«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
консультация

Консультация для педагогов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Консультация для педагогов.

Цель: Повышение уровня педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников

средствами музыки. Задачи:

  • углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу

нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;

  • познакомить с опытом работы музыкального руководителя по данной теме;
  • обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах нравственно-патриотического воспитания дошкольников через

музыкальную деятельность.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

С. Михалков В настоящее время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в

своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание – одно из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, а в особенности, теми, кто имеет отношение к подрастающему поколению. Чувство патриотизма. Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из опыта работы по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному селу, культурному прошлому своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду через организацию интегрированной НОД, праздников, развлечений, творческих встреч, включающие в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Сегодня в современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС ДО. Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного

восприятия мира и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В связи с этим, мною были намечены ориентиры по нравственно- патриотическому воспитанию подрастающего поколения, с учетом приоритетного направления ДОУ:

  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений;
  • уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
  • соблюдение исторической преемственности поколений;
  • разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей;
  • тесная взаимосвязь с родителями, семьей.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях – это три важнейших направления в воспитательной работе педагогов. Они неразрывно связаны между собой. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, научить их правилам общения и умению жить среди людей –вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствуют нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его личности. Главной целью своей педагогической деятельности я считаю нравственно-патриотическое воспитание дошкольника, обогащение его духовного мира через развитие музыкальных способностей. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, поскольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. В воспитательно- образовательной работе по музыкальному развитию детей, предусмотрены различные виды деятельности: слушание музыки, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. В своей работе я использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт; дети учатся общаться, знакомятся с малыми жанрами народного творчества, приобщаются к народным традициям. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа, в результате у них развивается интерес и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное моральное воздействие на

сознание детей. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Широко использую в работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений. Разнообразие мелодий обогащает знания детей, развивает творчество, фантазию. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольников. Приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости. Детский фольклор прост для исполнения, вместе с тем – это истинная музыка, истинная поэзия. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника –прежде всего воспитание любви и уважения к матери. А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе играют на музыкальных инструментах, участвуют в играх, аттракционах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими руками. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно, воспитанием любви к родной природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Стараясь воспитать у детей любовь к природе, ко всему живому, мы используем различные формы работы. Среди них: тематические, комплексные, интегрированные. Дети слушают «пение птиц», затем сами могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя. репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образцы хорошо знакомых детям животных   и   птиц   «Белка»,   «Пляска   птиц»   Римского-Корсакова,   цикл

«Карнавал животных» Сен-Санс. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого, в разделе

слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э.Григ сюита

«Петр Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем тематическим праздником или развлечением. В ДОУ проводится множество праздников, связанных с патриотическим воспитанием детей. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема любима детьми. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Песни военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины. Победы – великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем даньглубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем поколениям, возросшим в мирные годы. Дети знакомятся с патриотическими песнями тех времен и о тех временах, проводим беседы о подвигах советского народа в годы войны. На празднике, посвященному Дню Победы дети «по-настоящему» играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные перестроения. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Они являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Применяю следующие формы работы: консультации, беседы, открытые просмотры, праздники, утренники. Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. В уголке для родителей постоянно обновляется раздел по музыкальному развитию детей, где даются советы по организации музыкального воспитания в семье. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания и развития, связь семьи и детского сада – дают положительные результаты в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. С самого рождения, ребенок способен различать многие звуки и необычно чутко реагировать на них. Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы – это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и

на формирование всех сторон его личности. Нравственно-патриотические чувства формируются постоянно, в процессе накопления знаний, вырастают из любви к близким, родному краю, Родине.

     Современное дошкольное учреждение выступает социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ нравственности. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них нравственно-патриотические чувства. Музыка, используемая для восприятия, постановок танцев, оформления праздников, утренников – способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, усиливает творческую и познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В этом сообщении раскрыта актуальность выбранной темы по самообразованию, направления работы не только музыкального руководителя, но и всего педагогического коллектива в целом....

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание  необходимо начинать в дошкольном детстве. Активная работа педагогов в детском саду способствует воспитанию истинных патриотов Родины....

Статья на тему "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовыйпериод всех высоких человеческих начал. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников огромна. Это яркие ...

Консультация для педагогов "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. И эта тема является приоритетной для всех педагогов ДОУ....

Консультация для педагогов «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложн...