"Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в ДОУ"
статья

Иванова Елена Александровна

Консультация для воспитателей от музыкального руководителя.

Тема: Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в ДОУ.

К тексту прилагается презентация опублкованная отдельным файлом.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей от музыкального руководителя.

Тема: Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в ДОУ.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста сегодня очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями с каждым годом растет. Причинами сложившейся ситуации является недостаток внимания со стороны родителей, заполнение детского досуга различными гаджетами и т.д. В связи с этим, хотела бы осветить сегодня тему использования музыкально-ритмической деятельность в работе воспитателей для решения проблем речевого развития дошкольников.

Содержание понятия «музыкально-ритмическая деятельность» включает в себя такие понятия, как «ритм» и «чувство ритма».

Определение понятия «ритм» традиционно характеризуется как равномерное чередование каких-либо элементов.

В области музыкального искусства значение ритма (ритмического рисунка) выражено в последовательности звуков одинаковой или различной длительности, отвлеченных от высоты.

Выдающийся немецкий педагог-музыкант, композитор К. Орф в середине XX в. также внес особый вклад в развитие системы дошкольного образования, разработал концепцию музыкального воспитания под названием «Шульверк». В данной программе музыкально-ритмическому воспитанию и ритму отводится большая, первостепенная роль. Но не только на основе движения и игры на элементарных инструментах, а прежде всего, опираясь на речь, музыкальную декламацию и пение.

Ритмизированная речь в концепции Орфа получила название «речевых упражнений и игр». Именно эти игры развивают чувство ритма, речь и двигательную активность ребенка.

Карл Орф утверждал, если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительная либо слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Поэтому наша задача – научить ребенка ритмично дышать, говорить, петь, двигаться.

Исследования различных учёных доказывают существование связи двигательных функций и функций речи.

Особенно важна взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи у детей. Игры и упражнения на мелкую моторику рук являются эффективным средством для стимулирования речи дошкольников. Дело в том, что мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кистей принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Пальчиковые игры — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Они доставляют ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость.

Примеры Пальчиковых гимнастик:

  • Игра с голоса педагога "Маленькие ножки бегут по дорожке".
  • Пальчиковые игры из репертуара Е. Железновой.
  • Пальчиковые игры в стихотворной форме.

Также, одним из способов коррекции речи является – логоритмика.

Логоритмика определяется как система упражнений, заданий, игр на основе сочетания:

  • музыки и движения,
  • музыки и слова,
  • музыки, слова и движения

и направлена на развитие различных навыков детей, прежде всего, на развитие чувства ритма и координацию движений и речи. Связь ритмических движений и речи способствует развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений, нормализуют состояние мышечного тонуса, помогают освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости. Также использование метода логоритмики нормализует ритм, темп речи и процессы речевого дыхания, способствует развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, устраняя смазанность, нечеткость звукопроизношения и заикание

Упражнения па сочетание словесного и музыкального текстов и двигательной программы помогут решить следующие задачи:

  • уточнение артикуляции;
  • развитие фонематического восприятия;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • творческой фантазии и воображения;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Также стоит отметить такую современную методику развития речи дошкольников, как фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают формировать фонетически правильную речь, а в сочетании с дыхательными упражнениями улучшается ритмика всего организма, развивается самоконтроль и произвольность.

Содержание фонетической ритмики носит игровой характер и яркую эмоционально-положительную окраску.

Прием «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию ритма и рифмы, произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения и образности мышления. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Таким образом, логоритмика может быть использована:

  • На утренней гимнастике;
  • Во время режимных моментов-умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям

Вот закончилось занятие

Нам пора идти гулять:

Что мы будем надевать?

Открываем шкафчики: А-А-А

Надеваем мы штанишки: 

Ш-ш-ш - одна штанина, Ш-ш-ш - вторая штанина,

Резинки - ЧПОК, а теперь еще замок.

Вот и  курточка: рук-А-в , втор-О-й

 Молния - У-у-у-у

 Кнопочки -тык-тык-тык.

  • В паузах между занятиями, как танцевальную разминку (материал Е. Железновой, А. Бурениной и др.)

А теперь хочется рассказать об еще одном направлении в музыкально-ритмической деятельности -современной в наше время технике bodypercussion или же звучащих жестах (нем. Орф "Шульверк").

Бодиперкуссия -направление в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос или какой-то музыкальный инструмент.

Также принято называть «звучащие» жесты, под которыми понимается игра звуками своего тела, игра по поверхностям собственного тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.

Идея использовать те естественные «инструменты», которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью и помогает добиться эмоциональной разрядки, снять нервное напряжение, умственную перегрузку и утомление.

А в свою очередь двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Таким образом, можно говорить о том, что хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: ритмического рисунка и звукобуквенной структуры слова, просодики.

По моему мнению, комплексное воздействие данных методик на детей эффективно и дает успешную динамику речевого развития, помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей.

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей. Методы развивающего обучения и воспитания. 2 слайд Известный писатель Джанни  Родари ...

Консультация для родителей на тему: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

Презентация "Театрализованная деятельность - как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Театральная деятельность и её влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. Виды настольного театра....

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Речевое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность....

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Презентация к консультации для воспитателей по теме "Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в ДОУ"

Презентация к консультации для воспитателей по теме "Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в ДОУ"...