Доклад из опыта работы "Цифровая социализация дошкольников"
статья

Доклад из опыта работы "Цифровая социализация дошкольников". В докладе отражаются плюсы и минусы внедрения цифровых технологий в дошкольное образование. Так же раскрывается понятие " Цифровизация" в целом и цифровая социализация в частности. Приведены рекомендации по использованию цифровых и икт-технологий. Цифровая социализация- неизбежная часть дошкольного образования в наше время. С помощью цифровых технологий наблюдается повышенный интерес дошкольников к изучаемому материалу. Социализация дошкольников в Доклад из опыта работы "Цифровая социализация дошкольников". В докладе отражаются плюсы и минусы внедрения цифровых технологий в дошкольное образование. Так же раскрывается понятие " Цифровизация" в целом и цифровая социализация в частности. Приведены рекомендации по использованию цифровых и икт-технодлогий. мире рассматривается современными психологами как неизбежный, но глобально активный образовательный ресурс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zhuravushka.docx448.79 КБ

Предварительный просмотр:

«МДОУ Детский сад Стрежевой» СП «Росинка» корпус «Рябинушка»

ДОКЛАД

«ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

C:\Users\user\Desktop\2022-11-08-14-24-36.jpg

Подготовила воспитатель

Галямова Полина Александровна

Стрежевой, 2022 год

Цифровая социализация детей дошкольного возраста.

Сегодня активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один – современным детям – современное образование.

Современных детей можно назвать цифровыми детьми или детьми будущего – это все те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, игровых приставок, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых игрушек.

С самого рождения сегодняшние дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Ребенок познает мир через экран монитора. Компьютер становится для него основным источником информации, его другом и помощником. Однако, несмотря на то, что современные дошкольники технически «подкованы» у них имеется достаточно большие проблемы с развитием творческой активности, у детей резко снижена фантазия. Современный ребенок нацелен на получение быстрого и готового результата путем нажатия одной кнопки.

Цифровизация отрицательно сказывается на психическом здоровье населения, особенно детей. Одно из последствий цифровизации заключается в том, что ее распространение, меняя сознание человека, тем самым меняет и восприятие реальности. Помимо психических зависимостей от цифровизации возникает новый тип социализации, которую можно назвать цифровой.

Если двадцать – тридцать лет назад мы говорили о том, что девиантные формы поведения возникают у детей, попадающих под влияние социально дезадаптированных групп, то сейчас процесс социализации детей в растущей мере развертывается в виртуальном пространстве, таящем не менее грозные риски. 

Отечественные психологи рассматривают социализацию как овладение ребенком общественным опытом путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и приобретения все большей самостоятельности и автономности для активного воспроизводства системы социальных связей, и отношений индивидом за счет его активной деятельности.

Особая уникальность нынешнего поколения заключается в том, что традиционные формы социализации все чаще соседствуют, вытесняются, а иногда замещаются новыми формами приобретения необходимых знаний и навыков – цифровой социализацией. С некоторых пор этот термин в контексте изучения подрастающего поколения вместо термина «информационная социализация» все чаще начинают использовать исследователи.

Эпоха глобальной информатизации привела к активному применению во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий, на что ориентировано и развитие системы образования современной России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Они призваны улучшить качество обучения и повысить мотивацию к получению новых знаний у детей дошкольного возраста.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первой ступенью общего образования, и в настоящее время в образовательном процессе каждого дошкольного учреждения применяются информационные технологии. Современные дети, прежде чем научиться читать и писать, знакомятся с компьютером, и знакомство это начинается в дошкольном возрасте. Информатизация дошкольного образования – процесс объективный и неизбежный. 

Интернет-технологии рассматриваются фактически однозначно, как источник познавательной, наглядной, аналитической и просветительской информации, и пространство сети, как место, где можно ознакомиться с материалами о событиях текущей жизни детей. А дошкольный возраст представляется как наиболее целесообразный для успешной положительной социализации личности ребенка.

На мой взгляд, ИКТ дают возможность:

– предъявить информацию в игровой форме на экране монитора, что возбуждает у детей огромный интерес, поскольку это отвечает ведущему виду деятельности дошкольника игре ‒ образно, броско, в доступной данной возрастной группе форме преподнести материал, что сообразно наглядно-образному мышлению дошкольников;

– привлечь внимание детей звуком, движением, мультипликацией; формировать у дошкольников исследовательское поведение и творческие возможности детей.

Процесс освоения ребенком социального опыта, бесспорно, происходит не только в сформированной семейной среде, но и сквозь средства массовой информации, в частности через интернет-технологии.

Слайд-шоу, презентации, мультимедийные фотоальбомы, мультфильмы являются одним из важных средств расширения детских представлений.

Это наглядность, помогающая выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При подобной организации материала задействуется три вида памяти детей: слуховая, зрительная, моторная.

Рассмотреть сложный материал поэтапно позволяет презентация. 

Многие современные дошкольные образовательные организации оснащены планшетами и компьютерами. Заходя в кабинет специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда), они, несмотря на разнообразие игрушек, в первую очередь замечают именно компьютер, просят включить его, нажимают на клавиши. Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов и других полезных навыков. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, у него горят глаза от неподдельного увлечения и интереса. Он становится более собранным и внимательным, вследствие чего повышается объем запоминаемой информации, развивается мелкая моторика рук и глаз. 

Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это игры, которые помогают развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста иностранным языкам, по развитию творческих способностей детей. 

C:\Users\user\Desktop\IMG-20221110-WA0071.jpgC:\Users\user\Desktop\IMG-20221110-WA0073.jpg

Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он приносит. 

Компьютерная игра является элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 мин после начала занятия (либо игры) за компьютером с детьми необходимо провести специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия (игры) – физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами: 25 мин – для детей 5–6 лет, 30 мин – для детей 6–7 лет. Как показывают результаты диагностики, только такие, регламентированные определенными правилами, занятия приносят пользу.

Итак, активное развитие цифровых технологий ставит вопросы о том, как их использование меняет повседневную жизнь людей, и важнейшим среди них является вопрос о влиянии технологий на благополучие. Цифровые технологии существенно меняют течение детства, влияя на многие социальные процессы.

Вопрос цифровой социализации – это и мера принятия обществом технологических новшеств, и отношение к инновациям.

Таким образом, цифровая социализация, опосредованная всеми доступными цифровыми технологиями, – процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в смешанной офлайн/онлайн-реальности и формирующего его цифровую личность как часть реальной личности.

Поэтому необходимо создать новую культуру жизни с информационными технологиями, научиться пользоваться ими, не теряя способности критически мыслить, чувствовать, общаться.

Без цифровой социализации сегодня затруднен процесс становления личности, ее адаптации и интеграции в социальную систему информационного общества.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Социализация дошкольников на основе гендерного подхода"

«Нельзя считать один пол  совершеннее другого,  так и нельзя их уравнивать» Ж. РуссоЦель: - Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идент...

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника  в условиях детского сада"....

Доклад из опыта работы "Здоровый дошкольник-здоровое будущее"

Доклад из опыта работы с детьми и родителями по здоровьесбережению....

Консультация для педагогов из опыта работы : «Социализация дошкольников средствами игровой деятельности»

      Игра выступает средством социализации дошкольников, она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста....

Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".

Доклад из опыта работы «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО".Проведение...

Доклад из опыта работы по теме: «Речевая активность в условиях социализации детского сада» в подготовительной группе

В данном докладе описан опыт работы по развитию речевой  активности воспитанников подготовительной к школе группы в условиях социализации детского сада....