Рабочая программа кружка "Клубок красноречия"
рабочая программа

 Карпутенко Нина Александровна

Согласно  ФГОС  дошкольного  образования,  одной  из  приоритетных задач  речевого  развития дошкольников  является  развитие  общения  и взаимодействия  ребенка  со  взрослыми  и  сверстниками. Риторика  хороша  тем,  что  она  не  замыкается  в  едином  предмете,  это интегративная дисциплина.Она учит творчеству, словесному выражению своих мыслей, психологии и этике общения. Поэтому возрождение риторики как  учебного  предмета  позволит  решить актуальную для современного общества задачу обучения эффективному общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_deyat.docx281.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Арефьевская основная общеобразовательная школа

Дошкольная разновозрастная группа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

 «Клубок красноречия»

https://papik.pro/uploads/posts/2021-12/1639263477_55-papik-pro-p-klipart-logoped-58.png

Выполнил воспитатель: Карпутенко Нина Александровна

Содержание  

Стр.

1.

Введение

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Цели и задачи

5

4.

Основные принципы

6

5.

Структура и содержание программы

6

6.

Планируемые результаты

7

7.

Контроль

7

8.

Условия для реализации программы по риторике

7

9.

Работа с родителям

8

10.

Перспективное планирование кружка

8

11.

Материально – техническое обеспечение

10

12.

Список литературы

11

Введение

Согласно  ФГОС  дошкольного  образования,  одной  из  приоритетных

задач  речевого  развития  дошкольников  является  развитие  общения  и взаимодействия  ребенка  со  взрослыми  и  сверстниками.  К  старшему дошкольному  возрасту  заканчивается  основной  этап  речевого  развития,  у ребенка  уже  накоплен  достаточный  словарь,  развита  связная  речь, сформированы основные грамматические умения и навыки, звуковая сторона речи, поэтому обучение риторике следует начинать со старшего дошкольного возраста.

Важный  результат  обучения  риторике  –  осмысление  и  присвоение

дошкольниками  ценности  общения  как  значимой  составляющей  жизни общества, одного из основополагающих элементов культуры.

Риторика  хороша  тем,  что  она  не  замыкается  в  едином  предмете,  это интегративная дисциплина.

Она учит творчеству, словесному выражению своих мыслей, психологии и этике общения. Поэтому возрождение риторики как  учебного  предмета  позволит  решить актуальную для современного общества задачу обучения эффективному общению.

Пояснительная записка

Актуальность  –  низкий  уровень  культуры  речевого  общения  у  детей  и взрослых,  утрата  лучших  речевых  традиций.  Почему?  Не  смотря  на  то, словарный  запас  современного  малыша  гораздо  больше,  чем  его  ровесника лет  10-15  назад,  по  статистическим  данным  в  нашей  стране  показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать  лучшего.  Поэтому  в  дошкольных  учреждениях  необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Современные  дети  уже  с  первых  лет  жизни  смотрят  телепередачи  и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения,  необходимо  уделять  больше  внимания  именно  этой  проблеме,  а современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому  множество: большинство  детей  являются  единственными   в  семье  и привыкли  к  лидерству,  они  редко  общаются  с  другими  детьми  вне  стен дошкольного  учреждения.  Высокая  занятость  родителей  также  не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника  – она  становится  беднее,  многие  дети  не  могут  сформулировать  свои  мысли, обладают ограниченным запасом слов.

Формирование  у  детей  позиции  открытости,  доверия,  дружелюбия  непременное условие воспитания культуры общения. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: родственниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми, поэтому  ребенку  нужно  решить,  как  приветствовать,  попрощаться,  как поблагодарить,  обратиться  с  просьбой,  как  вести  диалог  по  телефону  и  т.д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников.

Доброе отношение  к  людям  должно  проявляться в понятной для  всех форме. Такой  формой,  качеством  общения  человека  с  человеком  является вежливость.

Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью.

Ее  непременный  атрибут  –  тактичность,  т.е.  умение  понять  одно  из  самых симпатичных  и  привлекательных  человеческих  качеств,  которое  состоит  в умении  понять  чувства  и  настроение  окружающих,  поставить  себя  на  их место,  представить,  какую  эмоциональную  реакцию  вызывают  у  других  те или иные поступки.

Главным средством общения является язык, речь, слово.

Потому как  владеет человек  этим  средством  коммуникации,  нередко  судят о его культуре и воспитанности.

Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни  не  позволяет  родителям  целенаправленно  и  планомерно  развивать культуру речевого поведения ребенка.

В современном обществе для успешного существования  человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых.

Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее  количество  конфликтов  в  обществе. В связи  с  этим  актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. Дошкольный курс риторики призван  как  можно  раньше  познакомить детей с вопросами культуры  речевого  поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.

Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека –  это зеркало его духовной культуры». В слове  –  суть мысли. Вот почему важно, чтобы  растущий  человек с самого раннего возраста  учился  мыслить  и обозначать  мысль  словом,  умел  общаться  посредством  слова,  соблюдая общепринятый речевой этикет.

Курс детской риторики поможет ребенку:

- Познать природу живого слова;

- Преодолеть застенчивость;

- Развивает уверенность в себе;

- Научит общаться со взрослыми и сверстниками;

- Откроет секреты выразительной и грамотной речи;

- Поможет освоить формулы речевого этикета;

Все  выше  перечисленное  подтверждает  необходимость  проведения  с детьми кружковых занятий по риторике. А чем раньше мы начнем развивать  у  детей  уникальный  человеческий  дар –  дар  слова,  тем раньше сделаем все, чтобы, по выражению В.И. Чернышева¸ «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов.

Центром риторики является обучение эффективному общению.

Цели и задачи

 Цель - обучение детей общению и умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

Риторика  общения  предполагает  обязательно  конкретную  речевую ситуацию, например: «Надо убедить взрослого купить игрушку».

Задачи:

- давать представление о нормах русского литературного языка;

- развивать  качества  голоса  (тембр,  силу,  высоту),  дикцию,  темп  речи, дыхание;

- формировать  умение  последовательно  излагать  свои  мысли,  умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;

- усваивать формулы речевого общения;

- воспитывать  уважительное  отношение  к  чистоте  и  богатству  родной речи.

Основные принципы

  1. Принципы деятельности. Участвуя  в игровых обучающих  ситуациях  (ИОС) ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний;
  2. Принцип вариативности.  Каждый  воспитатель  вправе  творчески  использовать предлагаемый дидактический материал: ему предоставлено право выбора тех или  иных способов решения  педагогических  задач,  а  также  создания аналогичных  речевых  ситуаций, не противоречащих конкретной теме;
  3. Принцип креативности  (организации  творческой  деятельности).  Воспитатель  провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая конкретные речевые  ситуации,  в  которых  участвует  каждый  ребенок.  Залогом  успеха является проигрывание каждой отдельной ситуации ее проигрывание;
  4. Принцип доступности  изучаемого  материала.  Построение  курса  в  плане  представляет  собой спираль, по которой ребенок поднимается  к знаниям от простого к  сложному,  с  обязательным  учетом личного жизненного опыта;
  5. Принцип непрерывности. Процесс речевого развития не  заканчивается на занятиях по риторике, а продолжается  и  в  совместной  деятельности и в самостоятельной, охватывая полностью всю жизнедеятельность ребенка, как в детском саду, так и дома, в семье. Важнейший инструмент организации обучающей деятельности – диалог, при  котором  воспитатель  включает  в  беседу  общение  (беседу-диалог) каждого ребенка. При тщательной подготовке каждое занятие должно сохранять для детей элемент непредсказуемости,  сюрприза, новизны. Импровизация  необходима как воспитателю, так и ребенку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания речевых ситуаций  в  поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.

Структура и содержание программы

Темы, разработанные в программе «Клубок красноречия», соотнесены с четырьмя блоками:

1. Азбука общения;

2. Речевой этикет

3. Техника речи

4. Речевые жанры.

Риторика имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков.

Практический раздел направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.

Планируемые результаты

В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

1.Успехи ребят в развитии речи (проговаривают слова более четко, внятно и с интонацией; пользуются голосом различной громкости, исчезают из речи «мусорные слова», выразительно читают стихи, поддерживают разговор, активно развивают его);

2.Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.

3.Появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих проектов.

4. Сформированность у дошкольников культуры речи и определенного культурного кругозора. Ребенок учится, как поприветствовать знакомого; как пригласить в гости; как поздравить именинника, как поговорить по телефону и т.д.

5.Формируются навыки и умения эффективного общения со сверстниками и взрослыми дать ему возможность пойти вперёд в овладении умением общаться;

6. У детей появляется чувство ответственности к занятиям, повышается самооценка, они становятся активными.

Контроль

Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и «контрольных точках» - творческих событиях и др. Кроме того, можно провести тестирование (на предмет развития творческих речевых способностей, знание формул речевого этикета и др.).

Результаты словесной творческой деятельности детей представляются родителям, выставляются на стенде «Словесное творчество» и создаётся книга творческих работ кружковцев.

Условия для реализации программы по риторике

Главным условием для реализации программы является сам воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников. Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности.  

       Для успешной работы кружка по риторике и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:

1.Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных рисунков и др.)

2. Библиотека детских стихотворений, сказок и рассказов.

3.Учебные пособия (библиотека научно-методической литературы по риторике, а также книги по развитию речи).

4.Медиатека по данному направлению деятельности (диски с музыкальными произведениями – детские песни, потешки, русские народные сказки и т.д.)

5. Конспекты инсценировок сказок, занятий, развлечений.

Работа с родителями

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель-воспитатель».

Формы работы с родителями:

1. Ознакомление родителей с программой кружка;

2. Проведение  родительского  собрания  «Доброе  слово лечит, а худое калечит»;

3. Консультационная работа  –  индивидуальная, групповая, беседа с

родителями об успехах их детей;

4. Разработка памяток для родителей.

Перспективное планирование кружка

Старшая группа - 64 часа

Азбука общения

Темы:

- Речь как важнейшее средство общения.

- Наш голос – это «музыкальный инструмент».

- Речь как средство воздействия на мысли, чувства, поведение людей.

- Неязыковые средства общения (мимика и жесты).

Речевой этикет

Темы:

- Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации.

- Приветствие в конкретной речевой ситуации.

- Потребление различных форм выражения извинения.

- Словесные формы обращения с просьбой.

- Понятие «вежливый человек».

- Правила вежливости у разных народов.

-Примеры употребления различных форм вежливости в художественной литературе (речевой этикет и художественное слово).

- Правила поведения во время разговора.

- Правила речевого поведения во время телефонного разговора.

- Как вести себя в гостях и дома, когда пришли гости.

Техника речи

Темы:

- Громкость как важное свойство устной речи.

- Изменение громкости в зависимости от ситуации или от содержания высказывания.

- Темп (скорость) речи.

- Тембр (окраска) голоса.

- Роль скороговорок в совершенствовании речи детей.

- Тон высказывания.

- Различные оттенки основного тона высказывания.

- Секреты волшебницы Речи (итоговое).

Речевые жанры

Темы:

- Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе.

- Словесное творчество: сочинение сказки с заданным началом.

- Сочинения-миниатюры по теме.

- Беседа – диалог по тексту рассказа.

- Составление плана рассказа и пересказ по нему.

- Пересказ текста от третьего лица.

- Бином фантазии.

- Творческое рассказывание.

Подготовительная группа-64 часа

Азбука общения

Темы:

- Понятие «риторика».

- Представление о риторике как науке.

- Пауза во время разговора.

- Русское живое слово.

- Понятие «слово-сорняк».

- Помощники устной речи.

- Непонятные слова.

- Употребление слов в точном соответствии с их значением.

- Объяснение значения слова.

- Словообразование.

- Понятие «словарь». Виды словарей.

Речевой этикет

Темы:

- Извинение и ответ на него.

- Выражение благодарности и ответ на него.

-Употребление этикетных формул в конкретных речевых ситуациях. Прощание, пожелание при прощании.

- Этикетный диалог.         

- Комплимент и ответ на него.

- Оценка правдивости комплимента.

- Разговор по телефону. Звонок раздаётся в доме. Звонки на работу.

- Правила междугороднего телефонного разговора.

- Этикетные выражения в ситуации знакомства.

Техника речи

Темы:

- Логическое ударение.

- Средства выразительности устной речи.

- Темп речи как важное свойство устной речи.

Речевые жанры

Темы:

- Придумывание сказок путём изменения сюжета известных сказок.

- Бином фантазии.

- Сказка в заданном ключе.

 Средняя группа- 64 часа

Речевые жанры

Темы:

- Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе.

- Словесное творчество: сочинение сказки с заданной темой.

- Сочинения-миниатюры по теме.

- Беседа – диалог по тексту рассказа.

- Пересказ текста от третьего лица.

- Игры-драматизации, инсценировки.

- Чтение и беседа по сказкам.

Речевой этикет

Темы:

- Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации.

- Доброе слово лечит, а плохое калечит.

- Выразительное чтение и заучивание стихов о вежливых словах.

- Правила поведения во время телефонного разговора, в общественных местах, за столом.

Азбука общения

Темы:

- Общение при инсценировании стихов - диалогов.

- Неязыковые средства общения (мимика и жесты).

Материально – техническое обеспечение:

- Ноутбук, телевизор, музыкальная колонка, флэшка, диски с русскими народными сказками, логоритмическими занятиями (Е. и С. Железновы), детскими песенками;

- Альбомы, цветная бумага, карандаши и другие средства для творческой изобразительной деятельности.

Список литературы

1.О.М.Ельцова. Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. С.Пб.; Детство – Пресс, 2009.- 208с.

2. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. Азбука общения (методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста) С.Пб., Детство – Пресс, 2000.

3. А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.В.Иванкова, Е.С.Рычагова. Истоки диалога. 3-5 лет. М., Мозаика – Синтез, 2003.

5. О.С.Ушакова. Придумай слово. М., ТЦ СФЕРА, 2010.

6. И.Асташина. Развиваем речь и дикцию (логопедические игры и упражнения для детей) М., РИПОЛ КЛАССИК, 2010.

7. Ольга Александрова Уроки вежливости для малышей М., ЭКСМО, 2012.

8. Уроки этики или поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. Сост. Дорофеев Ю.Г. - М.: Синтез, 1998.

9. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 80 с.

10. Е.А.Алябьева. Дни этики в детском саду: планирование, игры, сказки, стихи. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.

11. Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. – М.: Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Программа "Основы красноречия"

Программа "Основы красноречия"...