствие по болезни либо дошкольников, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в связи с ограничениями по здоровью.
Осуществление образовательных программ дошкольников посредством применения дистанционных технологий в том виде, в котором оно существует сегодня, на практике в разы увеличивает нагрузку на воспитателя и требует от него обеспечения особого взаимодействия как с самим обучающимся, так и с его родителями или другими родственниками, осуществляющими присмотр за ребенком во время обучения.
В эффективности данного вида обучения взаимодействие со взрослыми, находящимися рядом с воспитанником во время образовательного процесса (родителями, бабушкой, няней), является ключевым моментом. Если школьники в своем большинстве уже хорошо знакомы с цифровыми устройствами, при помощи которых реализуются дистанционные образовательные программы, то ребенок, посещающий детский сад, самостоятельно без взрослого неспособен включить устройство, настроить программу, войти на необходимый сайт и организовать себя должным образом.
Совместная работа между воспитателями и родителями ребенка осуществляется в рамках действующего Федерального стандарта дошкольного образования ФГОС и предполагает активное вовлечение законных представителей обучающегося в учебный процесс. На деле добиться продуктивного взаимодействия бывает сложно, но, безусловно, отлаженное взаимодействие между воспитателем и родителями в таком случае служит залогом успешной образовательной деятельности.
Взаимодействие с семьей имеет важность и первостепенность не только для удаленного обучения. Оно является продуктом регулярной работы воспитателя с самого начала поступления воспитанника в учреждение и реализуется через индивидуальное общение, проведение индивидуальных или групповых консультаций, собраний, информации на стендах, сайте учреждения, создания презентаций и видеороликов, проведения театральных постановок, спортивных праздников и мастер-классов.
Также принципиально важным моментом для реализации дистанционных образовательных программ является взаимодействие и самих воспитателей, поскольку в данном процессе для достижения максимальной результативности необходимо действовать сообща, распределять нагрузку, активно общаться между собой и родителями при помощи мессенджеров, социальных сетей и электронной почты. Обмен необходимой информацией и координация действий способны повлиять на уровень вовлеченности родителей в учебный процесс. Ведь если каждый воспитатель будет иметь различные подходы, методы и требования к проведению занятий, то любой родитель может негативно отреагировать на саму возможность такого рода занятий.
Во время, можно сказать «экспериментального», дистанционного образования весной 2020 года многие педагоги и воспитатели наблюдали
постепенное, но явное угасание родительского энтузиазма, в том числе и по причине не слаженности действий образовательных учреждений. То есть с началом введения удаленного формата многие из родителей с радостью отреагировали на возможность уделить больше внимания своему ребенку и помочь ему с занятиями, но с каждым днем чувствовались усталость, снижение интереса и раздражительность. По этой причине принципиально важным становится активное общение с воспитателей, а так же правильный выбор площадок по реализации дистанционного образования. Для этого требуются методические разработки таких образовательных программ и занятий, которые будут интересны и полезны детям, направлены на поддержание высокого уровня мотивации дошкольников и родителей к процессу дистанционного обучения, а не реализовываться в качестве формального исполнения распоряжений вышестоящего руководства. Другими словами, чтобы дистанционное образование работало с дошкольниками, нужно создание интересных и полезных для детей заданий, а не для галочки.
Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, то главный и основной принцип при организации обучения детей – принцип наглядности. Это значит, что большая часть занятий должна проходить в формате видео.
Одним из действительно значимых факторов, способных заинтересовать ребенка – это наличие видео-уроков записанных самим воспитателем, как человеком хорошо знакомым и имеющим определенное доверие у дошкольника. Конечно, допускается добавление ссылок на уже готовые качественные материалы других специалистов, но собственные материалы воспитателя имеют для ребенка особое значение. Кроме того дошкольник видит и слышит своего воспитателя, и это вызывает у него ассоциацию с тем временем, когда он посещал очные занятия, формируется положительное подкрепление: «все, как раньше, ничего не изменилось».
Стандарты образования ограничивают продолжительность видео занятий для воспитанников рамками пяти – семи минут, объясняя это тем, что в дошкольном возрасте ребенок дольше не способен удерживать произвольное внимание. В этой связи после просмотра видео целесообразно включать в образовательный процесс разминку для профилактики чрезмерной зрительной нагрузки. К примеру, Можно предложить ребенку встать у окна, сосредоточить взгляд на каком-либо удаленном объекте, посчитать до пяти, затем перевести взгляд на точку, нарисованную на оконном стекле, сосредоточиться на ней и вновь посчитать. Можно выполнить и другое упражнение: поморгать, считая до пяти, а затем зажмурить глаза и также досчитать до пяти.
Организация образовательного процесса по направлению программ дошкольного образования реализуется в строгом соответствии с требованиями ФГОС и утвержденного календарно-тематического планирования, что целесообразно распространить и на дистанционные уроки. В действительности это помогает воспитателю без особых трудностей использовать новые необходимые образовательные компоненты и заранее планировать будущие занятия таким образом, чтобы не нарушать последовательность изучаемого материала.
В качестве материала дистанционных занятий рекомендуется также использовать аудио-рассказы, которые не дают нагрузки на зрение, но в тоже время очень интересны для детей. В конце прослушивания можно помещать загадки с предложением нарисовать или каким-то образом смастерить отгадку (слепить из пластилина).
Взаимодействие между участниками дистанционного образовательного процесса лучше организовать в одном из доступных мессанджеров, в котором будет осуществляться отправка ссылок на задания, мониторинг выполненных заданий и результаты деятельности детей (рисунки, поделки, фото отчеты).
Подводя итоги вопросу обучения детей дошкольного возраста посредством дистанционных технологий можно сделать вывод, что период дистанционного обучения имеет и положительные стороны. Во-первых, технические цифровые устройства, такие как компьютеры, планшеты и смартфоны интересны детям сами по себе, что способствует повышению интереса к изучаемому материалу, а высокая заинтересованность способствует лучшему восприятию и усвоению информации. Во-вторых, видеоролики позволяют показывать детям те моменты из окружающего их мира, наблюдение которых в реальном времени вызывают затруднения, а это стимулирует детей к поисково-исследовательской деятельности. И, в-третьих, организация дистанционного образования требует от родителей сосредоточения большего внимания на ребенке, способствует совместному творчеству и времяпровождению, а также улучшает взаимодействие между родителем и воспитателем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Данные сайта Министерства Просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/ (Дата обращения 02.11.2022);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (Дата обращения 02.11.2022);
- Столярова Н.Б., Камлева Н.С. Принципы построения информационных систем дистанционного обучения детей дошкольного возраста. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-postroeniya-informatsionnyh-sistem-distantsionnogo-obucheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer (Дата обращения 02.11.2022);
- Фролова С.А. Особенности дистанционного образования дошкольников. URL: https://urok.1sept.ru/articles/683800 (Дата обращения 02.11.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, по...
Рекомендации для организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста
В режиме самоизоляции родители дошкольников целыми днями проводят время вместе и самостоятельно занимаются развитием своего ребенка. Как подддержать детскую инициативу? Как организовать образовательну...
Консультация для педагогов: "#СИДИМДОМА или дистанционное обучение детей дошкольного возраста в условиях самоизоляции: методические рекомендации педагогам"
В представленной консультации рассматривается понятийный аппарат, нормативная база, деятельность педагога в системе дистанционного обучения. Педагогам даны полезные ссылки для подчерпывания различной ...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста»....
Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы.
В период пандемии многие педагоги оказались в ситуации, когда необходимо организвать дистанционное обучение воспитанников, т.к. прерывать образовательный процесс на такое длительное время является неп...
Методическая разработка на тему "Дистанционное обучение детей дошкольного возраста рисованию, с использованием новых способов художественной выразительности".
Представляю Вашему вниманию разработку дистанционного занятия с детьми.Видео - занятие по художественно- эстетическому развитию (рисованию) с использованием новых техник рисования.Рассчитано на ...