Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по экологии
для детей старшего дошкольного возраста
Выполнил: педагог – воспитатель
Рябова Виктория Владимировна
Дидактическая игра «Волшебный круг»
Цель: Познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме. Материал: Игровое поле состоит из двух кругов (диаметр 20 и 30 см). По окружности большого круга расположены коробочки, наполненные природным материалом (шишки, камешки, перья, ягоды, модели солнца, воды, воздуха, мелкие картинки объектов природы). Набор картинок: лес, водоем, поле в разные времена года; животные.
Правила игры: Водящий выбирает картинку, которую размещает в центре верхнего круга и крутит стрелку. Дети поочередно открывают коробочки, на которые указывает стрелка, называют предмет, находящийся в них и объясняют взаимосвязь между данным предметом и картинкой в центре верхнего круга. Выигрывает ребенок, установивший большее количество взаимосвязей.
Дидактическая игра «Чудо-дерево»
Цель: Закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.
Материал: Игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести.
Правила игры: Дети по очереди достают цифры из «мешочка», открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры больше фишек.
Дидактическая игра «Волшебный цветок»
Цель: Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.
Материал: Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.
Правила игры: Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 - очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 - предсказание погоды, № 4 - украшение окружающего мира, № 5 - создание настроения, № 6 - применение как лекарства); из игры выбывает тот, кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.
Дидактическая игра «Птицы в природе»
Цель: Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе. Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев (экологическая пирамида).
Материал: Макет дерева с изображением птиц. Кубики с картинками: земля, вода, солнце, воздух, деревьев разных пород, корм для птиц, птицы разных видов. Опорные картинки: будка дерево, кора, пень, клетка, озеро, червяк, лягушка, шишка, мышка, рыбка, земля, вода, солнце, воздух.
Правила игры: Выберите любую из птиц на картинке или предложите это сделать ребенку. Задайте вопросы: Что это за птица? Где живет? (Предлагаются соответствующие опорные картинки). Найдите кубики с изображением деревьев. • Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Земля, вода, солнце). • Найдите кубики с изображением земли, воды, солнца. Определите их место в экологической пирамиде. (Дети находят соответствующие кубики и ставят их в основании пирамиды под кубиками с изображением деревьев). • Чем питается птица? (Предлагаются соответствующие опорные картинки) • Г де находит себе корм? В результате должна получиться пирамида, которая выстраивается в соответствии с этажами природы. Как вы думаете, что случится с птицей, если исчезнет вода? (земля, солнце, воздух).
Дидактическая игра «Что где растёт?»
Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет - дети молчат. Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Насекомые»
Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит: «Летающее насекомое - бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Знания о многообразии птиц.
Ход игры: Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).
Дидактическая игра «Цветы».
Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Ход игры: Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.
Дидактическая игра «Что за птица?»
Цель: Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
Ход игры: Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами
Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение?».
Цель: Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
Дидактическая игра «Бывает - Не бывает» (с мячом).
Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
Дидактическая игра «Птицы».
Цель: Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб. Ход игры: Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
Дидактическая игра «Природа и человек»
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа.
Ход игры: Воспитатель становится в круг, в руках у него - мяч. Он заранее договаривается с детьми: педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.
Дидактическая игра «Добрые слова».
Цель: Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Ход игры: Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова - вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к ...кошке, цветку, кукле. товарищу и т. д.
Дидактическая игра «Хорошо - плохо».
Цель: Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»
Цель: Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Ход игры: Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.
Дидактическая игра «Что будет, если ...»
Цель: Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе. Ход игры: Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например, «Что будет, если сорвать все цветы? уничтожить бабочек?»
Дидактическая игра «Что растёт в лесу?»
Цель: Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.
Ход игры: Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что растёт в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.
Дидактическая игра «Что за чем?»
Цель: Учить называть времена года и соответствующие месяцы.
Ход игры: Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети - время года
Дидактическая игра «Накорми животное».
Цель: Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Цель. Систематизировать знания детей о растениях сада и огорода.
Ход игры. Водящий описывает любое растение в следующем порядке: форма, окраска, использование. Дети должны по описанию узнать растение по описанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/19/picture-655573-1439993251.jpg)
Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-914381-1491835247.jpg)
КАРТОТЕКА ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
КАРТОТЕКА ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-593516-1424008964.jpg)
Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/29/picture-934150-1498743213.jpg)
Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-612610-1611241285.jpg)
Картотека бесед по экологии для детей старшего дошкольного возраста 2022-2023
Картотека бесед по экологии для детей старшего дошкольного возраста 2022-2023...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/13/picture-1172284-1710355040.jpg)
Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр по экологии для детей старшего джошкольного возраста.Цель:формирование основ экологической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/22/picture-1530702-1724359945.jpg)
Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста...