статья на тему: " Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду?"
статья
Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду?
Дети дошкольного возраста очень любопытны и любознательны.
Ребенок в день задает много вопросов.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое –
это развитие личности. На протяжении всего дошкольного детства наряду с
игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка
имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений,
навыков. Одним из ведущим видом деятельности является детское
экспериментирование.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает
детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о
его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В
процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются
его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать
обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но
и накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод,
соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он
является ведущим, а первые три года — практически единственным
способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о
том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а
формирование у него бережного, эмоционального отношения к
окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не
нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных
названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не
понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят
познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать,
экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая это, можно сделать вывод, что экспериментирование — это
эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во
всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности
ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного
интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является
ведущим видом деятельности в обучении.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию
природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и
любознательность ребенка.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид
деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую
очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой
экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех
этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения
методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об
увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются
более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают
рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается
диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу,
отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее
развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен
результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных
математических представлений. Во время проведения опытов постоянно
возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и
размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную
значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением
художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но
эти связи выражены не столь сильно.
Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников
В нашей группе создана мини-лаборатория для проведения эксперимента.
Начинаем работу с детьми с экскурсии, во время которой дети знакомятся с
оборудованием и правилами поведения. Работа в лаборатории предполагает
превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты,
наблюдения по разной тематике.»
Расскажи — и я забуду,
покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму»
Этим высказыванием мы
придерживаемся в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все
прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования
предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы
«как?» и «почему?». Овладение разными способами познания способствует
развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса,
повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует
формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для
специфической игровой деятельности ребенка.
Оснащение детской лаборатории:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, чашечные весы, песочные
часы, компасы и магниты;
Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема:
пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина,
земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), ракушки, шишки,
скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, семена
фруктов и овощей;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока,
деревянные, пластмасса, металлические предметы;
Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
Красители, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, пробирки, мензурки, вата, воронки,
мерные ложечки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука,
соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются
различные стимулы:
Внешние (новизна, необычность объекта);
Тайна, сюрприз;
Мотив помощи;
Познавательный мотив (почему так);
Ситуация выбора.
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством
эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности,
переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться
достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт
собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных
уголков Земли и окружающего мира.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за
пределами конкретной ситуации;
Задают вопросы: почему? зачем? как?
Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты
«потому что…»;
Проявляют интерес к познавательной литературе;
Учатся выражать свои мысли, формулировать представления об
окружающем мире, событиях;
Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
Применяют свои знания в жизни.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые
ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает
вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или
ином законе или явлении.
Вывод: у детей дошкольного возраста формируется устойчивая
привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить,
инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети учатся
экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов,
делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Проведение
экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как
развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и
наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны
воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают
стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение
изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях,
создавать творческую личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду?
В статье раскрывается:Необходимость экспериментирование в детском саду;Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности дошкольников;Организация и условия экспериментальной деятельност...
Статья по теме "Зачем нужна физкультура в детском саду"
Физкультура в детском саду. Что главное в воспитании детей? Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - в...
Статья на тему : "Зачем нужна физическая культура в детском садике
Физи́ческая культу́ра (греч. phýsis, природа + культура) — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в проце...
Статья по теме "Зачем нужна физкультура в детском саду"
Что главное в воспитании детей? Ребёнок должен расти здоровым....
Статья по теме "Зачем нужна физкультура в детском саду"
Что главное в воспитании детей?...
Статья. Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду.
В статье раскрывается: Необходимость экспериментирование в детском саду; Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности дошкольников; Организация и условия экспериментальной...
Статья " Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду? Картотека опытов для детей 6- 7лет"
quot; Зачем нужно проводить экспериментирование в детском саду?Картотека опытов для детей - лет"...
- Мне нравится (1)