Что такое игра?
материал
Игра- добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы и удовольствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_igra.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое детская игра
Игра- это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевается условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договориться о том, что происходит в игре.
Основной структурной единицей развёрнутой формы игры Д. Б. Эльконин называет роль, которая и создаёт двуплановость игры.
Роль может быть представлена в неявном виде- как игровая позиция, которая характеризуется принятием ребёнком игровых правил, появлением позиции «как будто», «понарошку». Наличие игровой позиции свидетельствует о том, что ребёнок осознанно отделяет игру от неигры.
Ребёнок произносит «как будто» и оказывается совсем в другом мире: волшебном лесу, космической ракете, телевизионной студии…Таинство игры в том, что ребёнок верит, что он находится в волшебном воображаемом мире, и в тоже время понимает, что он находится «здесь и сейчас», например, в группе детского сада или в комнате у себя дома.
Игра- деятельность символическая, так как вместе реальных предметов в ней фигурируют символы- предметы или действия, имитирующие реальные. Так, любимая кукла превращается в игре то в весёлого, то в капризного ребёнка. Её нужно покормить, и тут на помощь приходит игрушечная посуда. И вот в тарелке уже появляется «каша», а если под рукой нет игрушечной ложки, её с успехом заменяет палочка. Всё это символические действия с предметами, ситуация замещения реальности. По мнению многих учёных, возможность использовать в своей деятельности символы- это одна из универсальных способностей человека, а её освоение происходит именно в игре.
Игра- это деятельность, в которой ребёнок воссоздаёт другие виды человеческой деятельности. Например, то, как мама ухаживает за ребёнком, как доктор лечит зверей, как артист показывает спектакль, как воин стоит на страже добра и борется со злом. Принимая на себя разные специальные роли, ребёнок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребёнок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребёнка может быть осложнено.
Игра- добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы и удовольствия. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется полной свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.
В какие игры играют дети дошкольного возраста
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию, способам организации, значению для развития и воспитания ребёнка, используемым в ней предметам. Это существенно затрудняет классификацию детских игр, однако интенсивное обращение к игре в образовательном процессе детского сада делает их классификацию необходимой.
В дошкольной педагогике распространено деление игр на две большие группы. Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, чаще всего называют творческими, или играми со скрытыми правилами. Кроме того, существуют игры с готовыми, или открытыми правилами. Обычно их называют играми с правилами. В качестве ведущего признака для выделения таких групп игр выступают игровые правила.
Творческие игры можно разделить на две подгруппы.
I подгруппа: творческие игры на основе готовых сюжетов. Сюда относятся подражательные игры, основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма. Это сюжетно- отобразительная игра (по определению Л. С. Выготского- «игра- воспоминание»), в которой ребёнок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти, и игра- драматизация, в которой основой игрового действия является литературный сюжет. Сюжетно- отобразительная игра- принадлежность раннего и младшего дошкольного возраста, а вот игру- драматизацию дети любят на протяжении всего дошкольного детства. Театрализованные игры ориентированы на зрителя, в них дети занимают позицию актёров, которые показывают зрителям спектакль. Дети принимают участие в создании его сценария, оформлении декораций и костюмов, афиши, пригласительных билетов. В играх на основе готовых сюжетов творческого начало проявляется в создании игровых образов, отборе средств выразительности, в создании обстановки для игры.
II подгруппа: игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.
Сюжетно- ролевые игры- это игры, в которых ребёнок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. Расцвет сюжетно- ролевой игры приходится на возраст от 3 до 5 лет. Затем сюжетно- ролевая игра постепенно начинает уступать место другим видам игр.
Режиссёрские игры- в них придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребёнок передаёт игрушкам. В такой игре ребёнок разговаривает от имени разных персонажей- игрушек, передвигает их по игровому полю, комментирует происходящее в игре. Вначале режиссёрская игра появляется как индивидуальная деятельность ребёнка. Самые ранние её проявления приходятся на третий год жизни. К старшему дошкольному возрасту режиссёрская игра возможна и при совместной деятельности детей. При этом у дошкольников сохраняются и индивидуальные режиссёрские игры.
Игра- фантазирование построена на воображении, тесно связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане. Продукт игрового воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней (про себя) речью ребёнка. Обычно игра- фантазирование появляется у детей в старшем дошкольном возрасте.
Игры- проекты включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач. Такие игры- принадлежность старших дошкольников, которым уже важен не только процесс, но и результат своей деятельности.
Театрализованные игры, импровизационные и игры- фантазирования носят название рубежных игр (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев): ребёнок проявляет себя в качестве автора, актёра, зрителя. В такой деятельности происходит сдвиг мотива с процесса игры на её результат.
Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. К ним относят: подвижные, спортивные, интеллектуальные, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), коррекционные, шуточные (забавы, развлечения), ритуально- обрядовые игры. Среди игр с правилами большую группу составляют народные игры, которые передаются детьми из поколения в поколение.
Игры могут быть классифицированы по месту в педагогическом процессе детского сада (Л. А. Венгер, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Л. Новосёлова). В этом случае выделяют:
-самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей;
- игры, организуемые взрослым в целях обучения, воспитания или коррекции развития детей.
В чём заключается роль игры в воспитании и развитии ребёнка дошкольного возраста
В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра- особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребёнка. Роль игры в воспитании и развитии ребёнка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С.Л. Венгера, Н.Н. Полдьякова и др.
Игра- важнейшая сфера самовыражения ребёнка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью. Именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение- основа творческой деятельности человека. Развитию воображения могут способствовать разные виды игр, специальные игровые тренинги, но особенно благоприятные условия для развития воображения создают сюжетно- ролевые и режиссёрские игры.
Игра даёт ребёнку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создаёт благоприятные возможности для развития у ребёнка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребёнку предоставляется ребёнку пережить «ситуацию успеха», получить признание сверстников.
Игра- деятельность, которая несёт в себе радость. Радостное самоощущение детей во время игры- важнейшее условие становления детской общности. В игре ребёнок начинает осознавать себя как члена определённого коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития. Так, например, в сюжетно- ролевой игре ребёнку необходимо становиться на позицию партнёра, учитывать её в своих действиях. В режиссёрской игре ребёнок решает ещё более сложную задачу. Он сам организует игровую ситуацию, регулирует отношения персонажей, мотивирует их поступки. При этом ребёнок оказывается «над ситуацией», становится её хозяином. Это качество значимо для дальнейшего обучения в школе.
В игре у ребёнка развивается символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов- заместителей (шишка вместо пирожка, листок- вместо тарелки и пр.). Использование предметов- заместителей постепенно приводит к появлению замещения во внутреннем плане- плане сознания. Это позволяет ребёнку «действовать в уме», решать разные задачи, используя образы и речь.
В процессе игры зарождаются другие виды детской деятельности. Например, в игре с правилами ребёнок начинает обращать внимание на способы и средства достижения результата, учится сознательно подчиняться правилам, что важно для овладения учебной деятельностью. Чем выше у ребёнка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. Это важно для успешного обучения в школе.
Дошкольное детство- сензитивный период игры. Если в это время ребёнок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например, роль ученика.
Какое место занимает игра в педагогическом процессе детского сада
Особая роль игры в воспитании и развитии ребёнка дошкольного возраста требует насыщения ею всего педагогического процесса детского сада. Для игры отводится время до завтрака и после него, игра является важнейшим способом организации непосредственной образовательной деятельности детей, игры организуются также и на прогулке, и во второй половине дня.
Утром целесообразно создавать условия для игр с правилами, не требующих высокой двигательной активности. Это развивающие и дидактические, сюжетно- ролевые игры. Воспитатель организует индивидуальные игры детей и игры небольшими подгруппами.
Время на прогулке может быть использовано для подвижных игр, игр с природным материалом, сюжетно- ролевых игр.
Наиболее полноценно игры организуются во второй половине дня. Важно создавать условия для разных видов игр: сюжетно- ролевых, режиссёрских, театрализованных, игр с правилами.
Игра тесно связана с непосредственной организованной образовательной деятельностью, осуществляемой на основе комплексно-тематического подхода. Получаемые детьми представления влияют на формирование игровых интересов, находят отражение в сюжетно-ролевых и режиссёрских играх. Особенно важны для развития игры глубина и яркость получаемых детьми впечатлений, их эмоциональная насыщенность.
В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико- математические и дидактические игры). Игра выступает как оболочка- некое обрамление образовательной деятельности (например, игра- путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются различные игровые приёмы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приёмы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...