Отчет о работе по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»
методическая разработка (младшая группа)
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о работе
по самообразованию
на тему:
«Развитие мелкой моторики у дошкольников через
дидактические игры»
Выполнила:
Янина А.В.
г. Светлый 2022 г.
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
-массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
-пальчиковый театр.
Использовались игры:
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
- «Игры в сухом бассейне для рук»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Строим из Лего»;
- «Пазлы деревянные и картонные»;
- «Шнуровка»,
- «Прищепки»;
Этапы проработки материала:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
∙ Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
∙ ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
∙ Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008
∙ Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
∙ Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.
∙ Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
∙ Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
∙ Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
∙ Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
2 ЭТАП — внедрение в практику.
В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:
• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму
3 ЭТАП — диагностика, представление опыта работы по теме.
Форма отчетности:
- сделать консультацию для воспитателей и будущих родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».
Какой предполагается результат:
у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Сентябрь
В течении года
В течении года ежедневно. | Проведение диагностического исследования (первичное).
Изучить литературу и опыты работ по данной теме.
Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.
Самомассаж (по книге Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ) | Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: образовательной, познавательной, физической и т.д.) Повышение своего уровня знаний, профессионального.
Обогащение развивающей среды.
Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.
|
октябрь | Д/и.: «Прищепки»
Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту», "Пальчики, здравствуйте!"
Д/и.: «Шнуровка». | Цель: формировать навыки детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения
|
Ноябрь
| - Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.
Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)
Создание разнообразного «Пальчикового театра»
Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик» «Деревья» «Корни» | Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал. Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики |
декабрь |
Д\И: «Массажный мячик» Создание картотеки игр с массажными мячиками.
Д/и «Веселые упражнения с карандашами»
Заучивание пальчиковых игр: "Новогодние игрушки». Снежок, «Дедушка Мороз»
| Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движения рук.
Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук. Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. |
Январь | Консультация для будущих родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Настольная игра «Мозаика».
Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом» | Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста
Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам |
Февраль | Создание пособия «тактильные дощечки»
"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок
Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина», | развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста |
Март | Семинар – практикум для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Пальчиковые шаги" Создание пособия для игры (использовать книгу Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.)
Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто», «компот» | Выставка для родителей и педагогов дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников
развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.
развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста
|
апрель | Сообщение на педсовете «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;
Сказка "Ёжик" (упражнение с шариком массажёром)
Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь
Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка» | Выставка для педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников
развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.
Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.
Активизировать движения пальцев рук |
май | Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок Выставка для будущих родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Диагностика уровня развития мелкой моторики | Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Проведение контрольного диагностического исследования .
Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки |
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ПО ТЕМЕ : «Развитие мелкой моторики у детей развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».
Цель: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики у детей через использование разнообразных методов и приемов.
Задачи:
∙ Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
∙ Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
∙ Обогащение предметно-развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук и речи;
∙ Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи у детей , мелкой моторики с использованием различных методов и приемов.
Изучение методической литературы и подбор материала: игры и упражнения.
* «Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Т.И. Бабаева 2011 г.
*«Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе Детство», 2008 г.
*«Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет»
* Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
*Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
* «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
* Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011
Интернет- ресурсы: Сайт
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще потому, что дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослым, учатся вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Для развития моторики рук на занятиях использую следующие приемы:
∙ Самомассаж кистей рук;
∙ Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
∙ Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины) ;
∙ Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты ) аппликация.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения по лексическим темам.
В группу пришли дети "домашние" у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В группе была создана необходимая предметно - развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно. Я постаралась создать окружающую среду детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь я создала все условия для игровой деятельности. Для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи ( игры дидактические "Шнуровки", " Пазлы", "Застежки", "Волшебные бусины" и многое другое ).
В течение года наполняемость полки обновляется, цели и задачи игры усложняются .
Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики физкультминутки на занятиях и утреннюю гимнастику играет положительную роль на развитие речи детей. Создание картотеки пальчиковых игр с лексическими темами, которые использую на занятиях и в режимных моментах.
Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. При обучении детей самомассажу использую массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястьям). После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания, выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом .
Шнуровки отлично развивают мелкую моторику, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. На ряду с магазинными образцами, я использую самодельные образцы.
Игры-мозаики являются еще одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих особенностей ребенка. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками.
Использовала нетрадиционную технику рисования на рисе, манке (игра «Золушка»), перебирали крупу, проводили игру "Муравьиные бега".
Большое значение на развитие мелкой моторики имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования я использовала книжки раскраски.
В работе с родителями проводила анкетирование родителей по теме "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". Итоги этого анкетирования таковы: большинство родителей знают, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать. Проводила беседу с родителями "Как можно развивать моторику рук" и консультацию "Мои пальчики расскажут ". Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома». Были предложены несложные игры, например, с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, мозаика, массаж кистей рук с помощью различных предметов (карандашей, шишек и д.р.). Так же был проведен мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики "Ежик".
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. По моим наблюдениям улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движения. Выполняя пальчиком различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма , поэтому я не хочу останавливаться на достигнутом, а буду продолжать использовать дальше разные методы и приемы в работе с развитием моторики рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»....
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». ...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мел...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....
Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры".
Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры"....
Отчет по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников...