Формирование естественнонаучной грамотности у дошкольников посредством метода моделирования.
методическая разработка

Мельникова Зульфия Гамилевна

Предоставление опыта работы в рамках плана работы городской базовой площадки "Естественнонаучная грамотность - направление для воспитания маленьких гениев".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_estestvennonauchnoy.pptx1.26 МБ
Файл formirovanie_estestvennonauchnoy.docx82.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55» Формирование естественнонаучной (познавательно-исследовательской) грамотности у дошкольников посредством метода моделирования. Воспитатель Мельникова З.Г. .

Слайд 2

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Слайд 3

Цель: развитие у ребёнка любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности. Задачи: 1. Формировать у детей практические навыки и умения разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. 2. Развивать у детей элементы экологического сознания, определённого знаниями о природе. 3. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Слайд 4

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский Эффективность работы по формированию естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы. Одним из таких методов является метод моделирования, позволяющий углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения. Что же такое модель и моделирование? Моделирование в детском саду - это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей . Модель – материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо (глобус – предметная модель Земли).

Слайд 5

Роль моделей и моделирования в формировании естественнонаучной грамотности дошкольников МОДЕЛЬ Способствует развитию восприятия, мышления и речи Позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи Абстрагирует существенные признаки природных объектов

Слайд 6

Виды моделей - в ней все существующие признаки, связи и отношения представлены в виде схематических изображений. - представлена в виде графиков, таблиц, чертежей. - представлена в виде предмета, конструкций предмета или нескольких предметов, закономерно связанных между собой. Предметная модель Предметно-схематическая модель Графическая модель

Слайд 7

- г отовую модель даёт воспитатель; - задача ребёнка – с помощью предложенной модели решить поставленную перед ним задачу. - п остепенно овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, но и внутренних связей, зависимостей, ребёнок учится создавать модели. доступны детям уже с 3-летнего возраста; в младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков. Этапы овладения дошкольниками навыками моделирования (А. Венгер ): Освоение детьми действий замещения Использование готовых моделей Построение моделей самим ребёнком

Слайд 8

Применение метода моделирования при реализации проекта «Муравьи – наши друзья» Цель проекта: становление у детей научно-познавательного , практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности. Задачи проекта: 1 . расширение и систематизация знаний детей о муравьях, и о местах обитания , характерных особенностях; 2. исследование строение насекомых; 3. анализ поведения насекомых в природе ; 4. стимулирование любознательности.

Слайд 9

Ознакомление детей с муравьями

Слайд 10

Модель «Строение муравья "помогает сформировать элементарное понятие о том, что насекомые – это маленькие живые существа , с особенным покровом тела, имеющие 6 ног, три части тела (голова, грудь, тело), вырастают из яичек, которые откладывают взрослые насекомые Модель «Живое» показывает, что насекомые двигаются, дышат, питаются, растут и размножаются. Модель «Размножение» демонстрирует цикличность размножения.

Слайд 11

Чем питаются муравьи?

Слайд 12

Опыт «Что будут делать муравьи с мясом?» Съедят мясо на месте Унесут мясо в муравейник Не тронут мясо Предметно-схематичная модель используется при фиксации результатов проводимого опыта

Слайд 13

Где живут муравьи?

Слайд 14

Начался увлекательный творческий процесс

Слайд 15

Предметная модель «Муравейник» Муравейник – результат совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Слайд 16

Наглядное моделирование способствует развитию речи дошкольников. Этот метод можно использовать во время бесед, чтения художественной литературы, при обучении детей пересказу. Только в данном случае используют мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Во время проекта дети обучались составлению описательного рассказа о муравьях на основе мнемотаблицы «Насекомые».

Слайд 17

Для запоминания стихов использовали пиктограммы. Пиктограммы – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Эффективны при разучивании стихотворений, где на каждое слово или словосочетание придумывается картинка. Разучивание становится для детей весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.

Слайд 18

Вывод : Демонстрация моделей позволяет научить ребёнка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. Демонстрация моделей предшествует деятельности ребёнка (самостоятельной и с помощью педагога) по созданию моделей, т.е. моделированию .

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

СЛАЙД 1

Тема моей презентации «Формирование естественнонаучной (познавательно-исследовательской) грамотности у дошкольников посредством метода моделирования».

СЛАЙД 2

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

СЛАЙД 3

Целью формирования естественнонаучной грамотности дошкольников является  развитие у ребёнка любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности.

Задачи:
1. Формировать у детей практические навыки и умения разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер.
2. Развивать у детей элементы экологического сознания, определённого знаниями о природе.
3. Воспитывать гуманное отношение к природе.

СЛАЙД 4

Эффективность работы по формированию естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста  зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы.

   Одним из таких методов является метод моделирования, позволяющий углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.

   Что же такое модель и моделирование?

Моделирование в детском саду - это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

Модель – материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо (глобус – предметная модель Земли).

СЛАЙД 5

Роль моделей и моделирования в формировании естественнонаучной грамотности дошкольников

СЛАЙД 6

Существует 3 вида моделей:

СЛАЙД 7

Овладение дошкольниками навыками моделирования по А. Венгеру происходит в несколько этапов, от простого - к сложному, от освоения детьми действий замещения реального предмета в деятельности другим знаком, предметом, изображением, до самостоятельного изготовления моделей под руководством воспитателя.

СЛАЙД 8

Использование данного метода в нашем детском саду предлагаю рассмотреть на примере реализации в средней группе проекта «Муравьи – наши друзья».

Цель проекта: становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Задачи проекта:
1. расширение и систематизация знаний   детей о муравьях, и о местах обитания, характерных особенностях;  
2. исследование строение насекомых;   
3. анализ поведения насекомых в природе;
4. стимулирование любознательности.

Этапы проекта подробно описывать не будем, а расскажем только об использовании метода моделирования при реализации проекта.

СЛАЙД 9

При изучении строения муравья дети рассматривали их на участке через лупы.

СЛАЙД 10

затем для закрепления изучали предметно-схематические модели «строение муравья», «живое», «размножение» и по ним обобщали полученную информацию.

СЛАЙД 11

Для решения вопроса, чем питаются муравьи, проводили опыты с мясным фаршем и сахаром

СЛАЙД 12

 для фиксации результатов опыта использовали предметно-схематичную модель.

СЛАЙД 13

Строение муравейника изучили по картинке и совместно с детьми придумали предметно-схематичную модель муравейника. Затем детям было предложено самим сделать муравейник

СЛАЙД 14

и начался творческий процесс, в который включились и родители.

СЛАЙД 15

Результатом этой работы стало создание предметной модели «Муравейник».

СЛАЙД 16

Наглядное моделирование способствует развитию речи дошкольников. Этот метод я использовала при обучении детей составлению описательного рассказа о муравьях на основе мнемотаблицы «Насекомые».

СЛАЙД 17

Для запоминания стихов использовали пиктограммы.

СЛАЙД 18

Таким образом, следует сделать вывод:

  • Демонстрация моделей позволяет научить ребёнка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.
  • Демонстрация моделей предшествует деятельности ребёнка (самостоятельной и с помощью педагога) по созданию моделей, т.е. моделированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование высших психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности...

Логоритмика - метод формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством музыки, движения и слова

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. От того, как организован процесс в...

Система работы "Формирование высших психических функций дошкольника посредством наглядного моделирования"

Система работы «Формирование ВПФ дошкольника посредством наглядного моделирования» ...

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой

Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников через метод моделирования

Обобщение опыта по проблеме  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у  дошкольников через метод моделирования».   Нет на свете прекрасней картины, чем...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников....

Система работы по формированию умений составлять описательные монологи посредством метода моделирования у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности  ребенка. Име...