Рабочая программа театрального кружка «В гостях у сказки»
рабочая программа (средняя группа)

                                                                                      Недаром дети любят сказку,

                                                                          Ведь сказка тем и хороша,

                                                                          Что в ней счастливую развязку

                                                                          Уже предчувствует душа.

                                                                          И на любые испытанья

                                                                          Согласны храбрые сердца

                                                                          В нетерпеливом ожиданье

                                                                          Благополучного конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9._teatralnyy_kruzhok_v_dou._rabochaya_programma.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ № 12

(детский сад комбинированного вида №12 )

Рабочая программа театрального кружка

«В гостях у сказки»

Возраст детей: 4-5  лет

2022-2023 учебный год.

Воспитатель:

Касикина Олеся Алексеевна

Сорочинск 2022г

                                                                                   

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название

Страницы

1

Пояснительная записка.

2-5

2

Содержание программы.

5-6

3

Общие программные задачи (средняя группа).

6-7

4

Предполагаемые умения и навыки детей (средняя группа).

7

5

Перспективно-тематический план (средняя группа).

7-9

6

Содержание изучаемых тем.

7-9

7

Перечень литературы и средств обучения.

9-10

                                                                                      Недаром дети любят сказку,

                                                                          Ведь сказка тем и хороша,

                                                                          Что в ней счастливую развязку

                                                                          Уже предчувствует душа.

                                                                          И на любые испытанья

                                                                          Согласны храбрые сердца

                                                                          В нетерпеливом ожиданье

                                                                          Благополучного конца.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.​ Направленность рабочей программы.

Программа направлена на развитие личности, с учетом таких характеристик как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.

2.​ Причины создания.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового; развитию настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизациям. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей у ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

3.​ Новизна.

       Нетрадиционный подход к развитию сценического творчества детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр – представлений.

Отличительной чертой моей рабочей программы  является включение в разделы игровых упражнений и заданий по развитию музыкальных способностей, так как без умения ритмично и выразительно двигаться, без определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

4.​ Актуальность.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их возможности.

Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.А.Ветлугина, Б.М.Метлов, О.М.Дьяченко и многие другие.

5.​ Психологическая целесообразность.

Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в ее основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

6.​ Цель.

Основной ЦЕЛЬЮ воспитания через театрализованную деятельность является формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

7.​ Задачи.

Сверхзадачей представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Задачи нашей программы формируются следующим образом:

1.​ Развитие эстетических способностей;

2.​ Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

3.​ Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

4.​ Овладение навыками общения и коллективного творчества.

8. Возраст воспитанников.

Программа предназначена для детей среднего возраста.

9. Сроки реализации.

Программа рассчитана на один год.

10. Формы обучения.

Проведение групповых занятий.

11. Количество занятий.

В средней группе проводится два занятия в неделю – 72 занятия в год.

12. Продолжительность занятий.

В средней группе длительность занятия – 20 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из ПЯТИ разделов.

1-й раздел – «ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на ДВА ВИДА:

Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

ЗАДАЧИ. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельную группу мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное и слуховое внимание, память наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-эстетические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

2-й раздел – «РИТМОПЛАСТИКА» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных возможностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

ЗАДАЧИ. Развивать умение произвольно реагировать на команду или произвольный сигнал, готовность действовать, согласованно включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

3-й раздел – «КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

ЗАДАЧИ. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями выражающие основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

4-й раздел «ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ» - призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.

ЗАДАЧИ. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства. Воспитывать культуру поведения в театре.

5-й раздел – «РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ» - базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

ЗАДАЧИ. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.); пополнять словарный запас; образный строй речи.

ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ)

*  Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

 * Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

*Ф ормировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

* Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

* Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

*  Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

*  Познакомить детей с различными видами театра.

*  Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

*  Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Деятельность проводится в форме игры:

-Игровые упражнения;

-Этюды;

-Игра-драматизация;

-Сюжетно-ролевая игра.

                        Ожидаемый результат:

• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .

• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .

• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

                            Перспективно-тематический план:

Сентябрь

           Игры по развитие творческого воображения.

  • «На что похоже?» (из книги «Зрительная память»)
  • «Что снится котенку, слонёнку, щенку и т д.»
  • Систематизация свойств предметов: «Назови все, что бывает…» (по цвету, по форме, по способу передвижения, по агрегатному состоянию)
  • Решение проблемной ситуации творческого характера: как  успокоить  плачущую  девочку

Октябрь

  •  «Отгадай кто я» - изображение животных, персонаж сказки, предметов с использованием  жестов, мимики, движений.
  • «Послушай и изобрази» - создание художественного образа с  помощью музыки – «весёлые медвежата», «хитрая лиса», «грустные зайчики».
  • Обыгрывание песенок «Ёжик», «Колобок», с использование атрибутов, элементов костюмов.
  • Игра – викторина «Волшебный мешочек» - обыгрывание сценок по произведениям А. Барто «Игрушки».

Ноябрь

      Упражнения в кукловождении (Настольный  театр).

  • Кукла настольная здоровается, делает повороты, наклоны, бегает, кружится, подпрыгивает.
  • Две куклы разговаривают друг с другом, вместе идут, расходятся в стороны.
  • Разыгрывание коротких сценок с куклами:

     а) «Концерт» - участие принимают куклы, исполняющие стихи, танцы (дети  заранее приносят любимую игрушку и она «представляется» другим детям.

     б) сценка - диалоги «Встреча», «Поссорились», игра: «Какая сегодня    погода?»

 4. Настольный театр игрушек. Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» с элементами  драматизации.  

Декабрь

           Упражнение на развитие выразительности речи.

  • Творческое задание «Попросись в рукавичку от имени всех героев сказки поочередно»
  • Выделение слов в предложении голосом: «Это моя игрушка».
  • «Разговор по телефону» - развитие диалогической речи. Темы разговора: «Заболел», «Какая сегодня погода?», «Давайте познакомимся».
  • «Звукорежиссеры» - Оживляем картинку из сказки (диалог между героями сказки).
  • Театрализованная игра «Теневой театр по мотивам сказки «Колобок»».

Январь

         Этюды  с  элементами  психогимнастики

  • «Шалтай – болтай», «Спать хочется» - этюды на тренировку отдельных групп мышц.
  • «Кузнечик», «Цветок», «Вкусные конфеты», «Поссорились – помирились» - Этюды на выражение основных эмоций.
  • Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Колобок».
  • Показ кукольного спектакля старшими детьми «Красная Шапочка»

Февраль

1. Этюды на выражение основных эмоций: «Злюка», «Упрямый мальчик», «Вова – растеряшка».

2. Разыгрывание сценок импровизаций «Сорока и заяц» (Н. Сладков), «Жалко» (В. Бирюков).

3. Игра – драматизация по сказке Сутеева «Яблоко».

Март

  • Беседы о театре (см «Дошкольное воспитание» №1,1995 г).
  • Упражнения из книги «Вообрази себе» на умение управлять настроением и самочувствием,  на развитие творческого воображения
  • Словесное творчество (последующее обыгрывание сюжетов). Изменение конца сказки, введение новых героев (русская народная сказка «Колобок»). Варианты: «колобок перехитрил лису и убегает», «Колобок и лиса находят общий язык», «Колобку встречается Ёж, Красная Шапочка, Петушок».
  • Показ театрализованных игр детьми старших групп.

Апрель

Словесное творчество. Сочинение собственных сказок на заданную тему с последующим их обыгрыванием. Примерные темы: «Колобок – великан», «Колобок – милиционер», «День рождения колобка».

Май

Викторина «Узнай  сказку  по  героям»

Отчет группы по театрализованной деятельности.

​ 

​ 

​ 

​ 

​ 

.

Перечень литературы и средств обучения.

1.​ Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., ВЛАДОС, 2001.

2.​ Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

3.​ Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2007.

4.​ Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. СФЕРА, 2006.

5.​ М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003г.

6.​ Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.

7.​  Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.

             8. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва,        «Просвещение», 1991г.

              9.Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.

            10. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.

            11. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.

            12. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.

            13. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.

            14. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.

            15. DVD – проигрыватель и  музыкальный центр с возможностью «Караоке», телевизор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа театрального кружка "В гостях у сказки"

Авторская программа театрального кружка "В гостях у сказки"...

Программа театрального кружка «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ».

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у ...

Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки" для детей подготовительной группы

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у ...

Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки"

Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки"...

Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки"

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «В гостях у сказки»

Цель программы.Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи программы.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельност...

Рабочая программа театрального кружка «В гостях у сказки»

       Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отр...