Лепка из соленого теста – путь к творчеству!
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Акишина Ольга Юрьевна
Лепка из соленого теста – путь к творчеству!
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость «… развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Л. С. Выготский подчеркивал, что изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов младших дошкольников.
Знакомясь с окружающим миром, дошкольники пытаются отразить свои впечатления в разных видах деятельности, в том числе в лепке. Положительное значение детской лепки для формирования творческой личности признается и теоретиками, и практиками дошкольного образования. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, ручной умелости. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Лепить можно из глины, пластилина, из различных пластичных масс для моделирования, появившихся в продаже в последнее время. Но, учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я в своей работе с детьми предпочитаю использовать соленое тесто. Преимущества его, особенно в младшем дошкольном возрасте, трудно переоценить. Во-первых, удивительная пластичность теста по сравнению с пластилином, который трудно раскатать, если он не разогрет, и липнет к рукам, если перегрет. Во-вторых, соленое тесто можно приготовить в любой момент, не тратя при этом лишних денег, в отличие от пластичных масс для моделирования. В-третьих, это совершенно безопасный художественный материал с точки зрения экологии и аллергенов. В-четвертых, с поделками из соленого теста можно играть, они не потеряют форму, а, если покрыть их лаком, то хранятся вечно.
На первом этапе знакомства с соленым тестом как художественным материалом детям нужно создать условия для экспериментального узнавания («открытия») пластичности теста: можно месить, пошлепывать, расплющивать, отрывать кусочки, снова соединять их в целый комок, раскатывать в ладошках или скалкой. Затем можно вызвать интерес к созданию изображений на тесте, показать разные способы получения образов: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком, выкладывание узоров из мелких предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха)[1].
Очень увлекает детей получение изображений с помощью формочек для выпечки, обычных стаканчиков или бокалов. После ознакомительных занятий можно лепить из теста образы на основе валика (цилиндра), шара, конуса, диска. Прежде, чем лепить предметы, состоящие из нескольких частей, детей необходимо познакомить со способом крепления деталей из соленого теста - с помощью воды. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Поэтому младшим детям предоставляется возможность украсить свои изделия из соленого теста углубленным рельефом, (палочкой наносится узор), затем задача усложняется и детям предлагают высокий рельеф (небольшие налепы на фигурку). Для декоративного оформления поделки можно использовать и дополнительный материал: семена фасоли, гороха, манку, мак, бусины, пуговицы, блестки и т. д. [3].
Маленьким детям можно предлагать для лепки заранее приготовленное обычное или окрашенное тесто. Старшие дошкольники могут сами замешивать тесто, а также раскрашивать или расписывать высушенные изделия.
Даже малыши быстро усваивают элементарные правила работы с тестом: прежде, чем лепить, нужно накрыть стол клеенкой, надеть фартук и нарукавники или просто старую папину рубашку; поделками из теста нельзя играть сразу, т.к. сначала они должны подсохнуть.
Поделки из соленого теста, покрытые лаком, можно использовать во время образовательной деятельности (для осмысленного освоения детьми понятий «множество» и «сохранение количества», а также «размер» и «цвет»), в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр; для оформления панно, коллажей в групповой комнате, их можно дарить родным и друзьям [2].
В процессе лепки из соленого теста дети имеют возможность экспериментировать, проявлять инициативу и самостоятельность, приобрести уверенность в своих силах. Именно эти качества необходимы творческой личности, способной находить оригинальные пути решения существующих проблем, работать в режиме поиска.
Литература:
1. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст / И. А. Лыкова. – М.: «Карапуз», 2009. - 144 с.
2. Лыкова, И. А. Вкусная лепка для детей и взрослых [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей / И. А. Лыкова, В. А.Шипунова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. - 112 с.
3. Халезова, Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное творчество. Лепка из соленого теста. "Снеговик"
«Снеговик»Цель: развитие умений работы с соленым тестомЗадачи: - совершенствовать умение лепить поделки из соленого теста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Художественное творчество. Лепка из соленого теста.
Тема «Новый год» « Елкины игрушки – мишки, шишки и хлопушки»....
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» с детьми 3-4 лет Лепка из соленого теста по теме «Цыпленок»
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» с детьми 3-4 летЛепка из соленого теста по теме «Цыпленок»...
Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, по лепке из соленого теста Тема: «Подкова из соленого теста»
Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, по лепке из соленого тестаТема: «Подкова из соленого теста»...
«Развитие познавательной деятельности детей через сенсорное восприятие путем лепки из соленого теста»
Способствовать развитию познавательно-творческих способностей и фантазии детей через использовании тестопластики (соленое тесто)...
Мастер-класс из соленого теста. Конспект НОД по лепке из соленого теста по теме: «Снеговик» в средней группе.
Формировать умение участвовать в коллективных играх и мероприятиях, устанавливая положительные взаимоотношения на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необ...
Мастер-класс из соленого теста. Конспект НОД по лепке из соленого теста по теме: «Снеговик» в средней группе.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям,происходящим в жизни детей в определённое время года....