План по самообразованию на 2023-2028гг. Тема: «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»
статья
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. А.Рубинштейн и А.М.Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. Без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2023-_2028gg.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №24»
Муратовой Натальи Геннадьевны
2023 - 2028 учебный год.
Тема: «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
- - способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
- - создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
- -поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- -развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- -развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
- - обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
- -привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности
Актуальность:
В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Наш сад напрямую сталкивается с этой проблемой, у нас есть две логопедические группы, в которых непосредственно занимаются коррекцией речевых нарушений, но количество детей, нуждающихся в помощи специалистов и в общеобразовательных группах, с каждым годом увеличивается.
Нарушение речевого развития может привести к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности развития речевых функций коммуникации ребёнка ограничены, снижается уровень успешности в усвоении новых знаний, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи.
Обогащение словарного запаса детей осуществляется путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.
Особенно отчётливо тесная взаимосвязь экспериментирования и развития речи видна в формировании связной речи, т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями, чему они учатся во время эксперимента.
Раздел | Содержание работы | Сроки | Практические выходы |
Изучение методической литературы | |||
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). | Сентябрь - май | ||
Самореализация | Систематическое участие на региональных, республиканских семинарах-практикумах, организованных детскими садами города, района, республики. | По мере поступления информационных писем в 2023-2028г.г. | |
Участие в профессиональных, методических конкурсах различного уровня (муниципальный, региональный, республиканский, всероссийский, международный) | По мере поступления информационных писем в 2023-2028г.г. | ||
Выступление на педагогических советах в ДОУ | в соответствии с годовым планом ДОУ в 2023-2028г.г | ||
Подбор и подготовка воспитанников ДОУ к участию в конкурсах всероссийского, республиканского и муниципального уровней. | 2023-2028г.г | ||
Публикации методических материалов в сборниках научно - практических конференций, научных изданиях (консультации, конспекты занятий, статьи) | 2023-2028г.г | ||
Участие в конкурсах профессионального мастерства, методических конкурсах международного, всероссийского, республиканского и муниципального уровня. | 2023-2028г.г | ||
Публикация методических материалов в СМИ, газетах, электронных журналах, образовательных порталах (конспекты занятий, статьи) | 2023-2028г.г | ||
Подготовка, организация, показ открытых занятий на неделе творческих отчетов, тематических неделях, КМО | 2023-2028г.г | ||
Изготовление раздаточного и демонстрационного материала для ОД. | 2023-2028г.г | ||
Изготовление методических пособий и дидактических игр | 2023-2028г.г | ||
Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования | 2023-2028г.г | ||
Участие в методических мероприятиях на базе ДОУ (педсоветы, семинары, круглое столы, мастер-классы, медико-педагогические советы,). | 2023-2028г.г | ||
Участие в организации и проведении творческих мероприятий, проводимых ДОУ (утренники, развлечения, фестивали, конкурсы, праздники) | 2023-2028г.г | ||
Работа с детьми | Участие с детьми в конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского, международного уровня | По мере поступления информационных писем в 2023-2028г.г | |
Организация, проведение тематических мероприятий с детьми ( развлечения, утренники, открытые ОД) | 2023-2028г.г | ||
Тематические выставки детских работ. | 2023-2028г.г | ||
Проведение экспериментальной работы по развитию речи у детей дошкольного возраста | 2023-2028г.г | ||
Разработать индивидуальный план работы с детьми, имеющими затруднения в развитии речи. | 2023-2028г.г | ||
Выявление знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями ФГОС | 2 раза в год | ||
Составить перспективный план работы с детьми по теме самообразования для детей второй младшей и средней групп | 2023-2028г.г | ||
Работа с родителями | Подготовка и организация родительского собрания. | В соответствии с годовым планом ДОУ | |
Тематические консультации для родителей | В соответствии с годовым планом ДОУ | Папка-передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | |
Индивидуальное анкетирование родителей | 2023-2028г.г | ||
Привлечение родителей к созданию уголка «Познайка» (Сбор природного материала). | |||
Семинары – практикумы для родителей | В соответствии с годовым планом ДОУ | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
инновационный педагогический опыт...
Мастер - класс Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность
Цель мастер – класса: передовой опыт работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельност...
План по самообразованию по теме «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»
Данный материал расчитан на 5 лет. ...
Доклад для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»
laquo;Речевое развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность»...
Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО
Доклад в рамках РМО педагогов ДОУ...
Консультация для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников через познавательно -исследовательскую деятельность»
Рассказать педагогам, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, откр...