Экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка
Экспериментирование - это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperementirovanie.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста
Экспериментирование - это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей.
Экспериментирование детей с различными (уже знакомыми и новыми) художественными материалами, инструментами и способами создания образа, предваряющее постановку конкретной творческой задачи, решение которой предполагает использование личного опыта экспериментирования Е.М. Торшилова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова определяет как необходимое условие обобщения художественных представлений и способов создания образа.
В основе творческого экспериментирования дошкольников лежит понятие творчества как пространства свободы ,поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Применение нетрадиционных техник рисования становится все частым и востребованным методом работы в системе работы ДОУ по осуществлению формирования и развития изобразительной деятельности детей.
Преимущества использования экспериментирования в процессе развития интереса к изобразительной деятельности, освоения начальных умений состоят в: ориентировано на «тактильно-действенный» уровень и способ познания мира детьми в данной возрастной группе, позволяет осваивать разнообразные предметные действия с инструментами, создает ситуации «упражняемости», «базируется» на сенсорном опыте детей, по своей сути аналогичен «синкретичному» способы освоения мира детьми.
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. При формировании познавательной активности экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований. А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, О.В. Дыбина, которые рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с дошкольниками.
Однако в широком понимании опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении.
Экспериментирование может выступать как:
- метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;
- один из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.
Исследовательский метод в работе педагога:
1) педагог вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок занятия;
2) знания детям не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами дети;
3) деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
4) процесс обучения характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
В экспериментировании можно выделить следующие компоненты: цель, содержание, средства (модели), действия (обследование), результат - получение новой информации, обобщение.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.
Основная цель экспериментирования– способствовать формированию у детей системного, теоретического мышления, подводящего их к пониманию целостной картины мира, системы определенных отношений к человеку, природе, духовным и литературным ценностям.
Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе).
Положительное влияние на развитие детского развития.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментах достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей "Планирование работы с детьми дошкольного возраста по экспериментированию"
Памятка поможет воспитателям продумать основное содержание экспериментальной деятельности по всем возрастным группам и подобрать материал к познавательно-исследовательской деятельности....
Презентация "Игры экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Зксперимент - это открытие нового....
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира в работе с детьми дошкольного возраста
Методическая разработка по исследовательской деятельности...
Экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста
Экспериментирование - это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей....
Экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста
Экспериментирование - это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей....