Деловая игра для педагогов "Педагогическое сопровождение процессов социализации личности"
методическая разработка
Составляющие социализации определяют двусторонний ее характер. Во-первых, социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам (объективный подход).
Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт (субъективный подход)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Деловая игра
«Педагогическое сопровождение процессов социализации личности»
Составлена
воспитателем
Чередниковой А. А.
с. Левокумское
2022 – 2023 учебный год
Цель: стимулирование познавательной активности педагогов МДОУ по вопросу социально-личностного развития дошкольников, повышение компетентности педагогов по данному направлению.
Теоретическая основа организации игры:
Модернизация всей системы образования и переход на ФГОС , предполагает обеспечение эффективности процессов социализации личности.
Заложенные в образовании возможности социализации реализуются не спонтанно, а благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению.
Составляющие социализации определяют двусторонний ее характер. Во-первых, социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам (объективный подход).
Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт (субъективный подход)
Данные составляющие не противоречат друг другу.
С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу.
С другой – в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.
Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию.
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.
Сегодня мы проведем деловую игру «Педагогическое сопровождение процессов социализации личности»
Для начала, чтобы включиться в работу, я предлагаю вам поиграть в игру. «Продолжи предложение»
– Давайте поразмышляем на тему «Со мною вот что-то происходит».
Я радуюсь, когда ... Я люблю, когда… | Мне не нравится, когда ... |
Предлагаю воспитателям разделиться на 2 команды
1 Разминка «Мозговой штурм»
- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?(семье).
- Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.
( Конституция, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
-В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценной работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативной развитие» (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика,)
-Назовите, какие направления входят в образовательную область «социально-коммуникативное развитие»?
-социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
-ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание;
- самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание,
-формирование основ безопасности)
-Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости?
(-сюжетно-ролевые игры,
-игры на развитие коммуникативных качеств,
-дидактические игры на развитие эмоциональной сферы,
-драматизация сказок,
-беседы воспитателя и ребенка,
-наблюдения, труд,
-чтение художественной литературы, пословицы, поговорки,
-игры подвижные, игры - драматизации; словесные; строительные;
-игры настольно-печатные; театрализованные, режиссерские,
-Проблемные ситуации
-Поисково – творческие задания
-Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры;
-Познавательные беседы, просмотр видеофильмов;
-Театрализованные постановки, музыкальные досуги, развлечения
-Интерактивные игры, презентации, выставки, проекты и др.
-Назовите формы работы с семьей по данному направлению. Приведите примеры из практики.
(собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок, проведение совместных праздников, досугов с приглашением родителей, участие родителей в акциях)
2. Задание для каждой команды - назвать компоненты детской субкультуры.
Важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма социального образования детства, выступает детская субкультура. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня.
-Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, заклички и др.)
-Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы и др.)
-Своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), коллекционирование
-Детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношения со сверстниками (знаки собственности, мены, «мирилки», «дразнилки», «считалки»)
-Традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и т.д.)
3.Методическая копилка У меня мешочек - копилка (круги, на которых написаны формы работы с детьми, используемыми в дошкольных группах.) На столах на белом листе бумаги задачи социально-коммуникативной области Ваша задача – Выберите из предложенных задач, только те которые относятся к выбранной форме работы.
Задачи социально-коммуникативной области:
1) осознание значимости своей личности, собственного внутреннего мира
2) развитие самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления
3) расширение и обогащение опыта конструктивного межличностного взаимодействия с окружающими, развитие социальной уверенности
4) формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем
5) осознание ребенком норм и правил поведения в обществе, развитие нравственных качеств
Варианты форм:
• Презентация проектов-коллажей о семейных увлечениях «Давайте познакомимся» в младшей группе (1,3)
• Совместные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» в старшей группе (2,3)
• Пешая экскурсия в школу для подготовительной группы (4,5)
• Организация дежурства в столовой, уголке природы в старшей группе (2,5)
• Создание групповой коллекции «Календарики» в средней группе (1,3)
• Выпуск новогодней газеты для родителей силами детей старшей и подготовительной групп (1,2,3)
• Создание индивидуальных коллекций игрушек - киндер «Киндер- сокровища» детей средней группы (1,2,3)
3.Решение проблемных ситуаций.
- Саша принес в детский сад новую интересную игру, все дети живо интересуются, даст ли Саши поиграть и им в эту игру. Саша отвечает: "А что ты мне дашь?" и не разрешает играть безвозмездно. Ваши действия.
-Воспитатель на прогулке организовала спортивные соревнования по командам. Команда, в которой была Света, несколько раз проигрывала из-за ее нерасторопности. Капитан команды выразил недовольство: "Не умеешь играть - не играй!" Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участия в детских играх. Как возобновить желание играть у Светы?
-Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну". Как должен поступить педагог?
-Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?
4.-А теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру
« Пантомима и жесты»
Задание. Участник выбирает перевёрнутую карточку, на которой написаны или крылатые выражения, или пословицы и т.д. Он должен изобразить смысл прочитанного с помощью жестов, движений ( без звуков) так, чтобы все догадалась и произнесли это выражение.
Выражения:
А Васька слушает да ест
Бросить камень в чужой огород
Быть под каблуком
Вертеться как белка в колесе
Водить за нос
Зарубить себе на носу
Вот где собака зарыта
Выносить сор из избы
Медведь на ухо наступил
Держать камень за пазухой
Держи карман шире
Дым коромыслом
Как с гуся вода
Лаптем щи хлебать
На воре шапка горит
Первый блин комом
Пускать пыль в глаза
5.Игра «Разброс мнений»
- Вам предстоит ответить на данный вопрос, используя карточки с началом предложения:
«Я не задумывалась над этим вопросом раньше, но могу сказать, что…..»
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является….»
«Я могу применить это в своей работе так как…»
« Я считаю, что заниматься этим следует потому, что…»
«Меня в этом вопросе больше всего смущает…»
«Значимость этого вопроса в том…»
6.Релаксация. «Цветок настроения»
Прошу оценить нашу игру: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то выложите красный цветок, если частично- желтый цветок, а если не удовлетворены – синий. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в детском саду - как обязательный процесс социализации личности ребёнка
Игра в детском саду - как обязательный процесс социализации личности ребёнка...
Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.
В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка. Но что мы можем подразумевать под этим словом. Все чаще встречаются термины «индивид», &l...
Игра в детском саду - как обязательный процесс социализации личности ребёнка
Детская социализация основана на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. Таким образом, любая игра предполагает сам процесс социализации. В игре ребенок примеряет на себя различн...
Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка.
Особенностью игровой деятельности дошкольников является то, что она - одна из ведущих средств познания окружающего мира и основной фактор социализации ребенка. Играя, дети легче адаптируются к окружаю...
Игра - как необходимый процесс социализации личности ребенка.
Игра - как необходимый процесс социализации личности ребенка. В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка.В момент рождения ребен...
Статья "Игра - как обязательный процесс социализации личности ребенка."
Статья Игра -как обязательный процесс социализации личности ребенка....
Игра-как обязательный процесс социализации личности ребенка
Игра-как обязательный процесс социальзации личности ребенка...