Мастер-класс для родителей
материал (подготовительная группа)
Дать родителям представление о технологии ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер- класс для родителей | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №5
муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
140014 Московская область телефон 8-495-554-54-95 г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.348 тел/факс 8-498-553-19-00
E-mail: Gimnaziya2003@mail.ru
Сайт: http://lubgim5.edumsko.ru/
Мастер-класс для родителей
«Что такое ТРИЗ в детском саду»
Воспитатель: Шильникова Е.В.
г.о. Люберцы 2022г.
Мастер-класс для родителей
«Что такое ТРИЗ в детском саду»
Цель мастер-класса: Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх.
План проведения:
- Показ презентации «ТРИЗ- игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
- Игры ТРИЗ в детском саду.
- Памятка для родителей использование приемов ТРИЗ в играх.
1 слайд: Добрый вечер, уважаемые родители!
2 слайд: Сегодня дети с раннего возраста проводят много времени с гаджетами, и это общение, к сожалению, чаще всего носит не обучающийся, а развлекательный характер.
Такое занятие транслирует детям посыл: не надо прилагать усилия и что-то придумывать. Однако, повзрослев, человек сталкивается с множеством задач, на которые нет готового ответа. И для поиска решения необходимо разумное и творческое мышление.
У нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. Название этой страны ТРИЗ.
Прежде чем мы отправимся в эту удивительную страну, хотелось бы с вами немного поиграть.
3 слайд:
Помните сказку «Теремок», предлагаю сыграть в нее в измененном виде. Каждый игрок получает свою карточку и играет за изображенный на своей карточке объект. Один из игроков – хозяин теремка, а остальные гости по очереди подходят к теремку и проводит с хозяином следующий диалог:
-Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, яблоко. А ты кто?
-А я вишня. Пустишь меня в теремок?
- Пущу, но если ты скажешь чем ты на меня похожа.
Гость должен найти общие признаки и назвать их.
Скажите, трудно ли вам было нестандартно мыслить, выделять общие признаки путем сравнения?
4 слайд: ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Начал он придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. Но вначале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. Многие педагоги разрабатывали эту теорию, внедряли ее приемы в соответствии с возрастными особенностями детей.
5 слайд: Почему ТРИЗ будет полезен детям?
ТРИЗ развивает:
- системное мышление
- мышление, нацеленное на результат и успех
- творческое мышление
Дети, которые занимаются ТРИЗ, сообразительны, умеют рассуждать, анализировать события, понимают противоречивость мира, нравственны, изобретательны и самостоятельны.
6 слайд: Почему дети любят занятия по ТРИЗ?
- здесь не существует готовых ответов
- предлагаемые задачи максимально приближенны к опыту детей, и могут встретиться в повседневной практике
- детям нравится придумывать, творить, выкручиваться из сложных ситуаций
- здесь можно нарушать правила обычного урока, не нарушая при этом занятия по ТРИЗ: разрешено ходить, разговаривать, ошибаться
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»» «Творчество во всём!»
И, наконец, дети чувствуют, что их учат тому, что может пригодиться в жизни.
Уважаемые родители, предлагаем вам познакомиться с развивающими играми ТРИЗ.
Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь.
7 слайд: Прием ТРИЗ «ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ».
Посмотрите на картину. Представьте, что вы находитесь в ней. Нам в этом помогут схемы-помощники «Я-вижу», «Я- слышу», «Я ощущаю носом», «Я ощущаю руками».
Продолжите предложения:
Я ощущаю руками…. ( опавшие листья,…)
Я слушаю…. (крики птиц,шелест листвы,...)
Я чувствую запах…. (сырости,…)
Я вижу (Наступила осень, признаки осени).
8 слайд: Игра ТРИЗ по схеме «Черное-белое» мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Помогает рассказать об отношении с окружающим миром и проблемы (положительные и отрицательные стороны).
Я предлагаю оживить картинки. Вы –герои.
Превратитесь во что–нибудь и опишите свое настроение и свое отношение к окружающим вас предметам” -прим эмпатии. Рассказ от первого лица. Выбирают картинки: лужа, ручей, солнце по 2 чел. На одну картинку, один рассказывает по схеме белое, другой – схема черное.
Солнце (луч) –Я –доброе, яркое, лучистое, ослепительное, теплое, желтое, круглое. Мне нравится дарить тепло, согревать землю. Мне не нравиться, что деревья скрывают от меня цветы и я не могу их согреть.
Ручей –Я чистый, лесной, быстрый, стремительный, шумный, звенящий. Я люблю петь песни, когда бегу, их напеваю. Мою воду ждут цветы и птицы. Я несу воду в большую реку.
Лужа –Я грязная, большая, темная. Я ничего не делаю, меня никто не беспокоит, все забыли обо мне.
9 слайд: Игра –ТРИЗ Дидактическая игра «Сочиняем задачи» (6-7 лет) круги Луллия
Цель: закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.
На нижнем кольце размещены предметные картинки. Мяч, машина, кукла, кубик, пирамидка, матрёшка, кегля, книга, шарик. На среднем кольце размещены цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, а на верхнем кольце цифры от 1 до 9. С помощью стрелки и передвижению колец необходимо определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показывает: шарик, +1, 6. Вы составляете задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?».
10 слайд: Игра- ТРИЗ Системный оператор с «Волшебным экраном»
Цель: формирование у детей системно мыслить.
Как же работает системный оператор?
По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:
• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.
• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.
• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.
• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?
• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?
• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?
Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.
Раздаются листы где написаны различные объекты: Родители разбирают объекты в системе, последовательно, соблюдая алгоритм, записывают варианты и зачитывают друг другу.
11 слайд: Игра ТРИЗ «А что потом?»
Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
• Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
• Сначала вторник, а потом? — Среда.
• Сначала вечер, а потом? — Ночь.
• Сначала завтрак, а потом? — Обед.
С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
• Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
• Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
• Сначала молоко, а потом? — Каша, какао, масло, сметана.
• Сначала ягоды, а потом? — Компот, варенье, джем, кисель.
12 слайд: Игра «Оживите круги»
Уважаемые родители, превратите, пожалуйста, круги, которые нарисованы на листочках в предметы.
13 слайд: Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
Наша игра закончилась. Надеемся, что вы будете использовать различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
В заключении хочу сказать, что нам было очень приятно работать с вами сегодня, а какое ваше мнение?
Выразите его с помощью безликих смайликов которые лежат перед вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс "Работа с родителями"
мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...
Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы
Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....
Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»
Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...
Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...
Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».
Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...
Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"
Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....
Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос
Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с тесто...