Сенсорное воспитание и восприятие.
методическая разработка (младшая группа)

Сазонова Наталья Владимировна

Сенсорное восприятие - это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sazonova_n.v.pptx552.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорное воспитание и восприятие

Слайд 2

Многие родители часто слышат такие фразы как - "Вашему ребенку необходимо развивать сенсорное восприятие" или «Обратите внимание на мелкую моторику малыша. Ее необходимо развивать», а так же « Сенсомоторика ребенка не соответствует возрасту». К сожалению, родители зачастую не понимают значение данных слов. И что с этим делать? Поэтому давайте разберемся более подробнее

Слайд 3

Сенсорика - в переводе с латинского « sensus » - восприятие. Это познавательный процесс с помощью органов чувств. Окружающий нас мир мы познаем (воспринимаем) с помощью органов чувств: Зрения (глаза), слуха (уши), вкуса (язык), обоняния (нос), осязания(кожа), то есть, формируем с помощью органов чувств свою собственную картину окружающего нас мира. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка для интеллектуального развития.

Слайд 4

Сенсорное восприятие - это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. Данное определение звучит сложно, а на самом деле все просто. Сначала происходит ощущение (изучение) предмета. Затем восприятие этого предмета органами чувств. После восприятия мы анализируем полученную информацию и сопоставляем ее с тем, что уже видели, слышали, ощущали. И в завершение этого действия составляем представление о предмете. Чем больше информации, тем полнее наше представление о данном предмете. Что такое сенсорика и сенсорное восприятие мы уже разобрались. Так как сенсорное восприятие может влиять на развитие детей? И зачем его необходимо развивать?

Слайд 5

Сенсорное восприятие лежит в основе интеллектуального, физического и эстетического развития ребенка. А так же способствует: - развитию наблюдательности, внимания, воображения, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, а так же предметно-познавательной сферы деятельности; - расширению словарного запаса ребенка; - усвоению сенсорных эталонов; - освоению навыков учебной деятельности; Поэтому , успешность интеллектуальной, физической и эстетической сферы ребенка в большей степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того насколько хорошо малыш слышит, видит, осязает окружающее. С рождения ребенок познает мир. Любимые игрушки, интересные окружающие предметы, новые звуки и мелодии, разнообразие вкусов. Чаще всего усвоение этих знаний происходит без контроля и руководства взрослых, так сказать «стихийно». И новые познания малыша оказываются поверхностными. На этом этапе развития приходит на помощь сенсорное воспитание.

Слайд 6

Сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Рассмотрим основные этапы сенсорного воспитания. Ранней дошкольный период ( от 1 года до 3 лет). В этот период у ребенка происходит накапливание представлений : - о вкусовых качеств продуктов (сладкое, кислое, соленое); - о форме, цвете, величине предметов; - о признаках предметов (мягкий, пушистый, холодный, горячий); В данный период основной задачей является разнообразие получаемых представлений. Необходимо знакомить ребенка: - со всеми разновидностями свойств предметов ( мягкий-твердый , холодный-горячий , пушистый - гладкий, деревянный, железный, каменный, стеклянный); - со всеми цветами спектра (розовый, фиолетовый, лиловый, бирюзовый, изумрудный, коралловый и т. д.); - с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб и т. д.).

Слайд 7

Параллельно с таким знакомством у ребенка начинает развиваться познавательная деятельность. Малыш учиться различать цвета, определять форму и размер предмета. Данный опыт приходит благодаря зрительному, слуховому, осязательному и двигательному обследованию. Ребенок учится сравнивать предметы. «Этот кубик больше, а этот меньше», «Этот кубик желтый, а этот зеленый» и т.д. Развитие познавательной деятельности тесно связано с развитием речи ребенка. Малыш понимает значение слов, связывает их с определенными предметами или действиями. В следствии чего, начинает использовать в речи слова необходимые для дальнейшего развития его познавательной сферы. «Дай мяч», «Синий кубик», «Большой шар» и т. д. Средний дошкольный период (от 3 до 5 лет). В данный период происходит формирование сенсорного восприятия. Накопившиеся представления о предметах уже устойчиво закрепляются в понимании и речи малыша. Ребенок уже имеет представление о цвете, геометрических фигурах, соотносит различные предметы по величине и их свойствам.

Слайд 8

Например : «Принеси большой синий кубик». Малыш найдет среди кубиков кубики синего цвета, затем выберет тот, который будет больше других и принесет его взрослому. В этот период необходимо научить ребенка способам, которыми можно и необходимо обследовать предмет. Показать образец, как группируются предметы по цвету, по форме. Например: Необходимо разложить все геометрические фигуры по цветам. Отдельно желтые, зеленые, красные и т. д. Это пример группирования предметов по цвету. Затем группируем по форме. Все квадраты (различных цветов) в одну стопочку, треугольники (различных цветов) в другую и т. д. Далее группировать можно по признакам. Отдельно деревянные, отдельно пластмассовые и т.д. Постепенно переходя от простого к сложному. Таким образом запускается и развивается аналитическое восприятие ребенка. Которое помогает малышу разобраться в сочетании цветов, различать форму предметов и определять их величину. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Старший дошкольный период (от 5 до 7 лет). В этот период происходит активное усвоение грамоты. Важную роль в данном процессе занимает фонематический слух. Фонематический слух - различие (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличия , ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Теперь более подробно изучим какие игры необходимы для развития тактильного восприятия.

Слайд 9

Игры для развития осязания (тактильного восприятия) К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка необходимо играть с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Для этого малышу нужны разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания используйте мочалки и губки разной жесткости. Ребенку будет интересно поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком. Увлекательной будет игра с цветными мочалкам для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Заинтересуют малыша игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Фольгой можно обвернуть геометрические фигуры, сделанные из картона или кубики. Занимательными будут игры с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Играйте с различными крупами: опускайте ручки в коробку и ищите спрятанную маленькую игрушку среди круп; пересыпайте крупу из одной емкости в другую; смешивайте различные крупы, а затем разделяйте. Играйте с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли. Необходимо обращать внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника, горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне. Можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки. Развивая чувствительность рук малыша, помните и о развитие чувствительности ножек. Это сделать тоже очень просто. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики. Научите ребенка обращать внимание на мелочи: чувствовать каждую крупинку, улавливать новые вкусы, звуки и ароматы. Просто чувствовать как можно больше. И тогда Вы будете самыми счастливыми в этом мире, где так много всего интересного.

Слайд 10

Дидактическая игра «Найди такой же цвет » (декоративно - прикладное искусство) Для детей раннего дошкольного возраста и детей 3 - 4 лет Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов, в том числе цветом. Основные достоинства этого пособия заключается в следующем; - « Найди такой же цвет» удобно в использовании (участвовать в игре, в выполнении заданий может сразу несколько детей одновременно); - Игра удобна в хранении; - Красочная, привлекательная и абсолютно безопасная; - « Найди такой же цвет» можно использовать как в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира ( речевое развитие), конструированию, сенсорике , так и в индивидуальной работе с детьми, в совместной и самостоятельной деятельности воспитателя и детей. Игру можно варьировать. Для детей 1.5 – 3 лет предлагать облегченный вариант из 4 основных цветов ( красны, желтый, синий, зеленый). Для детей 3 – 4 лет предложить дополнительно разноцветные фигуры для тетриса с разными вариантами расположения или пластилин.

Слайд 11

Данное пособие предназначено для детей в возрасте от 1,5 до 4 лет. Помогает в решении следующих задач : - Развивать предметные действия, навыки ориентирования в пространстве; - Формировать и закреплять умение сравнивать предметы по основным свойствам; - Формировать и закреплять знания и умение различать цвета; - Обучать действовать по заданию и образцу; - Развивать начальные навыки счета; - Развивать мелкую моторику рук; - Развивать зрительно – моторную координацию; - Развивать внимание и усидчивость; - Создавать позитивное эмоциональное настроение; - Воспитывать умение доводить начатое дело до конца; - Воспитывать самостоятельность в процессе игры; - Воспитывать стремление помогать друг другу . Цель: закреплять у детей представления о восьми цветах; учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу; учить детей выкладывать рисунок по образцу; развивать логическое мышление, аналитические способности. Игровое задание: выбирать карточки по цвету Оборудование: шаблон, разделенный на 40 ячеек, 5 рядов из 8 цветов. (красный, желтый, оранжевый, зеленый, белый, фиолетовый, синий, коричневый), Цветные квадратики, разноцветные фигуры для тетриса с разными вариантами расположения, пластилин, стек, дощечка для пластилина.

Слайд 13

Описание игры Игра представлена в 5 вариантах: 1 вариант – предлагается упрощенный вариант 4 основных цвета ( желтый, красный, синий, зеленый) или выбор цвета по желанию малыша. Для детей 1,5 – 3 лет

Слайд 14

2 вариант - участвовать в игре, в выполнении заданий может сразу несколько детей одновременно. Для детей 1,5 – 3 лет

Слайд 15

3 вариант. Для детей 3 – 4 лет. Предлагаются разноцветные фигуры для тетриса с разными вариантами расположения

Слайд 16

4 вариант. Для детей 3 – 4 лет игра усложняется. Цветные квадратики, разноцветные фигуры для тетриса с разными вариантами расположения

Слайд 17

5 вариант. Для детей 3 – 4 лет. пластилин, стек, дощечка для пластилина. Игру можно варьировать как с детьми раннего возраста, так и с детьми 3 – 4 лет. В зависимости от способностей и возможностей детей.

Слайд 18

Выполнила: сазонова н.в МДОАУ №146 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Развитие восприятия у детей раннего возраста в процессе сенсорного воспитания

Содержание Введение..................................................................................................................3Глава 1. Теоретические основы развития у детей раннего ...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета

В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета....

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно-двигательного восприятия как составляющей сенсорного развития детей ( из опыта работы).

   В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка.Сенсорное развитие служит основанием успешного...