Гибкое планирование в работе ДОУ
статья

Аннина Алена Александровна

     С целью поддержки интересов детей программа «Вдохновение» предлагает гибкое планирование образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной (исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала. Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, поддержке детской инициативы, признания за каждым ребенком права на участие в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, вовлечении семьи и социокультурного окружения места расположения детского сада и поэтому не задает жестких рамок, форм образовательной деятельности и календарных планов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

С целью поддержки интересов детей программа «Вдохновение» предлагает гибкое планирование образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной (исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала. Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, поддержке детской инициативы, признания за каждым ребенком права на участие в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, вовлечении семьи и социокультурного окружения места расположения детского сада и поэтому не задает жестких рамок, форм образовательной деятельности и календарных планов.

Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям, постановке вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои учебные процессы, проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию к решению задач, формирует положительное восприятие себя как успешных и даже творческих исследователей. При реализации Программы каждому ребенку предоставляется право использовать опыт и информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций собственного опыта. Педагоги разрешают детям ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки. Преодолевая парадигму передачи знаний и опыта от взрослого к ребенку, Программа продвигает идею полноправного участия ребенка в образовательном процессе. Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместно-разделенной деятельности, в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноправным участником образовательного процесса.

Основой современного дошкольного образования, заданной образовательным стандартом дошкольного образования, является развитие детской инициативы и самостоятельности, поддержка разнообразия детства.

Ребенок не может рассматриваться нами как некоторый объект, подвергающийся нашему воздействию внушений и дрессировке ради достижения поставленных нами целей и планов. Установка на активность ребенка и способность к самообучению (чему он научился сам, научился у нас и вместе с нами) сделали важными положения стандарта о поддержке детской инициативы, в том числе и как нового способа планирования от детей или следуя за детьми.

В режиме дня у детей практически отсутствовало свободное время, в которое они могли самостоятельно выбирать себе занятия. Они не могли участвовать в планировании своего дня, определении будущих значимых событий. Педагоги же в большинстве случаев предпочитали и многие продолжают предпочитать дисциплину и порядок разнообразию и вариативности, работу по собственному плану проявлению детской инициативы, организованные занятия свободной игре и выбору детей.

Проявление активности ребёнка – свидетельство того, что у него есть собственный внутренний план действий. Как часто мы торопимся подменять его своим планом, планом взрослого, который гасит детскую активность и любознательность. А ведь это один из важнейших целевых ориентиров в развитии дошкольников. Как создать условия для приобретения ребёнком этих способностей? Прежде всего, начать надо, уважаемые коллеги, с себя, с пересмотра собственных устоявшихся профессиональных установок.

Традиционный образовательный процесс в детском саду строился на основе негласных принципов, ставших нормой для педагогов, прочно укоренившихся в нашем сознании. К ним можно отнести следующие принципы:

- послушание важнее инициативы;

- знания важнее собственного опыта ребенка; - стабильность привычнее гибкости. Отсюда и предлагаемые традиционными программами способы их реализации и сформированные на их основе наши убеждения, а именно:

- единый стабильный режим организации дня, обязательный для всех детей (их далеко за двадцать, а я одна);

- календарно-тематическое планирование дня ребенка самим педагогом (я сама знаю, чему и как их надо учить); - требование неукоснительного соблюдения заранее подготовленных планов не только по содержанию, но и по времени (смотри два предыдущих убеждения);

- преобладание в содержании планов педагогов организованных занятий (все остальное – анархия);

- подтягивание ребенка под единые для всех детей цели (все дети должны…).

Отойти от этих принципов можно лишь признав их несоответствующими духу сегодняшнего дошкольного образования и осознавая необходимость работы над повышением собственной педагогической компетентности.

Мои дети - воспитанники старшей группы, они не бестолковые, не слабенькие и не неумеющие – они разные.

Моя цель – создать разнообразную стимулирующую среду, демонстрировать предметы (оборудование) и действия, которые могут быть организованы с этими предметами или оборудованием. Демонстрировать, рассказывать, но не требовать от детей обязательно выполнить, повторить вслед за воспитателем. Нужно дать ребенку право выбрать, самостоятельно решить, чем, где и с кем он будет заниматься. Даже в тех ситуациях, когда даю достаточно большой выбор видов деятельности, за ребенком оставляю право выбора чего-то своего. Например, я подготовила на выбор игрушки и материалы в центрах песка и воды, конструирования, творчества, ожидая, что дети сделают свой выбор в рамках предложенного. Но один ребенок по своим внутренним побуждениям решил, что самое интересное находится не в группе, а за окошком. Устроился возле окна и рассматривает машины. Другой ребенок отправился играть в центр сюжетно-ролевой игры.

Традиционный подход диктует нам необходимость применить дополнительную мотивацию и привлечь ребенка к запланированной нами деятельности. Сегодня я поступаю по-другому: подхожу к ребенку и поддерживаю его инициативу: «Ты решил понаблюдать за машинами? Да, это правда интересно», и одновременно помогаю упорядочить, продвинуть ее: «Смотри, какие они большие. А вон маленькая проехала. Она красная. Давай посмотрим, какие еще бывают машины. Как ты думаешь, куда поехала вон та грузовая машина?». Или другому ребенку: «Ты хочешь позаботиться о куклах? Что ты будешь делать?». В случае если ребенок пока еще не готов развернуть последовательные действия, вопрос может звучать так: «Ты хочешь позаботиться о куклах. Что ты будешь делать сначала - покормишь куклу или уложишь ее спать?»

В чем проявляется и как поддерживается инициативность в познании? Ребенок выбирает содержание деятельности, например, наблюдать за машинами, копать песок лопаткой. Какие машины едут, сколько машин, какого они цвета; какой глубины будет ямка, набирать песок в ведерко или в формочку, много или мало нужно насыпать песка и т.п. — это то индивидуально познаваемое содержание, которое становится основой образования. Мне же важно выяснить и закрепить в ребенке то новое, что он для себя открыл, в чем сегодня продвинулся, чему научился. Мы с детьми только учимся проявлять активность, инициативу, планировать свои действия, распределять виды деятельности. И на данном этапе развития я прикладываю максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий.

Совместное планирование обладает большими потенциальными возможностями для формирования детской активности и инициативы.

Например, в понедельник, продолжая утренний круг, я спрашиваю детей, как они провели выходные. Каждый ответ ребенка записываю фломастерами с указанием имени. Важно, чтобы ребенок привыкал высказываться, чтобы он чувствовал индивидуальную значимость своего ответа, видя свое записанное имя и высказывание.

Ответы детей разнообразны. Как ты провел выходные?

- Я к бабушке в гости ездила (Есения);

- Гуляла с мамой и Викой (Даша);

- Играла с Алиной (Злата).

Правильно поставленный вопрос, помогает не только задать нужное направление и обозначить лексическую тему недели, но и дает уверенность ребенку, что именно он является автором идеи или дела, он – полноправный участник совместного планирования, а также мотивирует их быть активными и инициативными на протяжении всей недели.

Представьте, что будет, если курица начнет доставать своих цыплят из яиц, а не ждать, когда они сами вылупятся? народная мудрость ДОО должны уйти от жесткой регламентации жизни дошкольников. А.Г. Асмолов.

Значит, нам надо создать соответствующие условия, задействовать мотивацию и обеспечить поддержку детской активности и инициативы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гибкое планирование образовательной, проектной деятельности на май.

Представлен материал по планированию в средней группе....

гибкое планирование

Гибкое планирование...

Туристический поход (идея по гибкому планированию)

Родители- полноправные участники образовательного процесса.В рамках гибкого планирования мама Димы  предложила сюжет “Туристический поход”. Использовала технологию Н П Гришаевой &ldqu...

Презентация "Гибкое планирование" в группе "Матрёшка"

Гибкое планирование во второй младшей группе...

Презентация "Гибкое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе"

Презентация "Гибкое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе"...

Технология "Гибкое планирование"

Гибкое планирование- методика, которая привязывает выполнение задач не к определенному времени, а к событиям....

Внедрение системы гибкого планирование в работу

При выборе моделей планирования мы ориентировались на возрастную адекватность модели, возможность ее использования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, поставив в приоритет – прак...