Материалы к педсовету Программы по экологическому воспитанию
рабочая программа

Филимонова Елена Петровна

Методический материал к педсовету "Программы по экологическому воспитанию "

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П арциальные программы по экологическому воспитанию в ДОУ МКДОУ ЦРР -детский сад №21 г.Россоши Воронежской области Воспитатель :Филимонова Е.П.

Слайд 4

П арциальные: « Семицветик », «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог» , «МЫ – земляне», «Красота-радость-творчество», «Я –человек», «Наследие» и др. Комплексные: «Детство», «Радуга», «От рождения до школы», «Истоки», Развитие» и др. Программы по экологическому воспитанию

Слайд 5

экологической направленности (в основном биоэкологической ): «Юный эколог», «Мы», «Паутинка», «Экологическая дорожка», «Живая экология : Программа экологического образования дошкольников» и др. эстетико - культурно-экологической направленности: « Семицветик », «Планета- наш дом», «Мир вокруг нас» социально-экологической направленности:«МЫ – земляне», «Детский сад ХХ I века» или «Надежда», «Экономика и экология» Направления парциальных программ

Слайд 6

Одной из первых в 90-х гг. появилась программа «Юный эколог», созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор - С. Н. Николаева), которая включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей [1;с.128]. Николаева делает акцент в экологическом воспитании дошкольников на их ознакомлении с живыми организмами и природными системами (сообществами). Доказывает, что на основе представлений о взаимосвязях в природе, специфики живого у детей закладываются правильные формы отношения к природе: интерес к её познанию, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. С.Н. Николаева подчеркивает, что понимание специфики живого, постоянное общение с животными, выращивание растений - это необходимые условия для воспитания у детей заботливого, гуманного отношения к природе. В содержание экологических знаний о живых существах С.Н. Николаева включила следующее: Знания о связи растений с внешней средой. Размножение, рост и развитие растений Многообразие растений. Связь животных с внешней средой. Размножение, рост и развитие животных. Многообразие животного мира. Ведущим методом экологического воспитания С. Н. Николаева определяет наблюдение. Она выделила требования к ним, разработала циклы наблюдений за обитателями уголка природы, определила типы занятия по ознакомлению с природой: первично-ознакомительные; углубленно-познавательные; обобщающие; комплексные. С.Н. Николаева отмечает, что в воспитании любви к природе большую роль играют прогулки, экскурсии, детские праздники, игры с природоведческим знанием, и условия её реализация в детском саду Программа «Юный эколог» (автор С. Николаева)

Слайд 7

Программа «Юный эколог» (автор С. Николаева) Цель программы:Воспитывать экологическую культуру дошкольников. Программа вместе с обеспечением – програмно –методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном.

Слайд 8

Программа «Юный эколог» Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы - взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию .

Слайд 9

Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников. Задачи : - Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней. - Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами. - Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой. Программа «МЫ» (Кондратьева Н.Н.)

Слайд 10

Программа «Паутинка » (Ж . Л. Васякина -Новикова) Цель программы — формирование у детей основ планетарного мышления, воспитание разумного отношения к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?». Через познание своего «Я», своих жизненных потребностей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей. Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения. Рекомендована Министерством образования РФ.

Слайд 11

Наш дом – природа ( Н.Рыжкова ) Цель программы:Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности ребенка 5-6 лет, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.Состоит из десяти блоков. Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. I - я и природа (что есть рядом с человеком в живой и неживой природе); II - вода, воздух, почва, солнце, растения, животные; III - лес и другие биоценозы; IV - человек и природа (пути природопользования).

Слайд 12

Цель программы: Формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. В программе выделяются четыре раздела: Раздел1.Цель:формировать знания о целостности природы и основных признаках живых существ Раздел2.Цель: сформировать знания о приспособлении живых организмов к среде обитания. Раздел3. Цель: дать знания о росте и размножении живых организмов. Раздел4. Цель: познакомить детей с основными экосистемами, характерными для нашей зоны (лес, луг, поле, сад, водоём, огород) Программа «Тропинка в природу. экологическое образование в детском саду»

Слайд 13

Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно - экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне. Программа «Мир вокруг нас»

Слайд 14

«Добро пожаловать в экологию !» ( Воронкевич О.А.) Дополнительная программа «Добро пожаловать в экологию!» отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников, изложенные в трудах ученых — представителей петербургской школы П. Г. Саморуковой , Л. М. Маневцовой , Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Шиленок : системное строение природы; понятие «живое» как основа экологического образования; единство живой и неживой природы; приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону; единство человека и природы как основы экологического сознания. Основой перспективного и календарного планирования в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, что позволяет организовать освоение ребенком материала во всех образовательных областях.

Слайд 15

Разработана в соответствии с содержанием государственного стандарта дошкольного образования по разделу «Развитие экологической культуры детей». Предусматривает экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста, изучение доступной для их понимания взаимосвязи природы и социальных явлений. Теоретической основой программы является концепция личностно-ориентированного образования, в центре которой - создание условий для развития личности ребенка. Предоставляет возможность ребенку в доступной игровой форме освоить экологическую информацию, сформировать эмоционально-положительное, бережное и ответственное отношение детей к живой природе. Программа дополнена примерным тематическим планом занятий и организационно-методическими рекомендациями по ее реализации. ПРОГРАММА «ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС» ( Н. А. Авдеева, Г Б. Степанова)

Слайд 16

Программа « Семицветик » (авторы В.И.Ашиков и С.Г.Ашикова ). Настоящая программа призвана решить задачу культурно-экологического образования детей дошкольного возраста - начального этапа становления духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать, будут зависеть его поступки, действия. Решение этой проблемы авторы видят в осознании маленьким человеком того возвышенного, утонченного и прекрасного, что дают окружающий мир, природа и мировая культура. Воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты - главная особенность данной программы. Большое внимание в программе уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, различных художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании. Рекомендована Министерством образования РФ.

Слайд 17

Программа «Природа и художник»(Т.А. Копцева )

Слайд 18

Программа «Развитие», разработанная коллективом детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые понимаются как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Развитые способности помогают ребенку самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения, осмысленно относиться к собственной деятельности. На основе сформированных в младшем дошкольном возрасте сенсорных способностей в среднем и старшем дошкольном возрасте развивается способность к наглядному моделированию. Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей. В программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников Программа «Развитие»

Слайд 19

Программа является одной из попыток реализации в практике дошкольного воспитания идей гуманитарного подхода к экологии. Основная цель программы — создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников. Автор считает, что в основе сознания лежит ценностное отношение личностных смыслов. Экос — дом, логос — наука, смысл. Отношение к дому, как к безусловной ценности, и в связи с этим осмысление своего места и роли в мире, осознание своей ответственности за него — именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Программа «Мы — земляне» (автор Н.Вересова )

Слайд 20

Целью программы является развитие экологической воспитанности дошкольников на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования региона с учетом особенностей этнических культур. Основные задачи программы: 1) развитие у детей представлений через изучение историко-географических факторов территории Ханты-Мансийского округа, разнообразия растительного и животного мира округа, сезонных изменений в природе, взаимодействия человека с природой в условиях округа, здоровья чело- века в условиях Севера России; 2) подготовка дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению доступных экологических проблем; 3) развитие потребностей у детей в здоровом образе жизни; 4) воспитание экогуманистического подхода к природе, человеку, обществу на основе уникальности социально- экономических процессов Ханты-Мансийского округа. Программа включает пять разделов. I раздел «Где мы живем?» открывает программу. Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение города (села, поселка), климат округа, наш город (район, округ) на карте мира, почва, полезные ископаемые. Во II разделе «Многообразие растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа» дается характеристика основных групп животных и растений округа, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений леса, болота, водоема, луга. Включение III раздела «Сезонные изменения в природе Ханты-Мансийского автономного округа» обусловлено тем, что он является связующим звеном между представлением дошкольников о животном и растительном мире и о месте расположения его малой Родины. Детям даются представления о листопаде, сезонных перелетах птиц и линьке животных, других сезонных явлениях в природе. Содержание IV раздела «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского автономного округа» информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера. Дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заказниках, заповедниках округа, целях их создания. Дошкольникам также дается представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом, и опасностях, связанных с деятельностью человека. Раздел V «Человек и его здоровье». В условиях сурового климата и экологического неблагополучия одной из важнейших задач является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края. К программе прилагаются методические рекомендации, которые помогут педагогам в планировании и организации экологического образования дошкольников 3—7 лет, рабочие тетради к каждой возрастной группе для детей и родителей Программа «Экология для малышей» (автор Е.В. Гончарова)

Слайд 21

Посвящена важнейшей проблеме современного дошкольного образования - индивидуализации личностного развития детей двух - шести лет и неразрывно связанной с ней задачей развития самосознания у дошкольников средствами речевой активности. В основе программы лежат принципы гуманистической психологии и строящаяся на них авторская технология, позволяющая персонализировать образовательное содержание, сделать его более гибким, адекватным запросам и интересам детей с разным уровнем развития личности и способностей. Охватывает несколько ведущих направлений государственного стандарта дошкольного образования: «Речевое развитие», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие естественнонаучных представлений», «Развитие экологи ческой культуры». Имеет блочное строение, концентрическую компоновку учебного материала, позволяющую детям избирательно усваивать учебное содержание программы. Основные тематические блоки программы: «Я такой», «Мир людей», «Мир нерукотворный», «Я могу» — обеспечивают формирование представлений о значимых сферах жизнедеятельности человека, позволяют провести коррекцию самооценки, подготовить детей к самостоятельному преодолению трудностей. Программой предусматривается возможность активного включения в педагогический процесс родителей воспитанников. Адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам образовательных учреждений типа «Начальная школа - детский сад», психологам, гувернерам, родителям. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию. ПРОГРАММА «ОТКРОЙ СЕБЯ » ( Е. В. Рылеева)

Слайд 22

Цель : помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сфор­мировать у него представление о себе как о представителе человечес­кого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, пра­вах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством соб­ственного достоинства и проникнутую уважением к людям. Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств. Програм­ма включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно -образовательную цель. В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых. Ав­тором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может слу­жить технологией реализации программы «Я — человек». Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. "Я - ЧЕЛОВЕК" ( С.А.Козлова )

Слайд 23

Список используемой литературы : Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Санкт- Петербург.1996г. Кондратьева Н. Н. «Программа экологического образования детей «Мы». Санкт – Петербург. 1996. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». М.: Издательский центр «Академия», 2001. Николаева С.Н. «Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду». М., 2009. Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом — природа». — Тамбов: ИПКРО, 1994. https://cyberleninka.ru/article/n/programmno-metodicheskoe-obespechenie-soderzhaniya-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-d СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Слайд1

« Парциальные программы по экологическому воспитанию

детей дошкольного возраста»

Слайд 2-3

На сегодняшний день существует много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них широко применяются педагогами дошкольных учреждений в работе и сейчас, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависит от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ДОО. 

Слайд 4

Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволил условно разделить их на три основные группы:

- программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; 

- программы эстетико-культурно-экологической направленности; 

- программы социально-экологической направленности.

Слайд 5

Для  программ первой группы  характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). 

К ним можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы», Ж.Л. Васякиной - Новиковой «Паутинка», А.В. Королевой «Экологическая дорожка» и ряд различных региональных программ. 

Для  второй группы программ  характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). Многие из этих программ опираются на идеи Н.К. Рериха. 

К данной группе прежде всего можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета — наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас». 

Третья группа программ  выделяется по преобладанию в содержании программ комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.).

В качестве примеров программ этой группы могут быть рассмотрены программы Н.Н. Вересова «Мы — земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология». 

В ДОО в наибольшей степени используются программы первой и второй групп.

Слайд 6-13

Рассмотрим некоторые, наиболее распространённые из них:

Автор, название программы

Цель и задачи программы

Анализ программы

С.Н. Николаева

«Юный эколог»

Цель: формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Задачи:

- Дать детям элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ.

- Раскрывать взаимосвязи растений и животных со средой обитания. –

- Прослеживать роль среды обитания в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

- Раскрыть взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

- Показать разные формы взаимодействия человека с природой.

Программа включает две подпрограммы: программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.

Ориентирована на детей 2—7 лет.

Состоит из 7 разделов:

Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ.

Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе.

Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок,

Т.А. Маркова,

Т.А. Виноградова «Мы»

Задачи:

- Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

- Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами.

- Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Основой содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях.

Состоит из 3 разделов: «Как растет живое», «Живые... какие мы?», «Как живые приспосабливаются к среде».

Это позволило более точно выделить последовательность развития содержания программы и его освоения детьми: от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее к раскрытию многообразных связей живого в экосистеме.

Ж.Л. Васякина-Новикова «Паутинка»

Задачи:

- Формировать у детей основы планетарного мышления.

- Воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля.

- Знакомить детей с разными формами взаимодействия двух систем - человека и животных, показывать оптимальные пути их взаимопроникновения.

- Формировать у детей знания о структурах, входящих в понятие биосфера.

- Учить детей прослеживать временные изменения, происходящие в мире, упорядочивающие образ жизни людей на планете.

- Раскрывать взаимосвязи животного и растительного мира со средой обитания.

Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий.

Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?».

Через познание своего «Я», своих жизненных потребностей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей.

Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

Т.И. Потапова

«Мир вокруг нас»

Задачи:

- Формировать системные представления об окружающем мире, роли и человека в нём.

- Приобщать детей к планетарному мышлению.

- Знакомить детей с культурными ценностями и культурными центрами.

- Подготовить к полихудожественным формам восприятия искусства.

- Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям, нравственную оценку - отношениям, поступкам.

- Формировать навыки и умения вести беседу, выражать своё отношение к миру посредством искусства.

Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно - экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.

Идея программы - проявление многообразия форм жизни, целесообразности и красоты всего живого, взаимозависимость, взаимосвязь, целостность. Принципы программы: гармония и красота, сотрудничество и единство требований, интеграция, целостность, постепенность погружения в проблему. Состоит из трёх комплексов: «Мир вокруг нас» (6-8 лет), «Красота окружающего мира» (8-9 лет), «Земля - планета людей» (9-10 лет).

Материал каждого комплекса разбит на три блока.

Н.А. Рыжова

«Наш дом – природа»

Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

«Наш дом - природа» является авторской программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе - начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста.

Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Программа «Наш дом – природа» состоит из десяти блоков, каждый из которых включает комплекс тем.

1. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.

2. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи.

3. Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим.

Иванова А.И., Михайленко В.Я. «Тропинка в природу»

Задачи:

- Формировать знания о целостности природы и основных признаках живых существ, научить ребенка воспринимать растения, животных и человека как живых существ.

- Формировать знания о приспособлении живых организмов к среде обитания.

-Дать знания о росте и размножении живых организмов (на основе первого и второго разделов).

- Познакомить детей с основными экосистемами, характерными для нашей зоны.

В программе выделяются четыре раздела.

Раздел 1 - знакомство с многообразием живых существ, с понятием о жизненных функциях организма.

Раздел 2 – о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определенной среды.

Раздел 3 – о процессах роста и развития.

Раздел 4 - на основании первого и второго разделов программы даёт представления об экосистемах.

Таким образом, представленные отечественные программы экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание ими экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А этого не достичь без интенсивного экологического образования всех людей, начиная с дошкольного детства.

Слайд14-22

 Некоторые современные методические разработки сложно назвать экологическими, скорее это несколько измененный вариант традиционной программы по ознакомлению с окружающим миром с усилением регионального аспекта. В отдельных программах основное внимание уделяется формированию у детей сельскохозяйственных знаний и умений, что, скорее, можно отнести к трудовому, а не экологическому воспитанию.

В последние годы появилась новая тенденция: воспитатель или методист по своему усмотрению выбирает наиболее для него понятные фрагменты из программ разных авторов и комбинирует их по собственному усмотрению. В результате такого подхода зачастую искажается первоначальный замысел автора дополнительной программы и ее цель, меняется логика изложения материала. 

Естественно, воспитатель должен иметь право выбора программы и ее адаптации к условиям конкретного региона и дошкольного учреждения (вариативная составляющая программы), однако в любой программе существует и инвариантная составляющая, которой следует придерживаться неукоснительно. 

При необходимости, представляется возможным комбинирование разных программ, однако на базе одной программы (одной идеи). В этом случае за основу выбирается оптимальная для данного коллектива программа, сохраняется логика изложения и подачи материала, ее структура, однако в качестве отдельных модулей могут быть включены соответствующие по содержанию фрагменты других программ.

Слайд 23

Список используемой литературы:

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Санкт- Петербург.1996г.

Кондратьева Н. Н. «Программа экологического образования детей «Мы». Санкт – Петербург. 1996.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Николаева С.Н. «Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду». М., 2009.

Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом — природа». — Тамбов: ИПКРО, 1994.

https://cyberleninka.ru/article/n/programmno-metodicheskoe-obespechenie-soderzhaniya-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-d


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Педсовет в ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы"

Педсовет в ДОУ«Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы» Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....

Педсовет "Что такое экологическое воспитание дошкольников"

Педсовет "Что такое экологическое воспитание дошкольников"...

Выступление на педсовете на тему:" Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учётом ФГОС"

quot;Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с учётом ФГОС"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ Экологическое воспитание в разновозрастной группе

laquo;Земля наш – общий дом!»Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её позна...