Мастер класс
методическая разработка (младшая группа)

Морозова Татьяна Алексеевна

Тема «Развитие речи детей раннего возраста ,

 посредством пальчиковых игр и аква-гимнастики»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_klasss.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Тема «Развитие речи детей раннего возраста ,

 посредством пальчиковых игр и аква-гимнастики»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов и обмен опытом по развитию речи детей раннего возраста.

Задачи:

-  Познакомить педагогов с опытом работы по использованию аква-гимнастики для развития речи с детьми раннего  возраста;

- Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

- Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Материалы и оборудование; познакомить педагогов с здоровьесберегающей  технологией  аква -гимнастика: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение

 ( звуки моря, дождя)ёмкости с водой, мелкие игрушки( рыбки, камушки) , сочки ,мольберт, картинки для проведения игр ( вода, волны, рыбка, лодочка, пароход, дождь,)

Пояснительная записка:

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка

     Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного

образования:

- Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации

(обогащения) детского развития;

 - Индивидуализации дошкольного образования;

- Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным

участником (субъектом) образовательных отношений;

- Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

-  Партнерства с семьей;

- .Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;

- Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и

особенностям развития).

Условия реализации методов речевого развития :

- создание обстановки эмоционального благополучия;

- создание и обновление предметно-развивающей среды;

- творческий подход к содержанию образования;

- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых

материалов;

- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- преемственность в работе.

Представление опыта

В ходе реализации поставленных задач мной используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей первой младшей группы, с целью выявить уровень развития мелкой моторики рук.

Обследование проводила через 9 игровых заданий. Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрешки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Труднее всего оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений — замедленный.

На основании результатов  для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ,создала в группе необходимые условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположила таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в непосредственной образовательной деятельности, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.

Кроме того, на основе изученной литературы мной был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики; были систематизированы игры, развивающие мелкую моторику рук; дополнена предметно – развивающая среда дидактическим материалом; оформлена картотека пальчиковых игр со стихами; оформлены картотеки игр  на выкладывание,  игры на тактильное восприятие, с бумагой, с мозайкой, с водой самомассаж.

С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук мной были классифицированы основные виды игр, заданий, упражнений:

1.Игры с использованием развивающих игрушек.

Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.

Игрушки-шнуровки, различные пирамидки, кубики, конструкторы, рамки, вкладыши, пазлы, мозаики, игры тренажёры.

2.Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.

3. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Также использую в своей работе игры со счётами, с прищепками, макаронами, крупами,  мелкими игрушками, с пуговицами, крышечками, замочками, с застёжками — липучками.

Применяю экспериментирование с материалами и веществами, игры с природными материалами: с речными камешками, с шишками, с желудями, с фасолью, игры с песком.

Использую и нетрадиционные методы развития мелкой моторики, такие как аквагимнастика для пальчиков.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады.

Таким образом, проведенная работа по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук позволила добиться положительных результатов.

  • Расширился словарный запас детей;
  • Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики,  помогло не только развить речь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве;
  • Пополнилась предметно – развивающая среда группы;

Ход:

I теоретический блок.

  Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Она является важной и трудно решаемой задачей.

- Уважаемые коллеги! Скажите, в чём польза пальчиковых игр( ответы).

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

   5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

   6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

-  Назовите какие виды игр вы используете в своей работе? (ответы).

Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

- Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);

- Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);

- Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);

- Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики»);

- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);

- Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же »);

- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);

- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание);

- Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

- Коллеги,  вспомните правила  проведения  пальчиковых игр.

1.Выполняйте  упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

2.Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

 Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.

3.Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

4. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

5.Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успех.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образования.

Поэтому, темой нашего мастер класса будет: «Развитие речи детей  раннего возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий -  аква-гимнастики и пальчиковых игр

». Сегодня мы познакомимся с интересной,  для кого-то знакомой , а для кого-то и нет, инновационной технологией: Аква-гимнастика для пальчиков и рук.

В отличие от традиционных технологий инновационные -  формируют творческие способности, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.                                                                                                                 Аква-гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Если соединить это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями, то получится отличная пальчиковая гимнастика в воде.

 «Аква-гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры способствуют развитию речи, памяти, развивается воображение и фантазия.                                                                      

«Пальчиковые игры и игры в воде» - это упражнения на знакомство с водой и ее свойствами, проговаривание стихов и чистоговорок с движениями инсценировка каких-либо рифмованных историй, рассказывание  сказок при помощи пальцев и различных мелких игрушек.

Опираясь на возрастные особенности детей мною были подобраны и разработаны комплексы игровых упражнений и игр (занятия с тактильными тренажерами (Су-Джок, воздушные шарики наполненные различными крупами) в воде;

- упражнения в мини-бассейне с водой и разными наполнителями (гидрогель, фасоль, кинетический песок, мелкие и крупные игрушки и камушки и др.);

- само-массаж кистей и пальцев рук в воде с природным, бросовым и подручным материалом (различные спринцовки, пипетки, прищепки, шнурки и др.).

Игровые тренажеры (предметы, используемые для игры) можно подбирать и использовать на занятиях в соответствии с лексической темой.

Игры с водой и самомассаж помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, делать поделки и др.).

Основной приём самомассажа – поглаживание, с различной степени надавливания, не сдвигая складки кожи. В зависимости от силы поглаживания может успокаивать (поверхностное) или возбуждать нервную систему (сильное с нажатием, прерывистое).

Рука ребёнка ещё  очень слаба, поэтому в данном  случае речь пойдёт о поверхностном поглаживании. Тыльную сторону руки малыш поглаживает мягкой губкой или кусочком меха – это его успокаивает, расслабляет кисть. Поглаживание жёсткой щёткой или предметом (орехом, карандашом) кончиков пальцев повышает тактильное восприятие, развивает умение узнавать предметы на ощупь (без участия зрения).

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание  текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Как проводить игры с водой?

-  Игры с водой надо проводить в тёплом помещении, со здоровым ребёнком не более 7-10 минут, после игры насухо вытереть полотенцем и предложить другие игры (пальчиковые, нанизывание и др.).

-  Для обогащения словаря ребёнка сопровождать эти игры песенками, потешками, игрушками, ознакомлением со свойствами предметов.

 -  Пальчиковые игры все тематические. Сначала  проводится  беседа по теме, например: животные, овощи, праздник Новый год и т.д. Показать картинки, игрушки, задать вопросы: кто, что, какие, что делают, как кричат, для чего нужны.

- Игра начинается с того, что сначала  показывает педагог  движения, четко проговаривая все звуки. Потом упражнение  повторяется  вместе с детьми несколько раз, до полного запоминания.

Любую потешку можно обыграть с пальчиками: в воде, в сухом бассейне, сделать массаж, пальчиковую гимнастику («Сорока-сорока», «Ладушки» и др.). Во время игр обогащать словарь  и развивать речь детей. Детей постарше учить  запоминать короткие стихи, говорить не сокращая слова, не заменяя на звукоподражания.

I I  Практический блок.

Я  вам предлагаю самим показать, как бы вы провели пальчиковую игру в воде. Вам предлагается коротенькое стихотворение, на его примере вы должны продемонстрировать показ пальчиковой игры в воде, как бы вы показывали её детям.

На протяжении всей игры , звучит музыкальное сопровождение « Шум волн».Показываются картинки на экране телевизора.

Показ педагогами пальчиковой игры в воде:

- Я приглашаю вас в  путешествие по морю.

Игра «Семья» (делают пальчиковую гимнастику в тазу с холодной водой)

Тарарам-тарарам!

Кто явился в гости к нам?

Посмотри-ка поскорей

На любимых на гостей:

Дедушка, бабушка, папа, мама, я-

Вот и вся моя семья.

(опускают руки в тёплую воду,  вытирают, проводят пальчиковую игру ещё раз, рассказывают какие  кто по характеру, кто, что делает)

- Опустите ручки в воду.

Мы ладошки в воду опускаем

И в воде немного отдыхаем

(Положить ладони в воду, почувствовать полное расслабление)

Кулачки сжимаем, разжимаем

Воду пальчиками мы хватаем

(Погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки)

- А поплывём мы с вами на лодочке.

Игра «Маленькая лодочка»( показ картинки лодочка)

И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

К бабе в гости поплывем.

- Посмотрите, что это на море , лодочку качает?

Игра «Волны»( показ картинки волны)

И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.

Волны по морю гуляют

И кораблик подгоняют.

- А кто это там плескается?

Игра «Рыбка» (показ картинки рыбка)

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьем кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

-  Вдруг полил дождь, пора нам домой!

Игра «Дождь»

И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

 Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

 

III Презентационный блок:

Показ призентации для педагогов из опыта работы « Аква-гимнастика, или  пальчиковые игры воде»

В заключительной части мастер –класса  педагогам раздаются памятки с рекомендациями по использованию пальчиковых игр в работе по речевому развитию .

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

IV блок Рефлексия

- На мастер-классе моём побывав,

полезность вещей многих узнав.

В конце всего этого, дайте ответ.

Вам всё понравилось? «Да» или «Нет»?

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание,

Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...