Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
материал

Романова Анна Александровна

Мастер-класс в рамках педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль музыки в НПВ. Мастер-класс472.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 20 «НАРН»

    «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Мастер-класс в рамках педсовета

                                                               Музыкальный руководитель Романова А.А.

                                                                            «Ты вспоминаешь не страну большую,  которую изъездил и узнал.

                                                                              Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

                                                                                                                                               К. М. Симонов

                                                                 «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством                

                                                                    привлечения к добру, красоте, человечности...  Как гимнастика

                                                                    выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

                                                                                                                                                      В.А. Сухомлинский

      Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят. 

      Дошкольный возраст-– фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

     Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

     Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. В своей работе я неизбежно затрагиваю тему нравственности и гражданского самосознания детей. Формирование таких качеств, как сострадание, коллективизм, любовь к своему дому, к своей родине, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях, и в ходе праздников и развлечений.

     Непосредственно образовательная деятельность включает в себя все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, театрализация, музыкальные игры. А также беседы, праздники, досуги, участие в концертной деятельности, работа с родителями, педагогами и воспитателями ДОУ.

Формирование нравственно-патриотических чувств происходит в процессе работы по следующим темам:

  1. Героико-патриотическая, включающая в себя подготовку детей к празднованию дня Защитников Отечества, Дня Победы, чествования ветеранов и пожилых людей.
  2. Краеведческая: знакомство с историей и природой родного города, культурно-историческими особенностями г. Элисты, слушание музыки и разучивание песен на занятиях, знакомство с символикой города (флаг, герб, гимн)
  3. Тема толерантности, которая затрагивает аспекты дружбы, миролюбие, знакомство с культурой других народов. Важной задачей ставлю перед собой открытие для детей многообразия культур, необходимость научить их с уважением относиться к представителям других этнических групп. Для этого в репертуар для слушания и исполнения включаю произведения, отображающие культуру других народов. Важно воспитать через музыку в детях терпимость, сочувствие, бережное отношение к сверстникам.
  4. Особая тема – культурно-историческая, включающая в себя занятия, развлечения  фольклорного цикла. Для этого мною подобран соответствующий музыкальный материал.

В работе по воспитанию нравственно-патриотических чувств посредством музыкальной деятельности можно выделить следующие направления:

1. Музыкальные занятия

2. Праздники

3. Театрализованная деятельность.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Музыкальные занятия построены на чередовании различных видов деятельности: музыкально-ритмические движения, слушанье музыки, пение, танец, игра.

В процессе слушанья дети учатся эмоционально откликаться на музыку разного характера, сопереживать героям произведений, выражать свое отношение к музыке. Ярким примером такой музыки можно привести произведения П.Чайковского из «Детского альбома», пьеса В.Салманова «Голодная кошка и сытый кот», Д.Кабалевского «Три подружки. Злюка. Плакса. Резвушка.» и т.д.  

Слушанье пьесы  П.Чайковского «Болезнь куклы». Участники высказывают свое мнение о музыке, выражают  эмоциональное отношение.

Музыкально-ритмические движения сопровождаются музыкой разных народов, с обязательным введением этнокультурного компонента. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

С этой целью мною подобраны произведения калмыцких композиторов и народные калмыцкие мелодии и составлена программа упражнений и игр. Сегодня продемонстрирую вам некоторые из них.

1. Упражнение «Большие крылья». «Тогрун шовун». Музыка М. Пюрвеева.

Участники стоят врассыпную. Сначала слушают музыку, затем педагог предлагает всем превратиться в больших птиц и помахать крыльями, передавая в движении,  где происходит взмах «крыльями», а где «крылья» отдыхают – руки опускаются вниз.

2. «Игра «Прятки». «Кюргн». Музыка  А.Манджиева.

Участники пляшут, размахивая платочками, с окончанием музыки присаживаются на корточки и прячутся за платочки, держа их за уголки. Педагог ходит по залу и поет

«Я по комнате хожу, деток я не нахожу. Ну, куда же мне идти? Где же деток мне найти?

Дети, вы где?»

Дети отзываются: «Мы здесь!», помахивают платочками и пляшут, кто как хочет.

3. Игра «Ищи игрушку». «Кеемя».  Калмыцкая народная мелодия.

На 4-х стульях в разных местах зала рассажены игрушки. Участники становятся небольшими группами вокруг каждого стула и берутся за руки, образуя круг.

1 часть –  идут вокруг стула спокойным шагом.

2 часть - танцуют в кругу между стульями. Педагог незаметно меняет игрушки местами. С окончанием музыки участники должны собраться в кружок вокруг своей игрушки.

Пение – один их самых доступных для детей и любимых ими вид музыкальной деятельности. Тематика песен многогранна и отражает все темы нравственно-патриотического круга: песни м родине, о семье, о защитниках отечества и т. п.  Поскольку в нравственно-патриотическом воспитании немаловажная роль отводится освоению родного языка, композиторами и педагогами Калмыкии создано множество песен на калмыцком языке и переводов на калмыцкий язык известных детских песен. При разучивании таких песен я использую двуязычие плюс мнемосхемы. Таким образом детям легче понимать смысл исполняемой песни и быстрее происходит запоминание слов калмыцкого текста. Предлагаю вместе разучить одну из известных песен советского композитора Филиппенко «Дед Мороз» на русском и калмыцком языках.

Разучивание песни «Дед Мороз»-«Киитн аав». Первый куплет поем на калмыцком языке, второй на русском. Используется мнемосхема.

Перейдем ко второму направлению в работе по нравственно-патриотическому воспитанию – это праздники: календарные, народные, государственные.

Чувства гражданственности и патриотизма воспитываем через праздники «День России», «День города», «День Российского флага».  Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Песни и танцы этой тематики воспитывают чувство патриотизма, любовь и уважение к армии. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках отечества, нельзя обойти вниманием тему Великой Победы. Во время подготовки и проведения праздника Победы мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.

Разучивание песен и танцев при подготовке праздников 8 Марта, Дня Матери, Дня семьи воспитывает у детей любовь, доброту, гордость за своих близких.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народных праздниках «Зул», «Масленица», «Цаган Сар», «Ур Сар». Народные музыкальные произведения ненавязчиво знакомят детей с обычаям, традициями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе. Для использования в процессе подготовки и проведения народных праздников мною изготовлены куклы – символы праздников «Масленица» и «Цаган Сар» - блин Иван и Борцг Наран.  Они приходят в гости к детям и знакомят их с традициями празднования и народными играми, песнями. Использование этих кукол так же способствует воспитанию толерантности и интереса к культуре других народов.

Демонстрация кукол. Обратить внимание на отличительные особенности их облика и костюма, типичные для представителей русской и калмыцкой национальности.  Куклы в руках участников танцуют под русскую и калмыцкую народные мелодии.

Трудно переоценить нравственно-патриотическое воздействие в музыкально-театрализованной деятельности. Ведь сказка воспитывает и учит доброте, справедливости, честности и другим положительным качествам. Перевоплощаясь в героев сказок, дети примеряют на себя разные характеры, учатся оценивать поступки и слова персонажей. Чтобы наиболее точно передать характерные особенности героя сказки, ребенку необходим большой эмоциональный потенциал. Для развития эмоциональной сферы использую разнообразные упражнения, этюды, игры. Позвольте продемонстрировать некоторые из них.

«Кубик эмоций»

Участникам предлагается найти и передать эмоции, типичные для героев сказки «Приключения Чиполлино». Второе задание – прослушать музыкальные фрагменты и подобрать соответствующую эмоцию.

Игра «Лети, лепесток»

Участники передают движениями и мимикой соответствующие музыке эмоции.

В рамках одного мастер-класса невозможно охватить все многообразие способов применения музыки в воспитании нравственно-патриотических чувств детей, но, безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать.  

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В этом сообщении раскрыта актуальность выбранной темы по самообразованию, направления работы не только музыкального руководителя, но и всего педагогического коллектива в целом....

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание  необходимо начинать в дошкольном детстве. Активная работа педагогов в детском саду способствует воспитанию истинных патриотов Родины....

Статья на тему "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовыйпериод всех высоких человеческих начал. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников огромна. Это яркие ...

Консультация для педагогов "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. И эта тема является приоритетной для всех педагогов ДОУ....

Консультация для педагогов «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложн...