Конспект занятия в средней группе "масленица"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект занятия в средней группе "масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_maslenitsa.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе
«Широкая Масленица»
Цели:
Познакомить детей с народным праздником Масленица.
Задачи:
• Приобщить детей к культуре и истории русского народа.
• Познакомить детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми.
• Способствовать развитию интереса к культуре, истории русского народа.
Предварительная работа:
• Рассматривание репродукции картин Б. Кустодиева "Масленица", "Деревенская Масленица. Гармонист", В. Сурикова "Взятие снежного городка".
• Беседы о Масленице.
• Просмотр мультфильма "Ишь ты, Масленица!".
Ход занятия:
Воспитатель читает загадку:
Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о Масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Масленица – один из любимых праздников русского народа. Масленица - это проводы зимы. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Этот праздник связывали в старину со встречей весенних дней, отмечали широким гостеприимством, весельем и играми.
Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Ответы детей.
Воспитатель: Угадали, конечно же это блины! Яркие, румяные, ароматные!
А знаете ли вы, как зазывали Масленицу?
Ответы детей.
Воспитатель: В старину Масленицу зазывали вот такими словами: "Приезжай к нам в гости, Масленица, на широкий двор - на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться. "
Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Блин считается символом солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!
Воспитатель: Мы с вами уже говорили, что каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Да это понедельник, на масленичной неделе его называют— Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Давайте вспомним как называется второй день недели?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Вторник — Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
А кто помнит как же называется день недели, идущий за вторником?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, это среда, ее называли — Лакомка.
В этот день родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.
Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать (Загадывание загадок)
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
Акак выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же это четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
Воспитатель спрашивает как же называется пятый день недели.
Ответы детей.
Воспитатель: Пятница — Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — Золовкины посиделки.
В этот день молодые семьи приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.
Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!
Игра с мячом: "Назови ласково"
Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
Воспитатель: Ну вот мы и дошли до последнего дня Широкой Масленицы. Как же он называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Воскресенье, правильно. Его называют — прощенный день или проводы. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно просили прощения. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»
цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».
Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...
Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)
Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...
Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группе Тема: «Счёт до 5.».
Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группеТема: «Счёт до 5»....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...