Из опыта работы "Использование игровых приемов для развития музыкальности и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста"
статья (младшая группа)
Данный материал может использоваться педагогами и специалистами, работающими с детьми раннего и младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_priemov_dlya_razvitiya_emotsionalnoy_otzyvchivosti.docx | 28.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование игровых приемов для развития эмоциональной отзывчивости и музыкальности с детьми раннего возраста»
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №2 г.Челябинска»,
Шайхеева Татьяна Викторовна
Развитие эмоциональной сферы дошкольного возраста– одно из важнейших направлений деятельности в современном детском саду. Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Музыка в раннем возрасте необходима, как для развития музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания.
Дети учатся слышать и слушать музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, развивают эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, формируют способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.
В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта.
В целях создания детям положительных эмоций, радости, хорошего настроения, чтобы адаптация ребенка в детском саду была легкой, использую игровые упражнения на установление контакта со взрослым.
Игровое упражнение «Ладошка»
Задачи: способствовать установлению тёплых, доверительных отношений между педагогом и ребенком в процессе адаптации.
Игровое упражнение «Ладошка»
Педагог:
Я к (имя ребенка) подойду
И ладошку покажу
Ну (имя ребенка) выходи
И со мною попляши!
После этих слов ребенок и взрослый танцует.
Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста показывает, что дети будут играть только тогда, когда им будет интересно. Поэтому в работе с детьми важен мотивационный компонент. Начинаю занятия с коммуникативных игр, пальчиковых игр. Использую стихотворный текст:
«Что за гости к нам спешат
Двадцать маленьких ребят
Становитесь все сюда
Все на месте?
Дети отвечают: «Да!Да!Да!»
Приобщая малыша к миру музыки, важно помнить, что эмоциональная отзывчивость на образы, созданные звуковыми красками, - это основа будущей музыкальности. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнить какое-либо движение на глазах у всех. А с музыкой, подражая действиям своих сверстников и взрослого, он выполняет различные упражнения естественно и непринужденно.
Научиться водить хоровод в этом возрасте очень сложная задача для педагога и детей. Здесь требуется помощь воспитателя, который закрепляет танцевальные движения, ведение хоровода в группе. Применяя игровой прием «Идем в гости», «Карусели», «Надуваем шарик» дети учатся вести ровный круг.
Музыкально – ритмические движения «Веселые цыплята»
Цель: развивать координацию движений, музыкальность, умение выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом.
1.Мы веселые цыплята
Любим с мамой танцевать,
А еще мы очень дружно
Любим песни распевать.
Припев:
Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы шагаем,
Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы клюем.
Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы танцуем,
Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы поем!
2. Мама-курочка идет
За собой нас всех ведет
А мы прыгаем, шалим
Птичий двор весь веселим
3.Вечером когда за лесом
Прячет солнышко лучи
Под крылом укрывшись мамы
Мы немножко помолчим
Новизна и незнакомый предмет всегда привлекает внимание. Поэтому ввожу на занятии современного детского персонажа («малышарики», «фиксики»), которые приносят детям музыкальные инструменты. Демонстрируя детям, как звучат те или иные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, акцентирую внимание детей на особенностях их звучания (громкость, высота, темп). Знакомство с музыкальным инструментом проходит с использованием эпитетов «звонкий колокольчик», «веселый бубен», «грустная дудочка», «озорная погремушка».
Так у нас пришел в гости большой и громкий барабан для зайчиков. Дети с удовольствием и радостью играли на этом барабане, быстро усвоили момент игры на нем. А на Новый год мальчики в образе зайчиков исполнили этот забавный номер.
Танец зайчат с барабаном
Автор песни Алла Боброва
1.Возле елки новогодней
Зайки выстроились в ряд.
Посмотрите, как красиво
Ушки длинные торчат.
Припев: Взяли зайки барабаны,
Дружно лапками стучат.
Даже волки и лисицы
С завистью на них глядят.
2.Прыг-скок вправо, прыг-скок влево,
Зайки нынче не дрожат.
В Новый год танцуют смело,
В свои норки не спешат.
Припев.
3.Зайки к елке подбежали,
Стали хвостиком махать.
Так зайчишки приглашали
Елку с ними поплясать.
Припев.
4.Лапки зайки отряхнули
И усы расправили,
Здесь под елкой отдохнули
И играть отправились.
Припев.
В своей работе я часто встречаюсь со следующими проблемами: это малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, неуверенные в себе дети, дети с ОВЗ. Поэтому использую на занятиях игру, как особый метод вовлечения таких детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Занимаюсь с такими детьми индивидуально в группе. Маленькие дети способны проявлять активный интерес к музыке, а игровые действия с игрушкой помогают детям чувствовать характер музыки, учат вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения.
Малыши успешно выполняют задания самостоятельно.
Игра «Кошка и котята» (мелодия «Ах вы сени, мои сени»)
Педагог поет:
1.Вот запрыгали котята
Любят все они скакать
Дружно хвостиком махать
Побежали друг за другом
Побежали веселей
Прибежали к маме Кошке
И присели поскорей.
Педагог (с игрушкой кошки):
Это что за перепляс?
Тихий час у нас сейчас
Засыпайте дружно
Спать сейчас вам нужно!
Дети садятся на корточки и имитируют движения «спят».
Сюжетное занятие является одним из успешных вариантов для создания мотивации на протяжении всего занятия. Создавая успех каждому ребенку, стараюсь подхватить малейший эмоциональный отклик.
Предлагая ребенку задания по различению основных выразительных свойств музыкальных звуков, организовала музыкальное занятие «Кто в домике живет?». Перед детьми ставится домик, за которым находятся музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель сопровождает игру стихотворением:
Есть у нас чудесный дом,
И живут игрушки в нем,
Оля к дому подойдет,
Оля спросит: «Кто живет?
Кто в домике живет?»
Взрослый играет на музыкальном инструменте, ребенок угадывает и играет под музыку на инструменте.
Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях. Использование наглядного материала, красивых игрушек заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание поиграть, принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Приоритетными задачами становятся развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой. Занятия музыкой им приносят огромную радость, а занятия в игровой форме вдвойне. Для этого в музыкальную деятельность включаю игры с деревянными палочками.
Ритмические игры с деревянными палочками
Упражнение «Зайцы бегали в лесу»
Цель: развивать чувство ритма, умения выполнять несложные движения с ритмическими палочками по тексту, вызвать радость и положительные эмоции.
Дети берут две палочки и садятся на пол вместе с педагогом.
Зайцы бегали в лесу (стучат поочередно палочками)
Повстречали там лису (стучат палочками)
Прыг-скок, прыг-скок, (стучат об пол)
Убежали под кусток (прячут за спину)
Игровое упражнение «Петушок»
Погляди-ка, по дорожке
Ходят маленькие ножки
На головке гребешок
(стучат поочередно палочками по полу четвертными длительностями)
Кто же это?...
(«удивиться», приподнять плечи и развести палочки в стороны)
Петушок!
(поставить две палочки на голову – изобразить «гребешок»)
Мотивируя детей на дальнейшую музыкальную деятельность, занятия заканчиваю в стихотворной форме.
«Вот и кончилось веселье
До свидания говорим
И с хорошим настроением
В свою группу поспешим!»
Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимый компонент для развития детей раннего возраста, она обогащает музыкальные впечатления детей, дает им возможность развить свои творческие и музыкальные способности. Взаимодействуя с педагогами данных возрастных групп, для детей создан музыкальный уголок, где дети могут под руководством взрослого поиграть на музыкальных инструментах, рассмотреть иллюстративный материал.
В этом музыкальном уголке детей встречает и ждет маленький Крош, который играет вместе с малышами. Музыкальные инструменты и игры в уголке мобильны и доступны. Музыкальный уголок находится рядом с театрализованной зоной, это дает возможность разыгрывать музыкальные сказки, используя ширму.
Активное участие в оформлении и пополнении музыкальной среды приняли родители, они изготовили музыкальные инструменты своими руками. Создана положительная атмосфера сотрудничества со взрослым. Ребенок имеет возможность быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выполнять простейшие игровые действия, танцевальные движения, подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.
В заключении хочется сказать, что используя в работе игровые приемы на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста, значительно может повысилась эмоциональная отзывчивость и музыкальность детей. Дети стали менее капризны, спокойны, они жизнерадостны, с удовольствием приходят в музыкальный зал, у них сформировался эмоциональный контакт со взрослым, появилось больше доверия к окружающим.
Литература:
- И.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, Э.М.Дорофеева «От рождения до школы», инновационная программа дошкольного образования, Москва, 2019 г.
- Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю. Мещерякова Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги», Москва, 2019 г.
- «Художественно – эстетическое развитие детей». Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги», Москва, 2019 г.
- «Камертон», программа музыкального образования детей раннего возраста и дошкольного возраста. Москва, 2008 г.
- М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого общения и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста
В период с 2 до 3 лет расширяются функции речи, и она становится не только средством общения ребенка со взрослыми, но и средством его общения с детьми....
Технология развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора
Технология развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора...
Методическая разработка на тему "Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста"
Задачи:Познавательное развитиезакреплять знания детей о цветах (синий, красный, зеленый, желтый);формировать у детей способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительно...
Проект "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора"
Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные п...
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста
В этой статье Вы узнаете об эмоциональной отзывчивости и ее роли в становлении личности ребенка...
Опыт работы воспитателя Паткиной С.Д. МБДОУ №3 по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»...
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»Игровая деятельность...