Роль народной игрушки
занимательные факты (старшая группа)
«Роль народной игрушкой»
Духовно- нравственное воспитание юного поколения — одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными.
Но именно возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Ощущение Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие его впечатления еще не осознанны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота и гражданина своей страны. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка.
В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение - в этом большая сила её влияния на ребёнка. Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений, являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины. Игра и игрушка является первой ступенькой в постижении культуры своего народа. Народные игрушки имели большое значение на Руси. Первоначально фигурки птиц, животных, человека имели ритуальное значение и носили обобщённый характер. Впоследствии утрачивалось их ритуальное значение, изменялась пластика, предназначение. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей.
Игрушки берегли, передавали по наследству. Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребёнка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребёнка к дальнейшей жизни.
Материалы для изготовления были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными. Они так же очень приятны на ощупь, более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь всё, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.
Дымковские и каргопольские, филимоновские и богородские всё это – русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, цветовая гамма разнообразна, от ярких до спокойных оттенков, которые непосредственно влияют и настраивают нас в унисон с окружающим миром. Именно цвет влияет на нашу нервную систему, заставляет учащаться или замедляться сердцебиение. Цвет влияет на психику человека, мысли и чувства. Он может радовать и огорчать, успокаивать и раздражать, его возможности просто поразительны!
Подходя к знакомству детей с народной игрушкой с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разностороннее воздействует на развитие его чувств, ума, характера и интеллекта. Благодаря разнообразию народных игрушек, их видам, материалу и технике исполнения решается широкий круг воспитательных задач. Народная игрушка способна влиять на умственное, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, способствует развитию игровой деятельности. Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Таким образом, народная игра и игрушки, как средство приобщения к русской народной культуре, играет в жизни ребенка важное место. Благодаря народной игрушки дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Подводя итог, можно сказать, что народные игры и игрушки в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и патриотическую духовность. Работая с детьми, педагогу, родителю надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Вот поэтому и хочется, чтобы русское народное творчество и народные игрушки запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popova_m.n.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение - в этом большая сила её влияния на ребёнка.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребёнка, они давали ему ту детскую игрушку , которая не только развлекала,но но и обучала малыша, п одготавливая его к дальнейшей жизни .
Материалы для изготовления были разнообразными.
Народная игрушка способна влиять на умственное, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, способствует развитию игровой деятельности. Она приобщает к русской народной культуре, играет в жизни ребенка важное место.
«Пусть вам лучшею подружкой Станет русская игрушка. И недаром все музеи Дорожат, гордятся ею » Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народной игрушки в жизни славян
Роль народной игрушки в жизни славян...
Роль народной игрушки в жизни славян.( консультации для родителей)
Роль народной игрушки в жизни славян....
Роль народной игрушки в жизни славян.
Роль народной игрушки в жизни славян....
Консультация для педагогов и родителей. «Роль народной игрушки в развитии детей»
«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»Лев Кассиль...
«Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
знакомить с различными игрушками, с их историей и с процессом изготовления собственными руками....
"Роль народной игрушки в воспитании ребёнка"
Материал данной консультации ещё и ещё раз напоминает родителям о всей важности народной игрушки в воспитании ребёнка....
"Роль народной игрушки в воспитании ребёнка"
Материал данной консультации ещё и ещё раз напоминает родителям о всей важности народной игрушки в воспитании ребёнка....