Рабочая программа кружка "Клубок красноречия"
рабочая программа
Согласно ФГОС дошкольного образования, одной из приоритетных задач речевого развития дошкольников является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Риторика хороша тем, что она не замыкается в едином предмете, это интегративная дисциплина.Она учит творчеству, словесному выражению своих мыслей, психологии и этике общения. Поэтому возрождение риторики как учебного предмета позволит решить актуальную для современного общества задачу обучения эффективному общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_deyat.docx | 281.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Арефьевская основная общеобразовательная школа
Дошкольная разновозрастная группа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Клубок красноречия»
Выполнил воспитатель: Карпутенко Нина Александровна
№ | Содержание | Стр. |
1. | Введение | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Цели и задачи | 5 |
4. | Основные принципы | 6 |
5. | Структура и содержание программы | 6 |
6. | Планируемые результаты | 7 |
7. | Контроль | 7 |
8. | Условия для реализации программы по риторике | 7 |
9. | Работа с родителям | 8 |
10. | Перспективное планирование кружка | 8 |
11. | Материально – техническое обеспечение | 10 |
12. | Список литературы | 11 |
Введение
Согласно ФГОС дошкольного образования, одной из приоритетных
задач речевого развития дошкольников является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. К старшему дошкольному возрасту заканчивается основной этап речевого развития, у ребенка уже накоплен достаточный словарь, развита связная речь, сформированы основные грамматические умения и навыки, звуковая сторона речи, поэтому обучение риторике следует начинать со старшего дошкольного возраста.
Важный результат обучения риторике – осмысление и присвоение
дошкольниками ценности общения как значимой составляющей жизни общества, одного из основополагающих элементов культуры.
Риторика хороша тем, что она не замыкается в едином предмете, это интегративная дисциплина.
Она учит творчеству, словесному выражению своих мыслей, психологии и этике общения. Поэтому возрождение риторики как учебного предмета позволит решить актуальную для современного общества задачу обучения эффективному общению.
Пояснительная записка
Актуальность – низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций. Почему? Не смотря на то, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад, по статистическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.
Современные дети уже с первых лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, а современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.
Формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия непременное условие воспитания культуры общения. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: родственниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми, поэтому ребенку нужно решить, как приветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников.
Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость.
Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью.
Ее непременный атрибут – тактичность, т.е. умение понять одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.
Главным средством общения является язык, речь, слово.
Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности.
Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка.
В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых.
Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.
Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Курс детской риторики поможет ребенку:
- Познать природу живого слова;
- Преодолеть застенчивость;
- Развивает уверенность в себе;
- Научит общаться со взрослыми и сверстниками;
- Откроет секреты выразительной и грамотной речи;
- Поможет освоить формулы речевого этикета;
Все выше перечисленное подтверждает необходимость проведения с детьми кружковых занятий по риторике. А чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар – дар слова, тем раньше сделаем все, чтобы, по выражению В.И. Чернышева¸ «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов.
Центром риторики является обучение эффективному общению.
Цели и задачи
Цель - обучение детей общению и умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.
Риторика общения предполагает обязательно конкретную речевую ситуацию, например: «Надо убедить взрослого купить игрушку».
Задачи:
- давать представление о нормах русского литературного языка;
- развивать качества голоса (тембр, силу, высоту), дикцию, темп речи, дыхание;
- формировать умение последовательно излагать свои мысли, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;
- усваивать формулы речевого общения;
- воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.
Основные принципы
- Принципы деятельности. Участвуя в игровых обучающих ситуациях (ИОС) ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний;
- Принцип вариативности. Каждый воспитатель вправе творчески использовать предлагаемый дидактический материал: ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создания аналогичных речевых ситуаций, не противоречащих конкретной теме;
- Принцип креативности (организации творческой деятельности). Воспитатель провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая конкретные речевые ситуации, в которых участвует каждый ребенок. Залогом успеха является проигрывание каждой отдельной ситуации ее проигрывание;
- Принцип доступности изучаемого материала. Построение курса в плане представляет собой спираль, по которой ребенок поднимается к знаниям от простого к сложному, с обязательным учетом личного жизненного опыта;
- Принцип непрерывности. Процесс речевого развития не заканчивается на занятиях по риторике, а продолжается и в совместной деятельности и в самостоятельной, охватывая полностью всю жизнедеятельность ребенка, как в детском саду, так и дома, в семье. Важнейший инструмент организации обучающей деятельности – диалог, при котором воспитатель включает в беседу общение (беседу-диалог) каждого ребенка. При тщательной подготовке каждое занятие должно сохранять для детей элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Импровизация необходима как воспитателю, так и ребенку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания речевых ситуаций в поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.
Структура и содержание программы
Темы, разработанные в программе «Клубок красноречия», соотнесены с четырьмя блоками:
1. Азбука общения;
2. Речевой этикет
3. Техника речи
4. Речевые жанры.
Риторика имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков.
Практический раздел направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.
Планируемые результаты
В целом к предполагаемым результатам можно отнести:
1.Успехи ребят в развитии речи (проговаривают слова более четко, внятно и с интонацией; пользуются голосом различной громкости, исчезают из речи «мусорные слова», выразительно читают стихи, поддерживают разговор, активно развивают его);
2.Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.
3.Появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих проектов.
4. Сформированность у дошкольников культуры речи и определенного культурного кругозора. Ребенок учится, как поприветствовать знакомого; как пригласить в гости; как поздравить именинника, как поговорить по телефону и т.д.
5.Формируются навыки и умения эффективного общения со сверстниками и взрослыми дать ему возможность пойти вперёд в овладении умением общаться;
6. У детей появляется чувство ответственности к занятиям, повышается самооценка, они становятся активными.
Контроль
Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и «контрольных точках» - творческих событиях и др. Кроме того, можно провести тестирование (на предмет развития творческих речевых способностей, знание формул речевого этикета и др.).
Результаты словесной творческой деятельности детей представляются родителям, выставляются на стенде «Словесное творчество» и создаётся книга творческих работ кружковцев.
Условия для реализации программы по риторике
Главным условием для реализации программы является сам воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников. Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности.
Для успешной работы кружка по риторике и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:
1.Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных рисунков и др.)
2. Библиотека детских стихотворений, сказок и рассказов.
3.Учебные пособия (библиотека научно-методической литературы по риторике, а также книги по развитию речи).
4.Медиатека по данному направлению деятельности (диски с музыкальными произведениями – детские песни, потешки, русские народные сказки и т.д.)
5. Конспекты инсценировок сказок, занятий, развлечений.
Работа с родителями
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель-воспитатель».
Формы работы с родителями:
1. Ознакомление родителей с программой кружка;
2. Проведение родительского собрания «Доброе слово лечит, а худое калечит»;
3. Консультационная работа – индивидуальная, групповая, беседа с
родителями об успехах их детей;
4. Разработка памяток для родителей.
Перспективное планирование кружка
Старшая группа - 64 часа
Азбука общения
Темы:
- Речь как важнейшее средство общения.
- Наш голос – это «музыкальный инструмент».
- Речь как средство воздействия на мысли, чувства, поведение людей.
- Неязыковые средства общения (мимика и жесты).
Речевой этикет
Темы:
- Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации.
- Приветствие в конкретной речевой ситуации.
- Потребление различных форм выражения извинения.
- Словесные формы обращения с просьбой.
- Понятие «вежливый человек».
- Правила вежливости у разных народов.
-Примеры употребления различных форм вежливости в художественной литературе (речевой этикет и художественное слово).
- Правила поведения во время разговора.
- Правила речевого поведения во время телефонного разговора.
- Как вести себя в гостях и дома, когда пришли гости.
Техника речи
Темы:
- Громкость как важное свойство устной речи.
- Изменение громкости в зависимости от ситуации или от содержания высказывания.
- Темп (скорость) речи.
- Тембр (окраска) голоса.
- Роль скороговорок в совершенствовании речи детей.
- Тон высказывания.
- Различные оттенки основного тона высказывания.
- Секреты волшебницы Речи (итоговое).
Речевые жанры
Темы:
- Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе.
- Словесное творчество: сочинение сказки с заданным началом.
- Сочинения-миниатюры по теме.
- Беседа – диалог по тексту рассказа.
- Составление плана рассказа и пересказ по нему.
- Пересказ текста от третьего лица.
- Бином фантазии.
- Творческое рассказывание.
Подготовительная группа-64 часа
Азбука общения
Темы:
- Понятие «риторика».
- Представление о риторике как науке.
- Пауза во время разговора.
- Русское живое слово.
- Понятие «слово-сорняк».
- Помощники устной речи.
- Непонятные слова.
- Употребление слов в точном соответствии с их значением.
- Объяснение значения слова.
- Словообразование.
- Понятие «словарь». Виды словарей.
Речевой этикет
Темы:
- Извинение и ответ на него.
- Выражение благодарности и ответ на него.
-Употребление этикетных формул в конкретных речевых ситуациях. Прощание, пожелание при прощании.
- Этикетный диалог.
- Комплимент и ответ на него.
- Оценка правдивости комплимента.
- Разговор по телефону. Звонок раздаётся в доме. Звонки на работу.
- Правила междугороднего телефонного разговора.
- Этикетные выражения в ситуации знакомства.
Техника речи
Темы:
- Логическое ударение.
- Средства выразительности устной речи.
- Темп речи как важное свойство устной речи.
Речевые жанры
Темы:
- Придумывание сказок путём изменения сюжета известных сказок.
- Бином фантазии.
- Сказка в заданном ключе.
Средняя группа- 64 часа
Речевые жанры
Темы:
- Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе.
- Словесное творчество: сочинение сказки с заданной темой.
- Сочинения-миниатюры по теме.
- Беседа – диалог по тексту рассказа.
- Пересказ текста от третьего лица.
- Игры-драматизации, инсценировки.
- Чтение и беседа по сказкам.
Речевой этикет
Темы:
- Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации.
- Доброе слово лечит, а плохое калечит.
- Выразительное чтение и заучивание стихов о вежливых словах.
- Правила поведения во время телефонного разговора, в общественных местах, за столом.
Азбука общения
Темы:
- Общение при инсценировании стихов - диалогов.
- Неязыковые средства общения (мимика и жесты).
Материально – техническое обеспечение:
- Ноутбук, телевизор, музыкальная колонка, флэшка, диски с русскими народными сказками, логоритмическими занятиями (Е. и С. Железновы), детскими песенками;
- Альбомы, цветная бумага, карандаши и другие средства для творческой изобразительной деятельности.
Список литературы
1.О.М.Ельцова. Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. С.Пб.; Детство – Пресс, 2009.- 208с.
2. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. Азбука общения (методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста) С.Пб., Детство – Пресс, 2000.
3. А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.В.Иванкова, Е.С.Рычагова. Истоки диалога. 3-5 лет. М., Мозаика – Синтез, 2003.
5. О.С.Ушакова. Придумай слово. М., ТЦ СФЕРА, 2010.
6. И.Асташина. Развиваем речь и дикцию (логопедические игры и упражнения для детей) М., РИПОЛ КЛАССИК, 2010.
7. Ольга Александрова Уроки вежливости для малышей М., ЭКСМО, 2012.
8. Уроки этики или поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. Сост. Дорофеев Ю.Г. - М.: Синтез, 1998.
9. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 80 с.
10. Е.А.Алябьева. Дни этики в детском саду: планирование, игры, сказки, стихи. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
11. Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. – М.: Просвещение, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Программа "Основы красноречия"
Программа "Основы красноречия"...