Представление педагогического опыта
методическая разработка

Мальцева Оксана Валерьевна

Среди всех педагогических технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, технология ТРИЗ занимает особое место, как технология, позволяющая максимально повысить познавательную активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

 педагогического опыта работы

 воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Лямбирского муниципального района

 Мальцевой Оксаны Валерьевны

по теме «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через использование методов и приёмов

 технологии ТРИЗ в образовательной деятельности»

Актуальность и перспективность опыта.   

    В настоящее время перед системой дошкольного образования стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка; формирование у детей предпосылок учебной деятельности, что требует от детей не только владения знаниями, но и умения добывать  эти знания самостоятельно и оперировать ими.

    Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившим  в силу Федеральным государственным образовательным стандартам  - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом и познавательной активностью.

    Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного освоения ребёнком окружающего мира, объектов природы, людей и т.д. Проявление ребёнком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях, стремление по-своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск. Активность выражается в степени самостоятельности в выборе ребёнком видов деятельности, в участие в организации игры, стремлении к общению, в формулировке высказываний, отношения событию и т.д. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребёнка.

    Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии познавательной активности у детей, посещающих дошкольные образовательные организации.

    Как же воспитать в детях личности с высокой познавательной активностью, которые будут легко и творчески решать возникающие жизненные проблемы? Исследования в области дошкольного образования показали, что формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста возможно посредствам современных образовательных технологий.

    Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология Теория Решения Изобретательских Задач (далее ТРИЗ)  занимает особое место, как технология, позволяющая максимально повысить познавательную активность детей.

    Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения. 

Значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса.                Технология ТРИЗ как универсальный инструментарий может использоваться во всех образовательных ситуациях с воспитанниками, что позволяет педагогам формировать у каждого ребёнка единую картину мира, создавать ситуации успеха.

    Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:
- воспитание интереса ребенка к собственным открытиям; 
- осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления; 
- развитие у ребенка умения знать и любить себя; 
- развитие творческого воображения, любознательности, фантазии дошкольников в процессе разнообразной деятельности; 
- развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой; 
- развитие у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих. 

    Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства самого педагога, он помогает привлекать интеллектуальные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем.

Условие формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения и становления опыта.

    Работая уже много лет детском саду мной было замечено противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития познавательной активности, творческих способностей дошкольников. В процессе поиска новых форм развития познавательной активности дошкольников, обусловленного введением новых ФГОС ДОУ я открыла для себя технологию, которая, по-моему, как нельзя лучше подходит для данной работы. Этой технологией является технология ТРИЗ. Я предположила, что познавательная активность детей дошкольного возраста станет выше, если в образовательной деятельности дошкольников будут использоваться методы и приёмы технологии ТРИЗ.

Теоретическая база опыта.

    Теория ТРИЗ возникла в конце 40 х годов прошлого века. Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Генрих Саулович Альтшуллер.

    В дошкольный мир технология ТРИЗ пришла в 1987 году. Применительно к дошкольникам технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач.  

    Работая по программе «Детство» под редакцией А.Г. Гогоберидзе за основу разработки моего педагогического  опыта я брала методические пособия А.М.Страунинг, Т.А. Сидорчук, А.В.Корзун, Л.Е. Белоусовой, С.И. Гин. Данные авторы  адаптировали технологию ТРИЗ для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии детям дошкольного возраста. Поданная авторами в  играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

    Для обеспечения наибольшей результативности по развитию познавательной активности детей работа мной организуется в двух основных направлениях образовательного процесса:

1. Совместная познавательная деятельность детей и воспитателя (организация НОД по всем областям развития  с использованием методов и приёмов теории решения изобретательских задач, 1 раз в неделю в 1 половине дня).

2. Игровая  познавательная  деятельность детей, как специально организованная, так и самостоятельная (игры и упражнения с элементами теории решения изобретательских задач, 2 раза в неделю; сочинение загадок и сказок во 2 половину дня 2 раза в неделю).

    Для удобства материал  разделён на «блоки»

                                                             1 блок

             Игры с элементами теории решения изобретательских задач

Задачи:

Познакомить детей с играми и упражнениями с элементами  теории решения изобретательских задач;

Учить видеть в объектах положительные и отрицательные качества, свойства;

Вызвать у детей интерес, побудить мотив к творческой деятельности.

Содержание работы

Упражнения, игры с элементами теории решения изобретательских задач 2 раза в неделю во 2 половину дня.

                                                         2 блок

                                                     Противоречия

Задачи:

Познакомить детей с понятием «противоречие»;

Учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений;

Формировать представления детей о противоречиях, умение воспринимать объекты, как совокупность противоположностей.

Содержание работы

НОД с использованием методов и приёмов теории решения изобретательских задач, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

- Противоречия в предметах;

- Противоречия в ситуациях;

- Противоречия в размерах;

- Противоречия в количестве;

- Противоположные признаки;

                                                          3 блок

                            Система, подсистема, надсистема объекта

Задачи:

Систематизировать представления о назначении объектов, составных частей;

Развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи;

Познакомить детей с моделью анализа объекта «системный лифт»;

Обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

Формировать представления о надсистемах и подсистемах объектов.

Содержание работы

НОД с использованием методов и приёмов теории решения изобретательских задач, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

- Подсистемы человека

- Подсистемы предметов

- Функции подсистем;

- Системный лифт;

- Надсистемы и подсистемы объекта.

                                                        4 блок

                    Моделирование с помощью маленьких человечков (ММЧ)

Задачи:

Учить проводить научно – исследовательскую работу, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы;

Развивать познавательную активность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

Формировать умения моделировать физические процессы.

Содержание работы

НОД с использованием методов и приёмов теории решения изобретательских задач, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

- Метод маленьких человечков;

- Твердые и жидкие человечки.

                                                        5 блок

                                                Фантазирование

Задачи:

Обобщить представление детей о прошлом различных объектов;

Развивать умение инсценирования;

Обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации;

Развивать воображение, умение фантазировать.

Содержание работы

НОД с использованием методов и приёмов теории решения изобретательских задач, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

- Прошлое

- Будущее человека;

- Будущее предметов.

                                                     6 блок

                                               Системный оператор

Задачи:

Обобщить представления детей о прошлом различных объектов;

Систематизировать представления о временных функциях объектов;

Формировать умение прогнозировать;

Обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации;

Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»;

Развивать воображение, умение фантазировать.

Содержание работы

НОД с использованием методов и приёмов теории решения изобретательских задач, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

- Прошлое;

- Будущее;

- Системный оператор.

                                                           7 блок

                                                 Сочинение сказок

Задачи:

Формировать умение системного анализа сказки;

Развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать;

Обучать приемам сочинения загадок;

Развивать навыки фантазирования, активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций;

Систематизировать представления детей о жанре сказки;

Познакомить с приёмом описания объектов с другой точки зрения.

Содержание работы

НОД с использованием методов и приёмов решения изобретательских задач, 1 раз в неделю в 1 половине дня:

- Анализ сказки по системному оператору;

- Использование ресурсов для сочинения сказки;

- Другая точка зрения.

    В основу обучения детей положены следующие методы:

- проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения), 

поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности), игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений), 

практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).

    Для развития познавательной активности я в основном используются следующие методы и приёмы.

- Метод мозгового штурма.

- Метод фокальных объектов.

- Метод «Системный оператор».

- Метод морфологического анализа.

- Типовые приёмы фантазирования.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).

- Круги Луллия

    При осуществлении работы с детьми  можно выделить несколько этапов

- Учить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

- Учить детей фантазировать, изобретать.

- Учить решение сказочных задач и придумыванию разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

    На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Необходимо учить их находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые их окружают, знакомить с проблемой многофункционального использования объекта, проводить исследование объекта: что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредное, что-то мешает, а что-то нужно. Здесь можно использовать игры: «Хорошо-плохо», «Черное-белое», «Вперед-назад» «Паучок плетет паутину».

    Большое внимание уделяла систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши». Постоянно использовала в работе задачи-шутки, которые способствовали преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума.

    Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Полная 9 экранная система в работе с дошкольниками используется редко. В основном работа строится на пятиэкранной схеме.

    При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков – ММЧ.  Знакомство детей с ММЧ начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

    После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко второму этапу работы по ТРИЗ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос «Как спасти колобка?» - «Убить лису». Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т.д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?»

    Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (МФО). Работу по МФО можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи:

- придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

- познакомить детей с новым объектом;

- создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

- проанализировать художественное произведение.

    Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены.     Дети  учатся находить ответы с помощью алгоритма, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.  Дети учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных. Загадывается предмет, ребёнок по наводящим вопросам пытается отгадать его. Отвечать можно только словами да-нет.

    Далее в работе с детьми я попробовала применить метод «Мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

    На третьем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки: «Сказки по схемам ТРИЗ», «Путешествие по сказочной стране». Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. Они учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.

    Применяю методы и приёмы технологии ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписываются методы и приёмы технологии ТРИЗ и в проектную деятельность, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

    Нельзя не отметить важность вовлечения семьи в реализацию данной проблемы. Родители - помощники в течение всего времени. Они активно участвовали в проведении конкурсов рисунков, поделок из природного материала, в праздниках, развлечениях. Я знакомила их с играми, которые они потом могли использовать в общении с детьми, предлагала различные домашние задания: составить рассказ о любимом животном, сочинить и проиллюстрировать рисунками сказку. Составить рассказ о своей семье и т.д.

    Как результат проводимой мною работы, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; т. е они учатся мыслить системно. Я не перестаю удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.

Анализ результативности. 

    В результате обучения дошкольников  с использованием методов и приёмов ТРИЗ у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» и в повседневном общении.

    По итогам наблюдений педагогов и родителей дети стали увереннее в себе, организованнее и выносливее. Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение методов и приёмов  ТРИЗ учит дошкольников видеть  мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.

    Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ эффективно сказывается на повышении познавательной активности дошкольников, на достижениях детей в различных видах деятельности

    С целью определения уровня развития познавательной активности мною  было проведено наблюдение за детьми, длилось 2 недели. По подгруппам, поочередно дети были включены в разные виды деятельности.

    Показатели уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по результатам наблюдения:

-Высокий уровень развития познавательной активности не наблюдался;

-Средний уровень развития познавательной активности наблюдался у 56%, что в абсолютном показателе составляет 9 детей;

-Низкий уровень развития самостоятельности наблюдался у 44%, что в абсолютном показателе составляет 7 детей

    Мои воспитанники являются участниками и призерами всероссийских конкурсов и фестивалей: «Семейное путешествие по России»; творческие конкурсы «Уши, ноги и хвосты», «Ангел вдохновения»; интеллектуальные викторины «Росток УМ», «Эрудит».

    Материалы опыта  опубликован на сайте педагога в Социальной сети работников образования «Наша сеть» (nsportal.ru)

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

    На мой взгляд, трудности и проблемы в использование конкретного опыта заключаются в том, что воспитатель сам должен на достаточно высоком уровне владеть методикой применения методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Он должен  обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

    Эту проблему можно  решать  посредствам участия в обучающих семинарах, в мастер-классах; использованием информационно-коммуникативных технологий  для  самообразования.

Адресные рекомендации по использованию опыта. 

    Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен творческим педагогам в работе с детьми, начиная, с младшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с окружающей действительностью, где дети воспринимают и чувственно познают мир, экспериментируют, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Также опыт работы могут использовать педагоги дополнительного образования, родители.

    Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.

    Предложенный игровой материал может быть использован и в свободной игровой деятельности вне занятий.

Наглядное приложение

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе с использованием методов и приёмов технологии

Тема: «Маленькие человечки»

Цель: Моделирование с помощью понятия «маленькие человечки» (ТРИЗ).

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков».

- Познакомить с переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Развивающие задачи:

- Развивать творческое воображение, интерес к учебной и познавательной деятельности.

- Развивать навыки экспериментальной  деятельности.

Воспитательные задачи:

       - Учит детей соблюдать общепринятые правила поведения на занятии.

Материал.

Карточки с «маленькими человечками»; стакан с водой; коробка; лёд; спиртовка и колба.

Структура НОД

Этапы НОД

Краткое содержание

Время

1

Организационный момент

Подготовка к занятию группы.

2 мин.

2

Основная часть:

1)Подготовка детей к изучению нового материала.

2)Раскрытие содержания материала, организация активной познавательной деятельности.

 

3)Физкультминутка.

4)Продолжение раскрытия содержания нового материала, организация активной самостоятельной практической и познавательной деятельности.

Вводная беседа.

Беседа с пояснением нового материала. Повторение пройденного материала.

Игра «Маленькие человечки» (моделирование с помощью карточек «маленькие человечки).

«Маленькие человечки»

Беседа о состояниях вещества.

Проведение опыта

Вопросы к детям.

26 мин.

3

Заключительная часть

Обобщающая беседа.

2 мин.

        Ход образовательной деятельности.

Восп. Посмотрите, ребята у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

           А сейчас обратите внимание на доску. Там тоже, расположились какие то гости. Но гости очень необычные. Они очень похожи на человека. Но как-то странно они себя ведут. Может быть, вы знаете, кто это?

(Ответы детей)

Восп. Правильно, это действительно «маленькие человечки». Мы с вами слушали  сказку про них. Эти человечки такие маленькие, что их очень трудно рассмотреть невооруженным  глазом. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Ну а мы с вами будем называть их просто «маленькие человечки». Они живут во всех веществах, которые нас окружают. А вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными. И везде человечки ведут себя по-разному.

Восп. Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах?

Дети. Они крепко держатся за руки.

Восп. А как себя ведут «человечки» в жидкостях?

Дети. Они просто стоят рядом.

Восп. А как ведут себя «человечки» в газообразных веществах?

Дети. В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают.

Восп. Какие твёрдые вещества вы знаете?

Дети. Твёрдые вещества – это камень, металл, дерево, пластмасса, стекло, земля, лёд.

Восп. Скажите, а где «человечки» крепче держатся за руки – в железе или дереве?

Дети. В железе «человечки» крепче держаться за руки, чем в дереве, потому что железо прочнее, чем дерево.

Восп. А какие жидкости вы знаете?

Дети. Вода, молоко, бензин, нефть.

Восп. Какие газообразные вещества вы знаете?

Дети. Воздух, газ.

Восп. Скажите ребята, каких веществ на земле больше – твёрдых, жидких или газообразных?

(Ответы детей).

Восп. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как говорят о нашей планете, когда смотрят на её фотографии из космоса? Какого цвета она из космоса?

Дети. Она голубого цвета.

Восп. Почему она нам кажется голубого цвета?

Дети. Потому что на земле много воды.

Восп. Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно, жидкости. Хотя и воздуха очень много. А воздух – это газ. А вот твёрдых веществ гораздо меньше.

Игра «Маленькие человечки» (моделирование с помощью карточек «маленькие человечки).

Воспитатель даёт детям задание выложить из карточек «маленькие человечки» предмет или вещество:

- пустой стакан;

- стакан с холодной водой;

- стакан с горячим чаем.

Дети выполняют задание.

Физкультминутка.

Дети стоят в кругу.  Воспитатель « превращает» их то в камень, то в воду, то в воздух. Можно задание усложнить. Воспитатель говорит: «Вы – стол. Вы – сок. Вы – дым костра». Дети согласно заданию или стоят рядом, или крепко держатся за руки, или бегают.

Беседа о состояниях вещества.

Восп. Ребята, как выдумаете, не может ли одно и то же вещество быть и твёрдым, и жидким, и газообразным?

(Ответы детей).

Восп. Посмотрите, что у меня в стакане.

Дети. В стакане вода.

Восп. Какие «человечки» живут в воде?

Дети. В воде живут «человечки», которые просто стоят на месте.

Восп. Значит, вода – это жидкость. Скажите, а можно воду превратить в твёрдое вещество?

(Ответы детей).

Восп. Хотите, я покажу вам фокус.  ( Ставит стакан с водой в коробку.  Достаёт из неё лёд).  Что это?  Какое это вещество? Что я поставила в коробку? Какое это было вещество?

(Ответы детей).

Восп. Как вода превратилась в лёд?

Дети. Вода замёрзла.

Восп. Значит, если воду охладить до определённой температуры, то «человечки» возьмутся за руки и вода станет твёрдым льдом.

Восп. Хотите тоже стать волшебниками?

(Проводится опыт)

Дети берут в руки кусочки льда. Сжимают его в ладошках, и лёд тает. Воду собираем в тарелочки. Из тарелочек воду переливаем в колбу. Ставим колбу на спиртовку. Вода закипает, над колбой появляется пар. Ставим над паром тарелку и превращаем пар в воду.

Вопросы к детям.

  1. Что мы взяли в руки?
  2. Каким веществом является лёд?
  3. Что получилось, когда лёд растаял?
  4. Что мы налили в колбу?
  5. Что стало с водой, после того как под колбой зажгли огонь?
  6. Что мы увидели над колбой?
  7. Какие «человечки» живут в паре?
  8. Что стало с паром, когда он коснулся холодной тарелочки?
  9. Во что превратился пар?
  10. Что будет, если мы поставим воду, которая получилась из пара, в холодильник?

Вывод. Вещество может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры: если температура высокая, то вещество превращается из твёрдого в жидкое или газообразное. Если температура низкая (холод), то жидкость или газ могут превратиться в твёрдое вещество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...