Возникновение дошкольного образования в России
статья (младшая группа)
Возникновение дошкольного образования в России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Возникновение дошкольного образования в России.
Детский сад… Это привычное для современного человека понятие, оказывается, имеет очень интересную историю.
Первое дошкольное образовательное учреждение в России со столь ярким и запоминающимся названием «Детский сад» было открыто в Санкт- Петербугре 1 мая 1863 г. Софией Андреевной Люгебиль (супругой известного преподавателя Петербургского университета Н.Н. Люгебиль) и просуществовало в течение нескольких лет.
Софья Андреевна была последовательницей немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, который, кстати, и придумал в 1837 году сам термин «детский сад» (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети — цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы.
В открытом Софьей Любегиль садике большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром «садовниц», которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц сада. Общество сочувствовало новому предприятию госпожи Люгебиль, но все-таки заведение её стояло одиноко. Деятельность этого детского сада рассматривалась как своеобразный «луч света в темном царстве» отечественного дошкольного образования.
В частности, отмечается, что С.А. Люгебиль не была сторонницей строгой регламентации детской деятельности, которую отстаивали ученики и последователи Ф. Фребеля, а принадлежала к движению «неофребелистов», стремившиеся воплотить его идеи в соответствии со спецификой национальной русской культуры на основе принципов народности и этнической культуросообразности. В этой связи были сформулированы основные целевые установки педагогики дошкольного детства: воспитать поколение добродетельное, здоровое и бодрое душой и телом, поколение самобытное, честное, трудолюбивое, заботящееся не о себе одном, но и о благоденствии других людей. Считалось, что детский сад должен развивать в детях:
— Во-первых, физические силы (для этого служат подвижные игры); во-вторых, внешние чувства (для этого служат ручные работы); в-третьих, способность внимания (для этого возможно обращение внимания ребенка на предметы); в-четвертых, понимания слышанного и рассказанного; в-пятых, понимание всего того, что окружает ребенка; в-шестых, настойчивость в труде — отмечал в своем докладе на заседании комиссии по вопросу о детских садах при Санкт-Петербургском Педагогическом собрании г. Резенер.
Как отмечали современники, Софья Андреевна внимательно наблюдала за индивидуальным поведением детей, успехами и ошибками в их развитии, вела записи этих наблюдений. Любовь к детям, близость к ним, активность в организации игр, занятий и ручных работ, умелое, живое и образное рассказывание сказок и рассказов, проведение бесед на интересующие воспитанников темы, стремление сформировать истинную заинтересованность в своей деятельности, профессионализм в подготовке игр и занятий отличали С.А. Люгебиль. Сама руководительница детским садом стремилась к тому, чтобы в течение всего года игры и занятия детей были разнообразны и по большей части проводились на воздухе в саду. Это было связано со своеобразием питерского климата и необходимостью целенаправленного оздоровления дошкольников. В частности, весной и осенью организовывались экскурсии-прогулки для детей старшего дошкольного возраста на природу, а зимой дети с удовольствием катались с ледяной горки и устраивали игры со снегом.
Это дошкольное учреждение в различные годы его существования посещало от 20 до 30 детей в возрасте от трех до шести лет. Находились дети в детском саду с 10.30 до 14.30. Первый час пребывания детей отводился на гимнастические упражнения, второй — на работы с фребелевскими рукоделиями, третий — на завтрак и отдых, которым каждый ребенок располагал по-своему, а четвертый — предполагал участие в ритмических играх, соединенных с пением, рассматривание картин, рассказывание сказок и многое другое.
Позитивный опыт работы этого детского сада связан, прежде всего, с личностью самой руководительницы, так как саму С.А.Люгебиль дети признавали за своего старшего товарища.
«Она не отлучалась от них ни на шаг во все время пребывания их в детском саду, делая и выделывая то же самое, что делают и выделывают они. Она работает вместе с ними, поет вместе с ними, подыгрывая на фортепиано, участвует с ними в гимнастических упражнениях, играет в ряду с ними в разные игры, рассказывает им сказки, разрешает разные их вопросы и прочее и прочее, и все это повторяется каждый Божий день, исключая праздничные дни».
Позднее к концу 60-х гг. ХIХ в., и у нас в городе, и в других регионах России стали появляться частные детские сады, которые открывались благотворительными пропагандистами общественного дошкольного воспитания и образования. Однако общее количество детских садов в России было очень невелико, особенно по сравнению с другими европейскими державами. Причиной этого было то, что детские сады рассматривались как учреждения, деятельность которых инициировалась лишь общественной и частной благотворительностью и не принималась во внимание правительством. Влияние детских садов на систему отечественного образования также практически не учитывалось. Характерным является признание, сделанное столичной комиссией по народному образованию: «В то время как за границею детские сады представляют собою явление обычное, имеющее за собою прочную давность, у нас в России они – редкость, на низ смотрят, как на роскошь».
Все основные новации в деле общественного дошкольного воспитания начались лишь в ХХ в. И получили дальнейшее массовое развитие под контролем государства уже после Октябрьской революции 1917 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сходства и различия в подходах раннего образования детей в странах Европы и дошкольного образования в России"
1.Особенности дошкольного образования в России. 2.Особенности дошкольного образования в странах Европы. 3.Сравнительный анализ в подходах дошкольного воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/09/picture-1313632-1612898074.jpg)
Сертификат Воспитатели России Конференция Большого фестиваля дошкольного образования «Воспитатели России»,
Сертификат Воспитатели России Конференция Большого фестиваля дошкольного образования «Воспитатели России»,...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1443310-1670841664.jpg)
Участие в инновационной деятельности.Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО»
Информация об участии педагога в инновационной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/13/picture-1443571-1670923085.jpg)
Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО»
Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/22/picture-1485937-1695386941.jpg)
Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО», МБОУ Лесногородская СОШ Дошкольное отделение Детский сад №12, 2021г.
Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...
О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Приказ 24.11.24.
О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Приказ 24.11.24...