Праздник валенка
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект для старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_valenka_proekt.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44»
Проект
«Праздник валенка».
Автор проекта:
музыкальный руководитель
I квалификационной категории
Л.Н. Лемке
г. Ачинск, 2021год
Обоснование проекта.
Родителям и педагогам нужно чаще вспоминать, какими они были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни. Если помнить детское восприятие мира, то можно реагировать на все синхронно с ребенком, а это и есть самое важное для контакта. Создавая совместный проект, мы повысим психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Выстроим духовно-нравственные отношения между ребенком и родителем.
Ход проекта построен на играх, хороводах, на знаниях истории и традиций русского народа. Родители и дети активно включены в совместную деятельность, обогащать отношения через эмоциональное общение.
Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидят, что дети гордятся ими, им захочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Дети в своей памяти навсегда сохранят тепло общения со своими родителями, радость сопереживания. Взрослые и дети творчески подойдут к выполнению заданий: придумают поделки для конкурса, приготовят костюмы, испекут сладкое угощение и поделятся рецептами, примут участие в выставке, составят книжки-малышки про валенки.
Дети, родители, бабушки и дедушки примут активное участие в играх, конкурсах, расскажут много стихов, узнают историю возникновения валенка.
В рамках проекта пройдёт семейный праздник, который станет итоговым событием и доставит много радостных, волнующих минут.
Мамы и папы будут гордиться своими детьми, а внуки и внучки – бабушками и дедушками, а я – творческой фантазией всех участников проекта и плодотворным
сотрудничеством семьи и детского сада. Конкурсы и мероприятия, проведенные в рамках проекта, расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепят связь между поколениями.
Наименование проекта: «Праздник валенка».
Вид проекта: творческий, групповой.
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Сроки реализации: краткосрочный.
Цель проекта: активизирование творческого потенциала детей, родителей, педагогов и развитие интереса у детей к русскому быту, ремёслам, культуре своего народа.
Задачи проекта:
- Раскрыть творческие способности детей и взрослых;
- Создать условия и привлечь детей и взрослых к продуктивной деятельности;
- Познакомить детей с историей возникновения валенка;
- Воспитать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.
Актуальность:
У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Каким бы ни был повод для проведения праздника, всегда найдется возможность познакомить детей с новыми фактами, помочь им проявить свои знания, умение думать.
Реализация проекта «Праздник валенка» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Социальная значимость проекта: направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей
Гипотеза проекта: если создать соответствующую развивающую среду в группе, помочь ребенку накопить необходимые знания по выбранной теме, то можно заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддержать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности. Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь, расширится сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.
1 этап – подготовительный:
В течение первой недели участники образовательных отношений:
- подбирают информацию о валенках в книгах, журналах, в интернете
- рассказывают истории о валенках из своего детства, жизни;
- разработка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей;
II этап – реализация:
- выставка, посвященная истории русского валенка (войлочный валенок, книжка «валенок», валенок - «домик», валенок «самовар», новогодняя открытка в форме валенка.)
- занятия по изо деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
- украшение войлочных валенок детьми совместно с родителями.
- составление и отгадывание загадок, разучивание потешок, прибауток.
- дефиле войлочного валенка, украшенный детьми совместно с родителями.
В педагогическом процессе используются следующие методы, оперируя собранным материалом:
- беседа, рассматривание разных видов валенок;
- чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
- рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
- разучивание песен, стихов;
- прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”
- использование дидактических и подвижных русских народных игр;
- решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”.
III этап – подведение итогов:
- проведение праздника «Праздник валенка»;
- оформление альбома “Русский валенок”
- анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.
Ожидаемые результаты: Работа над проектом позволит достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Данный проект даст ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Литература:
1.Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.
2.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. Детство-Пресс,2004.
4.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н, Корепанова и др. –СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Приложение1
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«Праздник валенка»
Звучит русская народная музыка – дети входят в музыкальный зал. На экране появляется иллюстрация «Валенки». Под яркую музыку вбегает скоморошка.
Скоморошка:
К Вам на праздник по дорожке
Прибежала Скоморошка.
Пришла вас позабавить,
С праздником поздравить!
Выходите поплясать,
Свою удаль показать!
Танец под песню «Валенки» (Л. Руслановой)
Скоморошка: Ребята, а вы знаете, что валенки – самая удобная обувь. Испокон веков они являются неотъемлемой частью русского костюма, зимы и даже характера.
(На экране появляется иллюстрация «Старинный зимний наряд»)
Скоморошка: Раньше валенки стоили довольно дорого. Семья, в которой были хотя бы одни валенки, считалась богатой, их передавали по наследству. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. Вот мы и проверим, кто из наших мальчиков самый завидный жених.
Игра «Передай валенок»
(Под музыку мальчики передают валенок по кругу. У кого с окончанием музыки окажется в руках валенок, тот жених. Он выбирает девочку, и они танцуют. Остальные хлопают.)
Скоморошка: Валенки, катанки, чёсанки – вот сколько ласковых названий придумали люди. Но изначально валенками назывались вовсе не сапоги, а мужские головные уборы. Валенки появились на Руси во времена Золотой Орды. «Законодателями мод» здесь стали татары-кочевники, которые зимой щеголяли в войлочных сапогах. Главное сырьё для валенок – овечья шерсть.
(На экране появляется иллюстрация «Овечка»)
Скоморошка: Правда, могут быть и варианты: например, в Казахстане самыми престижными считаются верблюжьи валенки.
(На экране появляется иллюстрация «Верблюд»)
Скоморошка: Среди пары новых валенок нет отличия между «левым» и «правым», каждый из них формируется при носке, принимая форму стопы хозяина. Валенки помогают справиться с простудой. Раньше в деревнях старики не снимали валенок даже летом. В валенках не страшны любые морозы.
Музыкальная игра «Ой, мороз», муз. и сл. Г.Вихаревой)
Скоморошка: В играх валенки помогали узнать, кто самый умный, сильный, ловкий, быстрый. Наши ребята приготовили стихи о валенках:
Дети читают стихи.
Раз, два, три и мы обуты.
Это даже не сапожки!
Хватит нам и полминуты –
Можно мчаться по дорожке.
Их зимою дружно носят –
Спрос приличный у народа,
И продать на рынке поросят,
Говорят: «Вернулась мода!».
И у Дедушки Мороза
Никогда не мёрзнут ноги –
Не страшны Зимы угрозы,
Заметает пусть дороги,
Ничего в них не боимся,
Разве что проталинки.
От души зимой резвимся,
Ведь на ножках валенки!
(Н.Родивилина)
Своей дочке маленькой,
Купила мама валенки.
По дорожке топ, топ, топ.
На дорожку попой – хлоп.
Плачет горько Варенька –
Не нужны ей валенки….
Мама за руку берёт,
Мама за руку ведёт….
«Верю, больно, Варенька.
Не виновны валенки.
Не виновны валенки,
Просто ножки маленьки.
Вот немного подрастёшь
И одна гулять пойдёшь»
(С.Хохлова)
Скоморошка: Вам грустить не разрешаю, на игру вас приглашаю.
Игра «Бой валенками»
(Играют два мальчика, два папы. Участники получают по валенку. Встают в обруч напротив друг друга. Стараются валенком вытолкнуть противника из обруча)
Игра «Бег в валенках»
(Дети делятся на две команды. Участники обувают валенок на одну ногу и бегут до стульчиков и обратно. Выигрывает команда, участники которой первыми выполнят задание. К аттракциону можно привлечь и родителей)
Скоморошка: А сейчас мы с вами гадать будем. Но для этого придётся потрудиться.
Забава «Гадание на валенках»
(Вызывают два ребёнка. Нужно сначала на скорость закрутить валенок. Потом найти в валенке предмет и узнать, что ждёт вас в Новом году. Примеры предсказаний: колокольчик – будет звонко весь год песни петь, платочек – танцевать и т.д.)
Мимо бежит Ваня и падает.
Скоморошка: Ванюша, ты не ушибся?
Ваня: Нет, я падал понарошку,
Посмешить хотел немножко!
Скоморошка: Вот Ванюша наш – герой,
Только валенки с дырой.
Ваня: Пойду, валенки отнесу дедушке, пусть подошьёт. А чтоб веселее ждать было, мы песню споём.
Р.н.м. «Как на тоненький ледок» (в обработке М.Иорданского)
Скоморошка: Ну вот, принимайте работу, валенки на вырост. Валенки- это не просто тёплая обувь, но и, как утверждают модельеры, «XXI век – век валенка!».
(На экране появляется иллюстрация «Современные модели валенка»)
Скоморошка: Смотрите!
Под музыку дети демонстрируют валенки, подготовленные вместе с родителями дома.
Скоморошка: А теперь я предлагаю вам с мамами, папами, бабушками украсить валенки.
Дети и родители проходят в группу и выполняют аппликацию «Валенки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник русского валенка
Русский народный фольклор...
Сценарий праздника для старшей группы «Что за прелесть эти валенки!»
Праздник для детей направлен на формирование представления детей о народных промыслах, о русских валенках, что они часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен. Валенки ...
Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"
Презентация праздника о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...
Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."
От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений, знаний, умений и похвал!...
Сценарий зимнего спортивного праздника «Валенки»
Сценарий праздника...
"Праздник валенка"
Сценарий интегрированного развлечения для детей и родителей....