Мастер-класс для педагогов
материал

Шильникова Елена Владимировна

Практическое освоение технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mvster_klass_dlya_pedagogov.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №5

муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

140014 Московская область                                                                                                                                                          телефон 8-495-554-54-95 г. Люберцы, Октябрьский проспект, д.348                                                                                                                                             тел/факс 8-498-553-19-00

E-mail: Gimnaziya2003@mail.ru

Сайт: http://lubgim5.edumsko.ru/

     

                  Мастер-класс для воспитателей

   «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной

              деятельности    педагога и детей в ДОУ»

Воспитатель: Шильникова Е.В.

                                      г.о. Люберцы 2022г.

                    Мастер-класс для воспитателей

   «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной

              деятельности    педагога и детей в ДОУ»

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи:

Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии.

Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми.

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.

1 слайд: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»

2 слайд: Сегодня дети с раннего возраста проводят много времени с гаджетами, и это общение, к сожалению, чаще всего носит не обучающийся, а развлекательный характер.

Такое занятие транслирует детям посыл: не надо прилагать усилия и что-то придумывать. Однако, повзрослев, человек сталкивается с множеством задач, на которые нет готового ответа. И для поиска решения необходимо разумное и творческое мышление.

3 слайд: ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

4 слайд: Почему ТРИЗ будет полезен детям?

ТРИЗ развивает:

- системное мышление

- мышление, нацеленное на результат и успех

- творческое мышление

На занятиях по Теории Решения Изобретательских Задач дети с педагогом разбирают задачи из истории, из сказок, сами сочиняют, создают новое, разбирают жизненные ситуации, фантазируют, играют. Занятия проходят всегда интересно и очень нравятся детям. А если ребенок занимается с интересом, то и усвоение материала происходит крепко и надежно. Дети, которые занимаются ТРИЗ, сообразительны, умеют рассуждать, анализировать события, понимают противоречивость мира, нравственны, изобретательны и самостоятельны.

5 слайд: Почему дети любят занятия по ТРИЗ?
- здесь не существует готовых ответов

- предлагаемые задачи максимально приближенны к опыту детей, и могут встретиться в повседневной практике

- детям нравится придумывать, творить, выкручиваться из сложных ситуаций

- здесь можно нарушать правила обычного урока, не нарушая при этом занятия по ТРИЗ: разрешено ходить, разговаривать, ошибаться

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»» «Творчество во всём!»

И, наконец, дети чувствуют, что их учат тому, что может пригодиться в жизни.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня поиграть в игры ТРИЗ-технологии. Для сплочения коллектива мы поиграем в групповую игру.

6 слайд: Игра- ТРИЗ «Теремок»- типовые приёмы фантазирования.

Цель: знакомить детей с системами,  функциями, свойствами объектов. Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие и отличительные признаки путем сравнения; развивать речь, фантазию, творческие способности; воспитывать чувство коллективизма у детей.

7 слайд: Игра –ТРИЗ Дидактическая игра «Сочиняем задачи» (6-7 лет) круги Луллия

Цель: закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.

На нижнем кольце размещены предметные картинки. Мяч, машина, кукла, кубик, пирамидка, матрёшка, кегля, книга, шарик.  На среднем кольце размещены цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, а на верхнем кольце цифры от 1 до 9. С помощью стрелки и передвижению колец необходимо определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показывает: шарик, +1, 6. Вы составляете задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?».  

8 слайд: Игра- ТРИЗ Системный оператор с «Волшебным экраном»

Цель: формирование у детей системно мыслить.

Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:

9 слайд: Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:

Раздаются листы где написаны различные объекты: Воспитатели разбирают объекты в системе, последовательно, соблюдая алгоритм, записывают варианты и зачитывают друг другу.

10 слайд: Игра ТРИЗ по схеме «Черное-белое» мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Помогает рассказать об отношении с окружающим миром и проблемы (положительные и отрицательные стороны).

Я предлагаю оживить картинки. Вы –герои.

Превратитесь во что–нибудь и опишите свое настроение и свое отношение к окружающим вас предметам” -прим эмпатии. Рассказ от первого лица. Выбирают картинки: лужа, ручей, солнце по 2 чел. На одну картинку, один рассказывает по схеме белое, другой – схема черное.

Солнце (луч) –Я –доброе, яркое, лучистое, ослепительное, теплое, желтое, круглое. Мне нравится дарить тепло, согревать землю. Мне не нравиться, что деревья скрывают от меня цветы и я не могу их согреть.

Ручей –Я чистый, лесной, быстрый, стремительный, шумный, звенящий. Я люблю петь песни, когда бегу, их напеваю. Мою воду ждут цветы и птицы. Я несу воду в большую реку.

Лужа –Я грязная, большая, темная. Я ничего не делаю, меня никто не беспокоит, все забыли обо мне.

11 слайд: Игра ТРИЗ «А что потом?»
Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
• Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
• Сначала вторник, а потом? — Среда.
• Сначала вечер, а потом? — Ночь.
• Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
• Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
• Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
• Сначала молоко, а потом? — Каша, какао, масло, сметана.
• Сначала ягоды, а потом? — Компот, варенье, джем, кисель.

12 слайд: Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей.

13 слайд Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...