Доклад из опыта работы "Цифровая социализация дошкольников"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zhuravushka.docx | 448.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«МДОУ Детский сад Стрежевой» СП «Росинка» корпус «Рябинушка»
ДОКЛАД
«ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила воспитатель
Галямова Полина Александровна
Стрежевой, 2022 год
Цифровая социализация детей дошкольного возраста.
Сегодня активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один – современным детям – современное образование.
Современных детей можно назвать цифровыми детьми или детьми будущего – это все те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, игровых приставок, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых игрушек.
С самого рождения сегодняшние дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Ребенок познает мир через экран монитора. Компьютер становится для него основным источником информации, его другом и помощником. Однако, несмотря на то, что современные дошкольники технически «подкованы» у них имеется достаточно большие проблемы с развитием творческой активности, у детей резко снижена фантазия. Современный ребенок нацелен на получение быстрого и готового результата путем нажатия одной кнопки.
Цифровизация отрицательно сказывается на психическом здоровье населения, особенно детей. Одно из последствий цифровизации заключается в том, что ее распространение, меняя сознание человека, тем самым меняет и восприятие реальности. Помимо психических зависимостей от цифровизации возникает новый тип социализации, которую можно назвать цифровой.
Если двадцать – тридцать лет назад мы говорили о том, что девиантные формы поведения возникают у детей, попадающих под влияние социально дезадаптированных групп, то сейчас процесс социализации детей в растущей мере развертывается в виртуальном пространстве, таящем не менее грозные риски.
Отечественные психологи рассматривают социализацию как овладение ребенком общественным опытом путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и приобретения все большей самостоятельности и автономности для активного воспроизводства системы социальных связей, и отношений индивидом за счет его активной деятельности.
Особая уникальность нынешнего поколения заключается в том, что традиционные формы социализации все чаще соседствуют, вытесняются, а иногда замещаются новыми формами приобретения необходимых знаний и навыков – цифровой социализацией. С некоторых пор этот термин в контексте изучения подрастающего поколения вместо термина «информационная социализация» все чаще начинают использовать исследователи.
Эпоха глобальной информатизации привела к активному применению во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий, на что ориентировано и развитие системы образования современной России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Они призваны улучшить качество обучения и повысить мотивацию к получению новых знаний у детей дошкольного возраста.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первой ступенью общего образования, и в настоящее время в образовательном процессе каждого дошкольного учреждения применяются информационные технологии. Современные дети, прежде чем научиться читать и писать, знакомятся с компьютером, и знакомство это начинается в дошкольном возрасте. Информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный.
Интернет-технологии рассматриваются фактически однозначно, как источник познавательной, наглядной, аналитической и просветительской информации, и пространство сети, как место, где можно ознакомиться с материалами о событиях текущей жизни детей. А дошкольный возраст представляется как наиболее целесообразный для успешной положительной социализации личности ребенка.
На мой взгляд, ИКТ дают возможность:
– предъявить информацию в игровой форме на экране монитора, что возбуждает у детей огромный интерес, поскольку это отвечает ведущему виду деятельности дошкольника игре ‒ образно, броско, в доступной данной возрастной группе форме преподнести материал, что сообразно наглядно-образному мышлению дошкольников;
– привлечь внимание детей звуком, движением, мультипликацией; формировать у дошкольников исследовательское поведение и творческие возможности детей.
Процесс освоения ребенком социального опыта, бесспорно, происходит не только в сформированной семейной среде, но и сквозь средства массовой информации, в частности через интернет-технологии.
Слайд-шоу, презентации, мультимедийные фотоальбомы, мультфильмы являются одним из важных средств расширения детских представлений.
Это наглядность, помогающая выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При подобной организации материала задействуется три вида памяти детей: слуховая, зрительная, моторная.
Рассмотреть сложный материал поэтапно позволяет презентация.
Многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами. Заходя в кабинет специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда), они, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши. Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, развивается мелкая моторика рук и глаз.
Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это игры, которые помогают развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей.
Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит.
Компьютерная игра является элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 мин после начала занятия (либо игры) за компьютером с детьми необходимо провести специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия (игры) – физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами: 25 мин – для детей 5–6 лет, 30 мин – для детей 6–7 лет. Как показывают результаты диагностики, только такие, регламентированные определенными правилами, занятия приносят пользу.
Итак, активное развитие цифровых технологий ставит вопросы о том, как их использование меняет повседневную жизнь людей, и важнейшим среди них является вопрос о влиянии технологий на благополучие. Цифровые технологии существенно меняют течение детства, влияя на многие социальные процессы.
Вопрос цифровой социализации – это и мера принятия обществом технологических новшеств, и отношение к инновациям.
Таким образом, цифровая социализация, опосредованная всеми доступными цифровыми технологиями, – процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как часть реальной личности.
Поэтому необходимо создать новую культуру жизни с информационными технологиями, научиться пользоваться ими, не теряя способности критически мыслить, чувствовать, общаться.
Без цифровой социализации сегодня затруднен процесс становления личности, ее адаптации и интеграции в социальную систему информационного общества.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы "Социализация дошкольников на основе гендерного подхода"
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. РуссоЦель: - Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идент...
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада"....
Доклад из опыта работы "Здоровый дошкольник-здоровое будущее"
Доклад из опыта работы с детьми и родителями по здоровьесбережению....
Консультация для педагогов из опыта работы : «Социализация дошкольников средствами игровой деятельности»
Игра выступает средством социализации дошкольников, она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста....
Выступление на городском теоретико - практическом семинаре. Доклад из опыта работы: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством праздников».
Доклад на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством праздников»....
Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".
Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".Проведение...
Доклад из опыта работы по теме: «Речевая активность в условиях социализации детского сада» в подготовительной группе
В данном докладе описан опыт работы по развитию речевой активности воспитанников подготовительной к школе группы в условиях социализации детского сада....