Картотека дидактических игр по коммуникационному развитию
картотека

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (3-4 года), вторая младшая группа "Сказка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по коммуникативному развитию

Формирование коммуникативных навыков               у детей дошкольного возраста (3-4 года)

Новосибирск, 2022

Группа: вторая младшая «Сказка»

Воспитатели: Осипова Л.В.

Сазонова А.К.


1. Хороводная игра «Ау!»

Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ход игры: ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей». Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал и назвать по имени.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

2. Коммуникативная игра  «Кого укусил комарик?»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Ход игры: дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».

3. Коммуникативная игра «Чей предмет?»

Цель: научить детей проявлять внимание к другим людям.

Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т.д.

4. Коммуникативная игра «Найди отличие»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).

Необходимые материалы: лист бумаги, карандаши.

Ход игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок воспитателю. Воспитатель (взрослый) добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.

5. Коммуникативная игра «Хорошие слова»

Цель: научить детей говорить друг другу теплые слова.

Ход игры: педагог рассказывает детям историю: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, учителя в школе и воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давайте вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Дети, обращаясь к другим, называют добрые слова, которые им знакомы.


6. Коммуникативная игра «Наши маленькие друзья»

Цель: развивать в детях способность сочувствовать и сопереживать, развивать бережное отношение к домашним питомцам.

Ход игры: предварительно педагог предлагает детям нарисовать своих домашних животных. По этим рисункам дети должны рассказать истории о своих любимцах. Это может быть история появления маленького друга в семье ребенка, какой-нибудь забавный случай из их жизни или просто рассказ, о том, как они живут, чем занимаются, куда ходят гулять и т. д.

7. Коммуникативная игра «Листочек падает»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Ход игры: взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его, и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

8. Коммуникативная игра «Расследование»

Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности, коммуникативных навыков.

Ход игры: для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети по команде открывают глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предложения заканчиваются, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.

9. Коммуникативная игра «Дружба начинается с улыбки»

Цель: отрабатывать навыки невербального общения.
Ход игры: сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

10. Коммуникативная игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова: приветствия (здравствуйте, добрый день, привет,  мы рады вас видеть, рады встречи с вами);  благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

11. Коммуникативная игра «Пусть встанет тот, на кого посмотрю»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Ход игры: сначала водит взрослый. Он обводит глазами детей, потом на кого покажет, тот встает. Затем водящими становятся все дети по очереди.

12. Коммуникативная игра «Коробка добрых дел»

Цель: вызывать стремление делать добрые дела в коллективе.

Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите ребенку бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.


13. Коммуникативная игра «Испорченный телефон»

 Цель: учить детей внимательно слушать партнера.

Ход игры: выбирается ведущий. Все игроки садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его соседу и т.д. Слово доходит до последнего игрока. Ведущий спрашивает у него: «Какое ты услышал слово?» Если слово последнего игрока совпало со словом ведущего, значит, телефон исправлен. Если произошла ошибка, ведущий опрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так можно узнать, кто "испортил телефон". Тот, кто «нарушил связь», занимает место последнего в ряду, далее игра начинается снова.

14. Коммуникативная игра «Хлопки по коленкам»

Цель: учить детей слаженно действовать в заданном ритме.

Ход игры: дети сидят в кругу. Все кладут руки на свои коленки. Играющим предстоит хлопать ладонями по своим коленкам по очереди и в ритме, который задает ведущий, соблюдая при этом паузу между хлопками одного и другого игрока. Хлопки могут иметь разнообразный характер (по очереди: сначала правой, затем левой рукой; двумя руками одновременно; 2 хлопка правой рукой,один левой и т. д.)

15. Коммуникативная игра «Ласковое имя»

 Цели: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Ход игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Ромочка, Тиша, Сонечка и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

16. Коммуникативная игра «Как меня зовут?»

Цель: помочь в запоминании и произношении имен.

Ход игры: дети встают в круг и берут друг друга за руки. Один из детей начинает игру. Он называет свое имя. Стоящий рядом с ним ребенок продолжает игру – называет имя первого ребенка, затем добавляет свое. Следующий ребенок должен назвать имя первого ребенка, затем второго, затем добавляет свое собственное имя. Цепочка не должна превышать трех имен для детей 3-4 года!

17. Коммуникативная игра «Найди себе пару»

Цель: развивать способность детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость, дружить.

Ход игры: нужно приготовить флажки по количеству детей. Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу педагога дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару.

В игре должно принимать нечетное количество детей, чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят:

«Ваня, Ваня, не зевай себе пару выбирай!»

Затем по удару бубна дети опять разбегаются, игра повторяется.

18. Игра «Кто лучше разбудит»

Цель: способствовать проявлению чувств, доброжелательного отношения друг к другу.

Ход игры: выбрать одного ребенка и предложить ему роль. Например, один ребенок изображает спящую кошечку, остальные дети пытаются ее разбудить разными ласковыми и нежными словами и прикосновениями. В конце игры дети решают, чей способ разбудить кошечку был самым лучшим. 


19. Коммуникативная игра «Звериное пианино»

Цель: развивать умение сотрудничать, не перебивать.

Ход игры: дети присаживаются на корточки в ряд, взрослый раздает карточки с изображением различных животных и, затем дотрагиваясь до головки каждого ребенка, изображает игру на пианино. Дети при этом воспроизводят голоса животных, изображенных на карточках. В итоге дети слушают друг друга и понимают свое место в общей игре.

20. Игра «Волшебный букет цветов»

Цель: развивать способность замечать положительные качества других детей, делать комплименты, быть внимательным, развивать доброжелательные отношения.

Ход игры: на полу расстелить кусок зеленой ткани (в нашем случае – зеленый ковер будет травой). Это лужайка. Чего на ней не хватает? Цветов. Нужно украсить эту полянку цветами из лепестков, каждый лепесток – это комплимент, доброе и нежное слово любому малышу из группы. Таким образом, воспитатель подводит к мысли, что нужно быть добрым и внимательным к окружающим и украшать жизнь хорошими словами

21. Игры-ситуации

Цель: развивать переживания, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя

мимику и пантомимику.

Ход игры:  Детям предлагается разыграть ряд ситуаций.

  • Два мальчика поссорились – помири их.
  • Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей

группы – попроси его.

  • Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
  • Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения,

помириться с ним.

  • Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
  • Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
  • Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
  • Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты

будешь делать, если они тебя не захотят принять?

  • Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
  • Ребёнок плачет – успокой его.
  • У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь

тебе.

  • Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
  • Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись,

чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и

вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом?

Можно ли сказать, что Витя пошутил?

Воспитатель комментирует ответы детей, обогащает их знания по той или иной ситуации, если дети затрудняются, рассказывает как было бы поступить хорошо и как плохо.

22. Игра «Кто к нам в гости пришел?»

Цель игры: способствовать переключению внимания с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.

Ход игры: в начале игры воспитатель объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.

23. Игра «Назови себя»

Цель: развивать способность представлять себя коллективу сверстников.

Ход игры: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

24. Игра «Ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью, развивать чувство доверия, личного выбора, проявлять симпатию.

Ход игры: выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть. Если играет очень много народу, водящих может быть несколько. Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее. Очень хорошо проводить эту игру в большом коллективе, хороший шанс познакомиться и выявить скрытые симпатии мальчишек и девчонок.

25. Игра-упражнение «Рукавички»

Цель: развивать способность детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость, дружить. 

Ход игры: для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета. В конце игры можно выбрать самую быструю пару, самые красивые рукавички, самую дружную пару.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ»

игры помогут педагогу развить у детей фонематический слух, т. е. научит детей называть слова с определённым звуком, находить слова с заданным звуком в тексте, определять место звука в слове (в начале ...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию

Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию...

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию в средней группе.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе....

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...