Рабочая программа "Юный исследователь" 2022-2023г.
рабочая программа (старшая группа)
Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования. Основная цель программы кружка: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel_2022-2023.docx | 59.7 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (далее – Программа) относится к программам естественнонаучной направленности.
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.
Детство - это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова: «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения».
1.2.Направленность
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатом проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения.
Направленность программы:
- по содержанию: научно-техническая;
- по функциональному предназначению: кружковая;
- по форме организации: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (а также игры-путешествия, игры-соревнования);
- по времени реализации: годичная.
1.3.Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике
недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально деятельности для формирования естественнонаучных представления естественнонаучных представлений дошкольников.
«Социально - коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов экспериментальной деятельности);
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора).
1.4.Новизна
Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.
Экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами.
1.5.Педагогическая целесообразность
- Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
- Предлагает различные варианты ее решения.
- Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
- Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
- Применяет выводы к новым данным.
- Делает обобщения.
1.6.Отличительные особенности Программы
Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познавательное развитие».
Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента, физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Принцип нормативности - соответствие программы Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
- Принцип системности предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
- Принцип системно - деятельностного подхода - содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
- Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.
- Принцип интеграции - образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
- Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность. Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.
1.7.Основные характеристики образования
Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки реализации
Цель программы.
Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования. Основная цель программы кружка: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи.
Познавательные:
- расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- стимулировать желание детей экспериментировать;
- формировать коммуникативные навыки.
Специфика отбора содержания рабочей программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:
1) живая природа - многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
2) неживая природа - воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
3) человек - функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.
Планируемые результаты освоения программы
- Ребёнок развивает познавательные способности.
- Ребёнок проявляет любознательность к чему - то новому, неизвестному.
- Ребёнок стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.
- Ребёнок разбирается в причинах наблюдаемых явлений.
- У ребёнка сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
- Ребёнок формирует умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.
- Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.
- Ребёнок начинает проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляет активность в разрешении проблемных ситуаций.
- Ребёнок формирует коммуникативные навыки.
Планируемые результаты освоения программы
Работа с детьми объединения «Юный исследователь» построена с учётом их возрастных особенностей:
- с детьми старшей группы - 1 раз в неделю во вторую половину дня по 20-25 минут
- количество учебных недель - 32 недели
- срок обучения - с 07.10.2022 года по 26.05.2023 года
- каникулы - с 01.01.2023 по 08.01.2023 года
- с небольшими подгруппами по 10 - 12 человек.
Это дает возможность педагогу:
- работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);
- использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
- не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь» …)
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
3. Проверка гипотез;
4. Подведение итогов, вывод;
5. Фиксация результатов (если это необходимо);
6. Вопросы детей.
Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы
Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
1.8.Уровень программы, объем и сроки реализации программы базовый
Уровень программы - базовый.
Срок реализации - программа «Юный исследователь» рассчитана на один год обучения.
На освоение программы отводится 32 часа.
1.9.Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма проведения занятия - очная.
Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю (во второй половине дня), академический час (продолжительность одного занятия) - 20-25 минут, количество учебных недель -32.
Возраст обучающихся: дети старшей группы дошкольного возраста (5-6 лет).
Принцип формирования групп: программа «Юный исследователь» не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 5-6 лет разного пола и разной подготовки.
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
1.10. Образовательные технологии, приемы и методы
Образовательные технологии
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология, опирающиеся на познавательный интерес;
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающиеся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
- активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
- обучение с учётом закономерностей детского развития;
- опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
- ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Методы обучения:
- информационно-познавательные:
- беседа
- рассказ
- объяснение
- художественное слово
- проблемные ситуации
- игровые:
- создание игровых ситуаций
- познавательные дидактические игры
- наглядные:
- иллюстрации
- показ презентации мультимедиа
- практические:
- выполнение практических действий детьми (экспериментирование)
Приемы:
- организации: работа небольшими группами; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
- активизации умственной активности: включение игровых упражнений; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций.
- обучения: показ или демонстрация действия в сочетании с объяснением (выполняется с привлечением разных дидактических средств); инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям.
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
2.Учебный план
№ п/п | Тема | Количество академических часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Раздел. История воды и воздуха Тема. Поднимаем уровень воды. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
2. | Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема. Осеннее увядание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
3. | Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Магнитная задачка. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
4. | Раздел. История воды и воздуха Тема. Как определить температуру воздуха? | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
5. | Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Полиэтиленовый мир. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
6. | Раздел. Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) Тема. «Очищающий» песок. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
7. | Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Почему зажигается фонарик? | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
8. | Раздел. История воды и воздуха Тема. Вода, быстрее наливайся! | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
9. | Раздел. История воды и воздуха Тема. И вода, и снег, и лёд… | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
10. | Раздел. Свет и тень Тема. Исчезающее отражение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
11. | Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Большой – значит тяжёлый? | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
12. | Раздел. Космические путешествия Тема. Солнечная система. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
13. | Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. История свечи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
14. | Раздел. История воды и воздуха Тема. Из чего состоит вода? | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
15. | Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Друзья древесины. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
16. | Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. «Солёные» опыты. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
17. | Раздел. История воды и воздуха Тема. Задание для воронки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
18. | Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема. Для чего растениям воздух? | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
19. | Раздел. История воды и воздуха Тема. Тающий лёд. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
20. | Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Мел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
21. | Раздел. Что мы знаем о себе? (организм человека) Тема. Можно потрогать? (Осязание) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
22. | Раздел. Космические путешествия Тема. Выше, к звёздам! | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
23. | Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Мука. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
24. | Раздел. История воды и воздуха Тема. Преодолеваем сопротивление воздуха. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
25. | Раздел. История воды и воздуха Тема. Насос. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
26. | Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Песочные часы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
27. | Раздел. Микроорганизмы. Тема. «Зелёный» хлебушек. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
28. | Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема. Как растут деревья (на прогулке) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
29. | Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. «Говорящие» предметы (срав нение двух материалов). | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
30. | Раздел. Космические путешествия Тема. О, Солнце! | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
31. | Раздел. История звука Тема. Алло! | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
32. | Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема. Тема: Листья на веточке (на прогулке) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение |
Итого | 16,0 | 16,0 |
3.Календарный учебный график
Срок учебного года (продолжительность обучения) | Каникулы | Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия | Кол-во учебных недель | Место проведения занятия | Время проведения занятия | Сроки диагностики | ||||
07.10.2022- 26.05.2023 | 01.01.2023- 08.01.2023 | 1 20-25 мин | 32 | МБДОУ детский сад № 8 Группа №8 | 15.30-15.55 День: пятница | Стартовая: октябрь Итоговая: апрель | ||||
Тема занятия | Сроки занятия | Режим занятия | ||||||||
1.Раздел. История воды и воздуха Тема. Поднимаем уровень воды. | 07.10.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
2.Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема. Осеннее увядание. | 14.10.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
3.Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Магнитная задачка. | 21.10.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
4. Раздел. История воды и воздуха Тема. Как определить температуру воздуха? | 28.10.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
5. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Полиэтиленовый мир. | 11.11.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
6. Раздел. Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) Тема. «Очищающий» песок. | 18.11.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
7. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Почему зажигается фонарик? | 25.11.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
8. Раздел. История воды и воздуха Тема. Вода, быстрее наливайся! | 02.12.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
9. Раздел. История воды и воздуха Тема. И вода, и снег, и лёд… | 09.12.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
10. Раздел. Свет и тень Тема. Исчезающее отражение. | 16.12.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
11.Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Большой – значит тяжёлый? | 23.12.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
12. Раздел. Космические путешествия Тема. Солнечная система. | 30.12.2022 | 15.30-15.55 | ||||||||
13.Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. История свечи. | 13.01.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
14. Раздел. История воды и воздуха Тема. Из чего состоит вода? | 20.01.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
15. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Друзья древесины. | 27.01.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
16. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. «Солёные» опыты. | 03.02.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
17. Раздел. История воды и воздуха Тема. Задание для воронки. | 10.02.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
18. Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема. Для чего растениям воздух? | 17.02.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
19. Раздел. История воды и воздуха Тема. Тающий лёд. | 24.02.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
20. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Мел. | 03.03.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
21. Раздел. Что мы знаем о себе? (организм человека) Тема. Можно потрогать? (Осязание) | 10.03.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
22. Раздел. Космические путешествия Тема. Выше, к звёздам! | 17.03.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
23. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Мука. | 24.03.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
24. Раздел. История воды и воздуха Тема. Преодолеваем сопротивление воздуха.
| 31.03.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
25. Раздел. История воды и воздуха Тема. Насос. | 07.04.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
26. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. Песочные часы. | 14.04.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
27. Раздел. Микроорганизмы. Тема. «Зелёный» хлебушек. | 21.04.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
28. Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема. Как растут деревья (на прогул ке). | 28.04.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
29. Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) Тема. «Говорящие» предметы (срав нение двух материалов). | 05.05.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
30. Раздел. Космические путешествия Тема. О, Солнце! | 12.05.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
31. Раздел. История звука Тема. Алло! | 19.05.2023 | 15.30-15.55 | ||||||||
32. Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема. Тема: Листья на веточке (на прогулке) | 26.05.2023 | 15.30-15.55 |
3. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
Занятие1. (октябрь)
Раздел. История воды и воздуха.
Тема. Поднимаем уровень воды.
Цели: закрепить знания о свойствах воды; познакомить с явлением изме-
нения уровня воды при погружении в неё предметов, продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать позна-
вательный интерес.
Занятие2.
Раздел. Тайны живой природ (мир растений и животных)
Тема. Осеннее увядание.
Цели: формировать представление о зависимости роста растений от тем-
пературы и количества влаги; учить со взрослым практическим познава- тельным действиям экспериментального характера.
Занятие3.
Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).
Тема. Магнитная задачка.
Цели: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические
предметы; учить обобщенным способам исследования различных объектов;
развивать интерес к исследованиям.
Занятие 4.
Раздел. История воды и воздуха
Тема. Как определить температуру воздуха?
Цели: познакомить с прибором для определения температуру воздуха
(термометром); закрепить знания о свойствах воздуха; совершенствовать
умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.
Занятие 1. (ноябрь)
Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема. Полиэтиленовый мир.
Цели: познакомить со свойствами полиэтилена, его назначением; закреплять
умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.
Занятие 2.
Раздел. Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)
Тема. «Очищающий» песок.
Цели: познакомить со свойствами песка как природного фильтра; закреплять
умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.
Занятие 3.
Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).
Тема. Почему зажигается фонарик?
Цели: сформировать представления о значении электричества, принципе
работы батарейки; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять
практические действия; развивать познавательный интерес.
Занятие 1. (декабрь)
Раздел. История воды и воздуха
Тема. Вода, быстрее наливайся!
Цели: расширять представления о свойствах воды; вовлекать в совместные
со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Занятие 2.
Раздел. История воды и воздуха
Тема. И вода, и снег, и лёд…
Цели: закреплять знания детей о различных свойствах состояния воды
(снег, лёд), продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами
неживой природы; учить формулировать выводы в ходе совершения
практических действий.
Занятие 3.
Раздел. Свет и тень
Тема. Исчезающее отражение.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами отражающей способности
света; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоя - тельно осуществлять практические действия; развивать познавательный инте рес.
Занятие 4.
Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема. Большой – значит тяжёлый?
Цели: формировать у детей понятие о взаимосвязи величины предмета и его
веса; обобщить полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать познавательный интерес.
Занятие 5.
Раздел. Космические путешествия
Тема. Солнечная система.
Цели: сформировать у детей начальные знания о строении Солнечной систе-
мы; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследо-
вания.
Занятие 1. (январь)
Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема. История свечи.
Цели: познакомить детей с историей свечи; опытным путём выявить, что для
горения необходим воздух (кислород); обобщить полученные знания; разви -вать любознательность.
Занятие 2.
Раздел. История воды и воздуха
Тема. Из чего состоит вода?
Цели: познакомить детей с составом воды (кислород); продолжать учить
исследовать явления окружающей действительности с помощью практичес-ких познавательных действий.
Занятие 3.
Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).
Тема. Друзья древесины.
Цели: продолжать знакомить детей с древесиной (и её свойствами) как
материалом; учить детей обобщённым способам исследования различных
объектов; развивать интерес к исследованиям.
Занятие 1. (февраль)
Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема. «Солёные» опыты.
Цели: познакомить детей со свойствами соли; продолжать учить выявлять
свойства и качества веществ; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.
Занятие 2.
Раздел. История воды и воздуха
Тема. Задание для воронки.
Цели: продолжать знакомить детей с взаимосвязью воды и воздуха; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования.
Занятие 3.
Раздел. Тайны живой природ (мир растений и животных)
Тема. Для чего растениям воздух?
Цели: Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для
роста и развития растений, рассказать о зависимости количества испаряемой влаги от величины листьев; развивать познавательный интерес.
Занятие 4.
Раздел. История воды и воздуха
Тема. Тающий лёд.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами льда как одного из состоя-
ний воды; включать детей в совместные с взрослыми практические познава -тельные действия экспериментального характера.
Занятие 1. (март)
Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема. Мел.
Цели: познакомить детей со свойствами мела, его назначением; учить обобщать полученные знания, формулируя выводы самостоятельно;
развивать познавательный интерес.
Занятие 2.
Раздел. Что мы знаем о себе? (организм человека)
Тема. Можно потрогать? (Осязание)
Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (осязание),
закреплять умение обобщать полученные знания; развивать интерес к
опытно-экспериментальной деятельности.
Занятие 3.
Раздел. Космические путешествия
Тема. Выше, к звёздам!
Цели: сформировать у детей начальные знания и понятия о строении
Солнечной системы; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.
Занятие 4.
Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема. Мука.
Цели: познакомить детей с мукой, её свойствами и использованием;
учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.
Занятие 5.
Раздел. История воды и воздуха
Тема. Преодолеваем сопротивление воздуха.
Цели: закреплять знания детей о свойствах воздуха, познакомить с понятием
«сопротивление воздуха» учить формулировать выводы в ходе совершения практических действий.
Занятие 1. (апрель)
Раздел. История воды и воздуха
Тема. Насос.
Цели: закрепить знания о свойствах воздуха; учить формулировке выводов
в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес.
Занятие 2.
Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема. Песочные часы.
Цели: познакомить детей с песочными часами, закрепить знания о свойствах песка; учить обобщать полученные знания, развивать любознательность.
Занятие 3.
Раздел. Микроорганизмы.
Тема. «Зелёный» хлебушек.
Цели: познакомить детей с образованием плесени и условиями её появления;
обучать обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям.
Занятие 4.
Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема. Как растут деревья (на прогулке).
Цели: формировать у детей понятие о факторах внешней среды, необходимых
для роста и развития деревьев; включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Занятие 1. (май)
Раздел. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема. «Говорящие» предметы (сравнение двух материалов).
Цели: продолжать обучать выявлению свойств и качеств материалов;
закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес.
Занятие 2.
Раздел. Космические путешествия
Тема. О, Солнце!
Цели: формировать представление детей о значении Солнца для нашей
планеты; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследованиям.
Занятие 3.
Раздел. История звука
Тема. Алло!
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами звука; сформировать
понятие о том, что звук – это колебания воздуха; включать детей в сов - местные с взрослыми практические познавательные действия эксперимен- тального характера.
Занятие 4.
Раздел. Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема. Листья на веточке (на прогулке)
Цели: продолжать знакомить детей с особенностями роста и развития растений; развивать интерес к объектам исследования; учить формулировать выводы в ходе совершения практических действий.
4.Методические материалы
Алгоритм ООД
№ | Части занятия | Цель | Формы работы | Продолжитель- ность |
1 | мотива- ция | - вовлечение в совместную деятельность - использование наглядных, информационных средств - развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности. | - сказочное повествование - игровые ситуации - элементы пантомимы - игры-путешествия, - дидактические игры - погружение ребенка в ситуацию слушателя - погружение ребенка в ситуацию актера | - старшая группа –3 минуты |
2 | физкультминутка | - развитие мелкой моторики - разминка суставов кисти рук | - проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов | 2 минуты |
3 | подготовительная беседа | рассказ воспитателя | показ материалов и оборудования | 3 минуты |
4 | практическое (экспери менталь ное) задание | - уметь обобщать полученные знания - обобщать свой- ства исследуемо- го объекта | - проведение экспериментов - игровая, познава -тельно - исследова- тельская деятель -ность | 10-15 минут |
5 | анализ деятель ности | обобщение результатов экспериментиро- вания | - благодарность за помощь - фиксация результатов | 2 минуты |
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется следующим образом:
• с детьми старшей группы – 1 раз в неделю по 20-25 минут;
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача)
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми
3. Проверка гипотез
4. Подведение итогов, вывод
5. Фиксация результатов (если это необходимо)
6. Вопросы детей
Примерная структура занятия-экспериментирования:
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики, мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ
Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Занятие базируется на экспериментальной работе детей, поэтому проводится в подгруппе детей не более 10 человек. Дети надевают лабораторные халаты или фартуки и размещаются стоя за столами.
Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:
• Перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель и конкретизировать задачи.
• Вместе с детьми найти пути достижения цели.
• Любой опыт включает специально организованное наблюдение.
• После завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах.
• Необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.
Во время занятий дети делятся на микрогруппы по 2-4 человека (в зависимости от цели, которую ставит воспитатель).
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
4.1.Условия реализации программы
В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игровая, продуктивная, поисково-исследовательская, учебная. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.
Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников используются следующие методы:
- словесные (рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений, беседы, словесные игры);
- наглядные (работа с иллюстрациями, коллажем, таблицами, логическими цепочками, демонстрация видео фильмов, заучивание стихотворений с опорой на картины);
- практические (элементарные опыты, моделирование, игры на определение количества звуков в слове, на местонахождение звука в слове, на развитие логического мышления, на развитие грамотной речи и пр.);
- интерактивные методы (работа в парах, на ПК, цепочка, интервью, работа в малых группах).
4.2.Требования техники безопасности
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать)
2. Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный. Например, одни посевы поливать, другие - нет.
3.Необходимо осуществлять руководством опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
5. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
4.3.Взаимодействие с семьями воспитанников
Основная цель взаимодействия с семьями воспитанников - найти индивидуальный подход к обучению, развитию и воспитанию каждого ребенка. Но, кроме этого, взаимодействие с семьёй позволяет:
• распространить полезные практические педагогические знания среди родителей;
• активизировать внимание семьи к вопросам воспитания малыша;
• сформировать единую систему требований к режиму дня и вопросам
• создать положительный образ дошкольного детского учреждения в сознании родителей;
• оказывать посильную методическую помощь семье в вопросах взаимодействия с детьми;
• получить как можно более полную информацию о ребёнке.
• установление партнёрских отношений с родителями своих воспитанников за счёт оказания эмоциональной поддержки и общности интересов;
• повышение психолого-педагогической просвещённости семьи;
• поддержка мам и пап в выполнении их воспитательных и образовательных функций.
Достижение этих задач возможно благодаря принципам, на которых строятся отношения детского сада и семьи:
• родители и воспитатели - равноправные партнёры в деле обучения и воспитания малышей;
• регулярная помощь ребёнку, доверие и уважение гарантированы и со стороны родителей, и со стороны педагогов;
• постоянный мониторинг взаимодействия семьи и детского сада, анализ результатов на всех этапах этой работы.
Основные формы взаимодействия:
- консультации на родительском собрании о целях и задачах кружковой работы;
- оформление стенда с консультациями «Экологическое воспитание детей в семье», «Прогулки в природу - основа здоровья ребёнка», «Птицы уголка природы дома и в детском саду»;
- буклеты «Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми на прогулке», «Выходные на природе»;
- проведение акций «Покормите птиц зимой», «Птичья столовая», а также сбор природного материала для поделок, семян растений для пополнения групповой коллекции.
Мероприятие | Содержание | Сроки |
Родительское собрание | Ознакомление родителей с программой кружка Привлечение к созданию и пополнению экспериментальной -развивающей среды в группе. Участие родителей в пополнении библиотеки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями | Сентябрь 2022 |
Консультации для родителей Анкетирование родителей | «Цель и задачи программы» «Актуальность программы» «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей». | Октябрь 2022 |
Индивидуальное консультирование родителей | Рассмотрение интересующих вопросов | В течение учебного года |
Папки-передвижки | «Как помочь маленькому почемучке» «Познавательные опыты дома» «Создание предметно-развивающей среды дома» | В течение года |
Итоговое занятие в виде викторины | Подведение итогов | Апрель 2023 |
5.Оценочные материалы
5.1.Мониторинг освоения программы
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.
Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.
2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.
3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.
4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.
Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.
Система контроля, промежуточной аттестации
Анализируемый параметр | Критерии оценки | Уровень |
Дошкольник должен: | |
ЗНАТЬ | Правила поведения в природе. Растения и их характерные признаки. Основные признаки диких и домашних животных. Виды птиц своей местности. Несколько видов явлений неживой природы. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | О перелётных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы. О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. |
УМЕТЬ | Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников (полив) Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора). Изготовление поделок и панно из собранного природного материала. |
5.2.Информационное и материально-техническое обеспечение реализации Программы (перечень)
Для экспериментирования в группе создана развивающая среда -оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами.
Оборудование для исследовательской деятельности
1. Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
10. Фартуки, щётки, совки.
11. Цветные прозрачные стёклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал, подлежащий исследованию:
1.Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
4.Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5.Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Дополнительное оборудование.
Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Список литературы
- Веракса Н.Е. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов–М.:Мозаика-Синтез,2013.
- Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска», МТЦ Сфера, 2003.
- О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. -М.: Сфера,2004.
- Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель,2013.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л.Н. Прохоровой. –М.,2004.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л.Н. Прохорова.-М.:Аркти,2008.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей /Е.Соловьева // Дошкольное воспитание. – 2005. -№1
- Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – СПб.,2009.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО
методист МБДОУ д/с №8
_______________ Денисова Л. В.
«_______»______________2022 г.
Рабочая программа
базового уровня сложности
«Юный исследователь»
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во учебных недель: 32
Всего академических часов: 32
из них в форме групповой работы - 32
Кол-во часов в неделю: 1
Продолжительность занятия: 20- 25 минут
Педагог:
Клюшкина О.П.
Первая квалификационная категория
2022-2023 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...