КВН "Раз - словечко, два - словечко"
материал (подготовительная группа)

Заидова Асият Сулеймановна

Конспект КВН по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_viktorina.doc961.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект КВН в подготовительной группе по развитию речи на тему «Раз — словечко, два — словечко…»

Конспект занятия – КВН в подготовительной группе по развитию речи на тему «Раз – словечко, два – словечко…»

Задачи:

Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живём, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребёнка.

Активизировать в речи обобщающие понятия: профессии, посуда.

Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные): синонимы (дом – здание, красивый – прелестный, чудесный, великолепный, блестеть – сверкать, переливаться, антонимы (высокий – низкий, быстрый – медленный, исчезать – появляться, чёрный – белый).

Активизировать в речи фразеологические обороты: глаз радуется, спустя рукава, засучив рукава, как за каменной стеной, не разлей вода, в одной упряжке, с быстротой молнии, брать ноги в руки, бить баклуши.

Упражнять в назывании родственных слов к словам: «зима», «весна», «снег», «солнце», «лыжи», «берёза», «дерево», «метель», «парус».

Активизировать в речи многозначные слова: «крыло», «гребень».

Упражнять детей в составлении небылиц.

Активизировать в речи поговорки: слово – не воробей, вылетит – не поймаешь; поспешишь – людей насмешишь.

Продолжить работу по совершенствованию монологической речи; закреплять умение осознанно выстраивать монолог повествовательного типа.

Развивать внимание, мышление.

Воспитывать любовь к родному языку, желание правильно использовать слова в речи, подбирая их для более точного выражения смысла высказывания.

Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.

Предварительная работа: игры «Что бы это значило?», «Как это понимать?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Умный словесник», «Назови родственников», «О чём можно так сказать?», «Когда так говорят?», «Почему так говорят?», «Назови профессии», «Назови посуду», «Рифмушки» и др.; придумывание небылиц, беседы о словах, составление сказок, рисование многозначных слов.

Оборудование.

1. Фишки для оценивания команд.

2. Рисунки детей (1 коллаж от команды) для составления монолога – повествования.

3. Конверты с заданиями для конкурсов.

4. Эмблемы для всех участников.

5. Картинки для конкурса «Найди родственников».

Ход:

Ребята, сегодня в нашем клубе веселых и находчивых встречаются 2 команды (дети говорят названия команд).

Давайте поприветствуем команды. «Почемучки»! «Моряки-весельчаки»!

Они торопились на нашу встречу, спешили. Как можно по-другому сказать, когда спешат, бегут, торопятся? (Ответы детей: брать ноги в руки) .

Оценивать встречу буду я.

Тема нашей встречи звучит так: «Раз – словечко, два – словечко…»

Слова всегда с нами. Словами наполнена наша жизнь. Участники нашей встречи знают много о словах, и подготовить приветствие им тоже помогали слова. Первый конкурс так и называется: «Приветствие». Нам, надо определить, какая команда выступит первой. Тянем жребий! (В приветствии дети рассказывают название, девиз команды, немного о теме встречи). (Подвести итоги конкурса).

Видно, очень дружные команды у нас, всегда вместе. Как можно по-другому сказать? (Ответы детей: в одной упряжке, водой не разольёшь).

Ну что ж, команды поприветствовали друг друга. А сейчас конкурс капитанов «Умный словесник» (капитаны отвечают на вопросы по очереди).

Примерный перечень заданий:

1. Фуражка без козырька (Матросская бескозырка)

2. Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой (Бутерброд)

3. Большая разливательная ложка (Половник, поварешка, черпак)

4. Блюдо для сухарей (Сухарница)

5. Сосуд для соуса (Соусник)

6. Кувшинчик для молока (Молочник)

7. Тушит пожар (Пожарный)

8. Лечит домашних животных (Ветеринар)

9. Ухаживает за телятами (Телятница)

10. Назови врача, делающего операции (Хирург)

11. Назови помощника врача (Медсестра)

12. Назови зубного врача (Стоматолог)

13. Кто нам хлеб выпекает? (Пекарь)

14. Кто печет торты? (Кондитер)

15. Как назвать прием пищи? (Еда)

16. Дневной прием пищи (Обед)

17. Где живет лошадь? (В конюшне)

18. Где живет свинья? (В свинарнике, в сарае, в хлеву)

19. Где живет корова? (В коровнике, в сарае)

20. Где живет собака? (В конуре, в будке, в доме)

21. Много – много собак (Свора собак)

22. Много – много лошадей (Табун лошадей)

23. Много – много коров (Стадо коров)

24. Сытый, а наоборот… (Голодный)

25. Труд, а наоборот… (Лень)

26. Зацветать, а наоборот… (Отцветать)

27. Запрещать, а наоборот… (Разрешать)

28. Дорогой, а наоборот… (Дешевый)

29. Ложиться, а наоборот… (Вставать)

30. Легко, а наоборот… (Трудно)

31. Находка, а наоборот… (Потеря)

32. Скажи по-другому: «Спасибо» (Благодарю)

(Подвести итоги конкурса.)

Надёжные у нас капитаны, всегда с ними команда под надежной защитой. Как по-другому сказать об этом? (Ответ детей: как за каменной стеной).

Следующий конкурс – «Домашнее задание». Вы получили это задание и должны были придумать повествование (рассказ или сказку) на тему «Необычное путешествие» и нарисовать любую иллюстрацию по содержанию. Условие было одно – ваш рассказ или сказка должны вызывать улыбку.

(Участники представляют рисунок и рассказывают рассказ или сказку, в которых должны упоминаться многозначные слова «крыло» – 1 команда, «гребень» – 2 команда).

(Подвести итоги конкурса.)

Наши участники старались, не жалея сил, придумали интересные сказки, потрудились на славу, поработали. А как по-другому сказать про это? (Работали, засучив рукава, не покладая рук).

А теперь задание на смекалку.

Конкурс называется «Самый умный». Я буду задавать вопросы, а вы должны быть внимательными, проявить находчивость и смекалку. Но помните:

«Слово – не воробей, вылетит - не поймаешь». Что это значит? (Ответы детей) .

«Поспешишь – людей насмешишь». Как объяснить эту поговорку? (Ответы детей) .

Ну, что ж, начнем!

Примерный перечень заданий:

1. Какую строчку не сможет прочесть ни один профессор? (Машинную: швейной машины)

2. Каким молотом ничего не забивают? (Рыбой-молотом)

3. Какая мышка не боится кота? (Компьютерная)

4. Какая королева не живёт во дворце? (Шахматная)

5. Оно одето не по моде и место его в огороде. Что это? (Пугало (чучело) огородное)

6. Каким гребешком не причешешься? (Петушиным)

7. У какой семейки полным-полно иголок? (У ежиной)

8. Какие крылья никогда не летают? (Автомобильные)

9. Какую шишку не набьёшь на лбу? (Сосновую, еловую)

10. Какая шапка бывает у гор? (Снежная)

11. Какой иглой не пришьёшь пуговицу? (Медицинской, вязальной и т. д.)

12. Какие дворники не метут улицы? (Автомобильные)

13. Кто горит от жара? (Больной с высокой температурой)

14. Какая сказка всем докучает? (Докучная)

- Молодцы, ребята, любите играть. Отвечали быстро, мгновенно. А по-другому как сказать? (Ответы детей: с быстротой молнии). А я предлагаю вам отдохнуть, повеселиться вместе с докучной сказкой.

Чучело-мяучело

На трубе сидело,

Чучело-мяучело

Песенку запело.

Только нам от песенки этой

Стало тошно,

Потому что песенка эта

Про то, что

Чучело-мяучело

На трубе сидело…

(Дети ходят по кругу, двигаясь сначала медленно, потом быстро. Повторить 3-4 раза) .

Настроение у всех хорошее, лица весёлые, глаз радуется на вас глядя. А мы продолжаем.

Следующий конкурс называется «Придумай небылицу».

В конвертах написаны слова, которые обозначают предмет, место, действие.

Вы должны придумать всей командой, посовещавшись, небылицу.

Условие:

1. Небылица должна начинаться словами:

Где это видано,

Где это слыхано…

2. Слова должны рифмоваться.

(Команды придумывают небылицы. Подвести итог конкурса).

Молодцы, ребята, читать умеете, небылицы придумали, много знаете, ведь вы почти ученики. Как можно по-другому сказать? (Ответы детей: без пяти минут ученики).

И последний конкурс называется «Найди родственников» (Дети называют родственные слова, рассматривая картинки на темы «Зима» и «Весна»).

(Подвести итоги конкурса).

Ребята, вот и подошла наша встреча к концу. Вы старались, порадовали меня. Можно о вас сказать, что вы били баклуши? (Ответы детей). Да, вы трудились, не покладая сил. Я даже не могу сказать, кто же из вас победитель. Обе команды оказались весёлыми и находчивыми. И победила дружба!

«Страна Вообразилия» (конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем возрасте)

Цель: развивать у детей творческое воображение.

Задачи:

• развивать умения старших дошкольников видеть в слабо оформленном графическом материале образы предметов;

• закреплять умения анализа и синтеза;

• способствовать развитию умений и навыков передачи знаний с помощью невербальных методов и приёмов;

• научить детей по части объекта восстанавливать и строить прогнозы о целостном изображении;

• учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части;

• учить дошкольников работать в коллективе, уметь координировать свои действия с другими детьми – договариваться.

Оборудование и материалы: мольберт, аудиозапись со спокойной музыкой, жетоны, песочные часы, ковёр, карточки «Далеко – близко», цветные проволочки, «цветик – семицветик», 2 чёрных ящика с мелкими игрушками – животными, предметные картинки, 2 стола и стулья по количеству детей в командах, розовые и жёлтые шейные платки, «волшебная» палочка, сердечки для анализа занятия.

Развивающая среда расположена по всей группе детского сада.

Ход :

Дети командами под музыку входят в зал.

Воспитатель в образе волшебницы предлагает назвать команды, выбрать капитанов и отправиться в гости в Страну Вообразилию в школу юных волшебников

Совместно с детьми выбирается волшебный транспорт (ковёр – самолёт, машина времени, воздушные шары и др.)

Дети садятся на ковёр, а волшебница предлагает закрыть глаза, произносит волшебные слова:

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

И только тот, кто начисто

Лишён воображения, -

Увы, не знает, как войти в её расположение! (Б. Заходер) .

Объясняются правила игры – учёбы в школе волшебников: за правильный ответ команда получает жетон.

Разминка в «полёте».

Игра «Далеко – близко» (по иллюстрации, на которой изображены части предмета, нужно угадать предмет). Выигрышная команда получает жетон.

Первое испытание волшебников.

Игра «Игрушки из проволочек».

По карточкам – схемам, которые выберет команда, нужно смастерить из цветной проволоки фигуры и придумать как можно больше предметов (животных, игрушек, транспорт, посуду и др.) подведение итогов.

Второе испытание волшебников.

Игра «Узнай по описанию».

Воспитатель показывает предметную карточку (с изображением предметов мебели. одежды. посуды и др.) одной команде, которая должна пантомимой изобразить то, что на ней нарисовано. Другая команда за 2 минуты (время покажут песочные часы) отгадывает.

Задача команд – отгадать как можно больше изображений с карточек.

Подведение итогов.

Физминутка: показать лёд, тающий снег, ручей, камень… .

Третье испытание волшебников.

Игра «Чёрный ящик».

Задание – нужно отгадать на ощупь животное – игрушку в коробке за определённое время по песочным часам (до 2 минут).

Если дети назовут сказки, в которых встречается это животные, команда получает дополнительный жетон.

Лиса – «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль»… Волк – «Иван – царевич и серый волк», «Лисичка – сестричка и серый волк»… Заяц – «Заяц – хваста», «Теремок», «Колобок», «Сказка про храброго зайца – длинные уши., косые глаза, короткий хвост». Медведь – «Зимовье зверей», «Краденое солнце»…

Лягушка – «Дюймовочка», «Царевна – лягушка», «Лягушка –путешественница», «Теремок».

Подведение итогов.

Четвёртое испытание волшебников.

Игра «Угадай портрет».

Волшебники по частичке, которые постепенно открывает волшебница, должны отгадать портрет сказочного героя (Чиполлино, Буратино, Мальвина и др.) Та команда, которая первой отгадает портрет, получает жетон. Подсказками служат цвет и цифры частей, закрывающие портрет сказочного героя.

Подведение итогов конкурса.

Подведение итогов всей игры.

Награждение сертификатами «Юный волшебник».

Заключительный этап учёбы в школе волшебников.

«Мир моих фантазий».

Дети встают в круг. Каждый ребёнок отрывает лепесток от цветка «цветика – семицветика», читая волшебные слова, затем вслух говорит свою мечту, а волшебница обещает постараться исполнить заветные желания детей.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли

Быть, по – моему, вели… (из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»)

В конце занятия проводится рефлексия с помощью цветных сердечек. (красные – всё понравилось, синие – были трудности) .

Возвращение «домой» по взмаху «волшебной» палочки волшебницы.

Викторина по теме «Защитники Отечества»

 для детей подготовительной к школе группы

Подготовительная группа

I. «Блиц-игра»

1. Как назвать военного, который носит тельняшку? (моряк)

2. Военный, который прыгает с большой высоты? (десантник)

3. Как называется одно из взрывных устройств? (мина)

4. Кто это: не бог, не царь, а ослушаться нельзя? (командир)

5. Как называется подросток, изучающий морское дело? (юнга)

6. Что общего у дерева и винтовки? (ствол)

7. Как называются наплечные знаки военного? (погоны)

8. Кто ищет взрывное устройство? (сапер)

9. Кто ездит на танках? (танкист)

II. «Подбери слова»

Лодка (какая) подводная, атомная, неуловимая…

Танк (какой) тяжелый, стальной, мощный…

Самолет (какой) быстрый, стремительный…

III. «Кто больше слов назовет»

1. Из чего состояло вооружение древнерусского воина?

(лук со стрелами, копьё, меч, кольчуга, шлем, щит)

2. Назовите современные рода войск?

(ракетные, танковые, мотострелковые, артиллерия, воздушно-десантные)

3. Какие воинские звания вы знаете? (лейтенант, майор, генерал, сержант, рядовой и т. д.)

IV. «Вспомни пословицу»

1. Для Родины своей … ни сил, ни жизни не жалей

2. Родина - мать - … умей за неё постоять.

3. Чужбина - калина - … Родина - малина.

4. Мало победы ждать… надо победу взять.

5. Умный боец … везде молодец

6. Русский солдат … не знает преград

7. Тот герой, … кто за Родину горой

8. Российская армия не одна - … с ней вся страна.

Интеллектуальная игра «Хлеб — всему голова»

по типу телевизионной передачи «Такси»

В рамках проведения семинара для курсов повышения квалификации при ГАОУ СПО «Ленинградский социально – педагогический колледж» воспитателем Ганагиной И. В. проведено обобщающее занятие на тему «Хлеб - всему голова! ». Выбранная педагогом форма проведения - интеллектуальная игра по типу телевизионной передачи «Такси».

Интеллектуальная игра «Хлеб – всему голова! »

по типу телевизионной игры «Такси»

ЦЕЛЬ: обобщение знаний детей о хлебе.

ЗАДАЧИ:

1. Закрепить знания детей о хлебе, о хлебобулочных изделиях;

2. Формировать осознание необходимости бережного отношения к хлебу;

3. Воспитывать у детей уважительное отношение к людям которые его

растят и выпекают;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Модули для постройки маршрутного такси, атрибуты водителя маршрутного такси; музыкальная заставка телевизионной программы «Такси», «деньги - фишки», телефон, мультимедийная презентация «Хлеб всему голова», каравай, связка баранок для каждого участника, вырезанные из цветной бумаги хлебные колоски и тучки.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Участники игры должны ответить на вопросы, которые делятся на простые: цена, которых 200 рублей, на сложные: цена, которых 1000 рублей. У играющих есть две жизни и две подсказки: «Звонок заведующему», «Помощь друга». В конце игры выигранные «деньги - фишки», меняются на связку баранок или другие хлебобулочные изделия.

ХОД:

Дети заходят в музыкальный зал, где установлен мультимедийный проектор, из модулей построен автобус.

Воспитатель:

- Внимание, внимание! Уважаемые гости, мы приглашаем вас, посетить выставку хлебобулочных изделий.

У народа есть слова:

«Хлеб – всему голова».

Славится он первым на земле,

Ставится он первым на столе.

Хлеб растили хлеборобы,

Собирали урожай,

Чтобы радовал душистый,

Вкусный хлеба каравай!

- Просим вас занять места в нашем маршрутном такси.

Дети занимают свои места в микроавтобусе. Звучит музыкальная заставка телевизионной программы «Такси». Воспитатель занимает место водителя.

Интеллектуальная игра «Хлеб — всему голова» по типу телевизионной передачи «Такси»

- Здравствуйте, я вас поздравляю! Это программа «Маршрутное такси» и я, ее ведущая Ирина Владимировна. Напоминаю условия игры. Для того чтобы доехать на выставку, вам нужно ответить на простые и сложные вопросы. А за это вы еще заработаете деньги – фишки,

У вас есть две жизни и две подсказки: «Звонок заведующему», «Помощь друга». В конце игры выигранные «деньги - фишки», меняются на связку баранок или другие хлебобулочные изделия.

- Итак, поехали. Посмотрите в окно:

Тихо встала рожь на цыпочки,

Потянулась к небесам.

Лето пестрое рассыпалось,

По полям и по лесам.

Показ хлебного поля на мультимедиа.

- А сейчас простые вопросы, цена которых 200 рублей. Готовы ли вы отвечать?

1. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

2. Детская хороводная игра, получившая название в честь этого хлеба. (Каравай)

3. Какой хлеб пекут на пасху? (Кулич)

4. Какие цветы растут среди колосьев пшеницы. (Васильки)

5. Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

После того, как дети отвечают на вопрос, на экране демонстрируются слайды с картинками – ответами.

Вы выиграли 1000 рублей! И мы переходим к сложным вопросам, цена, которых 1000 рублей. Я вам напоминаю, что у вас есть две жизни две подсказки, и вы можете ими воспользоваться.

1. Из какой муки испечен Колобок? (Из ржаной)

2. Закончите пословицу «Без золота проживешь, а … » (без хлеба нет)

3. Музыкальный вопрос. Назовите песни, в которых упоминаются изделия из теста. («Я пеку, пеку, пеку», «К нам гости пришли»)

4. Что обязательно кладут в пряничное тесто? (Мед и пряности)

5. Я называю действие, а вы профессию.

Выращивает хлеб - (хлебороб, на тракторе работает – (тракторист, работает на комбайне – (комбайнер, муку мелет – (мельник, печет хлеб- (пекарь, продает хлеб – (продавец) .

После ответов, на экране демонстрируются слайды с картинками – ответами.

- Я вас поздравляю. Вы ответили на вопросы и выиграли 5000 рублей. Предлагаю суперигру. Один вопрос – три варианта ответа, и ваша сумма удваивается. У вас осталась подсказка. Итак, внимание, вопрос.

- Как зовут богиню плодородия и земледелия?

А) Фемида;

Б) Деметра;

В) Афродита

- И это правильный ответ. Вы выиграли 12000 рублей. А мы тем временем приехали на выставку - презентацию хлебобулочных изделий Ленинградского хлебозавода.

Я вам предлагаю свои выигранные деньги – фишки обменять на то, что лежит у меня в дорожной сумке.

(Если дети соглашаются, то ведущий достает из сумки и вручает каравай хлеба и для каждого участника связку баранок)

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой!

Вот он – теплый, золотистый,

Солнца солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем! С. Погореловский

- Наша игра завершена. Я надеюсь, что поездка на маршрутном такси, помогла вам задуматься, чем для вас является хлеб. Хочется верить, что вы будете ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, будете всегда благодарны тем, кто растит хлеб.

- А сейчас прошу вас написать в книге отзывов свои впечатления о поездке. Оцените свое участие в игре. Если вы знали ответы на вопросы, то прикрепите к доске колосок. Если были вопросы, на которые вы не знали ответ, прикрепите тучку.

(Дети проводят самоанализ своей деятельности, наклеивают на доску колосок или тучку).

- Приглашаем вас на выставку хлебобулочных изделий, где вы сможете не только посмотреть, но и приобрести хлебобулочные изделия.

(Дети – продавцы предлагают и продают выпечку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...