опыты на тему "Вода"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Роль воды в жизни человека и всего живого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovat_deyat_v_tsentre_nauki_1.docx | 16.22 КБ |
konspekt_utrennego_sbora_i_zanyatiya_v.docx | 29.37 КБ |
inna_3.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр Науки
(подготовительная группа)
Цель: расширить представления детей о воде (вода изменяет цвет, форму, температуру, вода играет большую роль в жизни человека).
Задачи:
- Способствовать накоплению эмпирических представлений детей о воде.
- Обогатить словарь ребенка понятиями: пресная, прозрачная, источник жизни, водоворот.
- Развивать любознательность.
- Развивать умение обобщать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать умение работать сообща, доводить начатое до конца.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе за водой, беседы с детьми о значении воды, просмотр фильма о воде (капля-ручей- озеро -река- -море-океан); загадывание загадок о воде; дидактическая игра «Кому нужна вода»; чтение сказок «Снегурочка», А.С. Пушкин «О рыбаке и рыбке», Ирис Ревю «Сказка про воду», «Умная сказка о воде»; д/и «Скажи наоборот» (слова-антонимы).
Ход занятия:
Звучит аудиозапись – музыка с каплями воды.
Воспитатель: Ребятки, отгадайте загадку: «Книзу летит капелькой, а кверху невидимкой».
Дети: Это вода.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Дождь летит из туч, он состоит из капелек. Капли проникают в землю, солнышко пригревает землю, ручьи, моря, вода становится паром и поднимается вверх, опять становится тучкой (рассматривают и вспоминают схему «Круговорот воды»).
Воспитатель: Давайте вспомним, какая бывает вода? (пресная, соленая, кипяченая, родниковая, чистая, грязная).
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (цель – развивать умение подбирать антонимы).
Воспитатель: Любая жизнь воды начинается с капельки. Вот в гости к нам пришла капелька, но не одна, а с подружками.
Воспитатель вносит стакан с водой.
Воспитатель: Что может быть в прозрачной капельке воды? На первый взгляд, конечно, ничего. Но если капнуть на стекло, оставить след, и в микроскоп можно рассмотреть такое, о чем даже не подозреваешь.
Дети рассматривают в микроскоп воду, дают ей характеристику и заполняют карточки (вода прозрачная, чистая).
Воспитатель: Нам всем интересно, откуда вода? Из снега берется, а может, из льда? Вопрос интересный, и чтоб разузнать, нам опыт с водой поможет узнать.
С детьми проводятся опыты.
- Опыт – красим воду (накануне).
Воспитатель: ребята, мы с вами говорили о свойствах воды. А как вы думаете, если мы добавим разные краску, что с ней будет?
Дети высказывают свои предположения. Каждый ребенок добавляет в каждый стаканчик краску разного цвета. Делают вывод: вода окрасилась, стала не прозрачная, а цветная. Акварель (гуашь) в воде растворяется, вода может менять цвет.
- Опыт –замораживаем цветную воду. Покрашенную воду превращаем в цветные льдинки. Воспитатель: ребятки, помните мы вчера покрасили воду и отнесли в холодильник в морозилку. Как вы думаете, что с ней стало? Дети высказывают свои предположения. Воспитатель: Давайте проверим? Воспитатель показывает, что вода стала льдом. Дети делают вывод: вода на морозе температуре замерзает, превращается в лед.
- Опыт – превращение льда в воду. Ребятки, а как вы думаете, если нагреть лед, что с ним станет? Дети делают предположение. Воспитатель нагревает лед над сухим горючим, используя меры предосторожности. Вывод: от тепла лед тает и превращается опять в воду. Дети рисуют схему превращения воды в лед и льда обратно в воду.
Физкультминутка:
Ручеек – журчалочка завертел водицу
И.П. – стоя, руки в стороны – крутим руки
Вперед-назад
В жаркий день так хочется из него напиться
И.П. – стоя, ноги на ширине плеч,
Руки на поясе – наклоны.
Ручеек-журчалочка – буль-буль-буль
И.П. – то же , приседание.
Завертелась палочка – триль-трюль – прыжки.
- Опыт: впитывние воды. Берем разные предметы и вещества: марля, бумага, песок, земля, опилки (в тарелочках). Воспитатель: как вы думаете, что станет с этими предметами, если на них полить водой. Дети высказывают предположения. Проверяют высказанные предположения.
- Опыт: какие предметы в воде тонут или плавают. Рассматривают предметы – деревянные палочки, гвоздь, бумага– из чего они сделаны, что с ними будет, если их опустить в воду.
Делают общие выводы: вода может менять цвет, замерзать, таять, впитываться, удерживает на поверхности легкие предметы, тяжелые предметы тонут в воде.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в
центре науки в подготовительной группе
Тема «Вода и дети»
Выполнила; воспитатель МДОУ д/с №459
Белявская Инна Юрьевна
Задачи:
- Создать положительный эмоциональный настрой на предстоящий день.
- Расширить и уточнить представления детей о воде, ее свойствах.
Ход занятия.
Давайте начнём утренний сбор со знакомого нам стихотворения
Детки в садике живут
Здесь играют и поют
Здесь друзей себе находят
На прогулку вместе ходят
Вместе спорят и мечтают
Незаметно подрастают
Детский сад второй наш дом
Так тепло, уютно в нём
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете
Что это за звук? На что похоже? (журчит вода)
Кто это здесь прячется?
Это волшебная капелька.
Это одна капля. А что может получиться, если их будет много?
Ребятки, давайте вспомним нашу тему («Вода»).
Где бывает много воды? (в чайнике, в море, в океане, в аквариуме, реке, озере, луже)
В море по вкусу какая вода? (солёная)
А в реке и в озере? (пресная)
А какая вода нужна для жизни человеку пресная или морская? (Пресную воду он пьёт, без неё погибнет)
Ребятки, давайте пустим нашу капельку по кругу и каждый из вас скажет для чего и кому нужна вода. (Пускают нарисованную капельку по кругу, дети высказываются).
Так какой же мы сделаем вывод?
Для жизни людей, животных, растений, птиц, рыб нужна вода. ВСЕМУ ЖИВОМУ НУЖНА ВОДА.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦЕНТРОВ.
- Сегодня в центре науки мы будем знакомиться со свойствами воды. Будем проводить опыты с водой.( Инной Юрьевной)
Материалы:
- термос с горячей водой
- тарелки с льдинками
- стёклышки
- карточки-схемы
- карандаши
- баночки
В центре математики мы будем работать с карточками. Будет с вами заниматься мама Даши Иониной - Ирина Ивановна. Материалы;
- Карточки-схемы «Домик для капельки»
«Домик для тучки» (счётные палочки)
«Допиши цифру»
«Заштрихуй тучку»
- цветные и простые карандаши
В центре искусства вы будете рисовать подводный мир с
Екатериной Васильевной
Материалы:
- краски
- кисти
- цветные фломастеры
- клей
- ножницы
- цветная бумага
- пластилин
- стеки
- веточки от деревьев
- ткань
В центре игры можно будет изготовить маски для игр вместе с мамой Кати Плаксиной Натальей Владимировной.
Материал:
-цветная бумага -полоски из картона -клей
- готовые «капельки»
- дополнительные детали
В центре песок-вода вместе со Светланой Николаевной вы узнаете, какие предметы тонут, а какие плавают.
Материалы:
- предметы из дерева (кружки)
- из железа_(болтики)
- из пластмассы (кораблики)
- из бумаги (квадраты)
- карточки-схемы
- простые карандаши
Центр литературы и центр строительства сегодня закрыты.
Дети выбирают центры активности.
Занятие в центре науки
Тема: «Свойства воды»
Цель:
- Познакомить детей с тремя физическими состояниями воды (жидкое, газообразное и твёрдое состояние)
- Продолжать учить детей доказывать свои умозаключения с помощью опытов, фиксировать результат наблюдения на карточке-схеме
- Развивать логическое мышление, наблюдательность
- Закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни
Материалы для занятия:
- Термос с горячей водой
- тарелки с льдинками
- стёклышки
- карточки-схемы
- баночки
Ход занятия в центре науки
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что у вас находится на тарелке.
Дети: лед
Воспитатель: Эти льдинки я принесла с улицы.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это лёд? Давайте его рассмотрим. Какой лед?
Дети: он холодный, твёрдый, прозрачный
Воспитатель предлагает дотронуться до льда ладошками, подышать на них, обращая внимание на то, что дыхание и ладошки тёплые, и лёд начал таять
Воспитатель: Посмотрите, что уже произошло со льдинками? Дети: Они начали таять
Воспитатель: Как вы думаете, почему они начали таять?
Дети: На улице сейчас холодно, а в группе тепло. Наше дыхание и руки тёплые.
Воспитатель: Во что превратился лёд?
Дети: В воду
Воспитатель: Значит лёд - это та же самая вода. Лед был твердый, а теперь превратился от тепла в воду (жидкость)
Воспитатель предлагает детям отметить на карточке-схеме произошедшие изменения.
Физкультминутка:
Раз-два - шли утята Три-четыре - шли домой Вслед за ними плелся пятый Впереди бежал шестой А седьмой отстал от всех,
Испугался, закричал:
Где вы? Где вы?
- Не кричи, мы тут рядом, поищи!
Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам!
Гром! Гром! Как из пушек Нынче праздник у лягушек Град! Град! Сыплет град.
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин.
2 часть занятия
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, что вода может быть не только в жидком, твёрдом, но и в газообразном состоянии.
В термосе у воспитателя находится горячая вода, педагог разливает каждому ребёнку в баночку горячую воду и предлагает детям потрогать баночку, определив, какая в ней вода.
Воспитатель: Дети, что вы видите. Посмотрите, что поднимается из баночки?
Дети: пар
Воспитатель: Давайте подставим над паром стёклышки. Что наблюдаем?
Дети: стекло запотело. Пар собирается на стекло.
Воспитатель: Во что он превращается?
Дети: В капельки воды.
Воспитатель: Почему стекло стало мокрым?
Если дети затрудняются ответить - воспитатель делает вывод. Воспитатель: Пар поднимается из банки, сталкивается с холодным стеклом, поэтому образуются капли.
Дети отмечают результат на карточке-схеме.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: так в каком состоянии может находиться вода? Вода может быть жидкая( показ колбы с водой), твердая (лед) и может быть газообразная (пар).
В конце занятия воспитатель сообщает детям, что волшебной капельке интересно узнать, чем дети занимались в центрах.
- Что делали в центре науки и о чем узнали?
- Чем занимались в центре математики?
- Что нарисовали в центре литературы?
- О чем узнали в центре песок-вода?
- Что изготовили в центре игры?
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Свойства воды и воздуха»
Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая".
Вид НОД: познавательно-исследовательская.
Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные:
1. Обучать детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Способствовать устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приемы:
1. Практические. (Эксперименты, опыты, дидактические игры.)
2. Наглядные. (Рассматривание картин.)
3. Словесные. (Вопросы, пояснения, выводы.)
Материал: Набор исследователя: бейджик, лоток , стакан с водой, трубочка, зубочистка, пакет, салфетка, банка с крышкой, 2свечки, спички.
Демонстрационный: ИКТ : презентация с картинкой «Город» и «Лес».
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка.
Игровая: игровые упражнения.
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький.
Ребята давайте чтобы у нас был совсем не грустный день, мы начнем его с улыбки и подарим улыбку не только друг другу, но и нашим гостям
Звучит песня от «улыбки»
Воспитатель: - Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас улыбки, и хорошее настроение не покинет больше вас.
Воспитатель: Ребята но что же случилось с нашим шариком?
Дети: (ответы).
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: - Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети: - Воздух.
Воспитатель: - Какой ещё воздух? И сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.
Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.
Дети садятся за столы с раздаточным материалом.
Воспитатель: Предлагаю вам приклеить значки исследователей.
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди и всё живое
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Кто из вас, ребята, видит воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Я тоже его не вижу, но я знаю, что его очень много вокруг нас.
Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве.
Воспитатель: Как можно его обнаружить?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: И я предлагаю вам провести первый опыт.
Опыт 1:
Воспитатель: А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите одноразовые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.
Воспитатель: Что произошло с пакетами? Что в них находится?
Дети: Пакет надулся! Там воздух.
Воспитатель: Какой он? Вы его видите? (ответы детей: нет).
Воспитатель: Значит мы доказали, что воздух невидимый.
Опыт 2:
Воспитатель: А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, мы с вами доказали что воздух прозрачный И совсем не имеет цвета. Воздух можно почувствовать кожей
Физкультминутка:
Мы сидели, мы устали, воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись, хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два, чтоб не болела голова.
И, закончивши зарядку
Воздух глубоко вдохнули, выдохнули
Тихо на места вернулись.
Опыт № 3:
Воспитатель: (воспитатель берёт коробочки стоящие на столе) Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Воспитатель: - Посмотрите, а в них что-нибудь есть?
Дети: (ответы).
Воспитатель: - Правильно, воздух. А как вы думаете воздух пахнет, давайте понюхаем чем он пахнет?
(В это время воспитатель по кругу передает баночки детям
и они их нюхают.)
Воспитатель:-Чем же пахнет первая Баночка?
Дети: ответы.
Воспитатель: Действительно, первая баночка пахнет чесноком.
Воспитатель: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
Воспитатель: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (пахнет духами).
Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному?
Дети: (ответы).
Воспитатель: — А я-то думаю, почему везде по-разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.
Воспитатель: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Физкультминутка:
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру "Водолаз".
Встали в круг. Послушайте правила игры: Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно предварительно «подготовить» организм к «погружению».
Раз - делаем вдох, два - выдох, три - вдох, крепко зажать нос руками и еще крепче сжать губы, затем приседаем – «погружаемся», и сидим на корточках кто сколько сможет. Кто не сможет дольше просидеть, «всплывают» - встают. Итак, начинаем. Раз, два, три.
Звучит аудиозапись «Шум воды и крики чаек» и дети играют.
Воспитатель: Всё, я не могу. Голова закружилась.
- Как вы себя чувствовали?
Загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем.
- Это потому, что человеку для жизни необходим воздух, как и всему живому на земле. Значит, воздух есть внутри нас. А давайте проверим! Вернёмся в нашу лабораторию.
Опыт №4:
Воспитатель: Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Детский смех.
Воспитатель: Как здорово у вас получается!
- Ой, ребята, что это происходит с водой?
- Вода в стаканах просто бурлит!
- Что вы видите? (Пузырьки)
- А что это за пузырьки? Как они там оказались?
- В стакане же только вода была. (Ответы.)
- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков.
- Мы доказали, что воздух есть внутри нас. (Просит повторить 2-3 человека) и нужен он нам очень чистый.
Воспитатель: А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится?
Дети: (ответы).
Опыт № 5:
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
- Что происходит? Почему свеча в банке погасла?
Дети: В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.
Воспитатель: Мы с вами доказали, что воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.
Воспитатель: Воздух приносит огромную пользу всему живому – Особенно, обогащения лёгких кислородом. Для того чтобы показать как обогащен организм человека кислородом мы с вами продолжим немного позже после того, как отдохнём.
Звучит музыка без слов
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось? Что было сложного? Что интересного?
Итог:
А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...