Рабочая программа театрального кружка «В гостях у сказки»
рабочая программа (средняя группа)
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9._teatralnyy_kruzhok_v_dou._rabochaya_programma.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ № 12
(детский сад комбинированного вида №12 )
Рабочая программа театрального кружка
«В гостях у сказки»
Возраст детей: 4-5 лет
2022-2023 учебный год.
Воспитатель:
Касикина Олеся Алексеевна
Сорочинск 2022г
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название | Страницы | |
1 | Пояснительная записка. | 2-5 | |
2 | Содержание программы. | 5-6 | |
3 | Общие программные задачи (средняя группа). | 6-7 | |
4 | Предполагаемые умения и навыки детей (средняя группа). | 7 | |
5 | Перспективно-тематический план (средняя группа). | 7-9 | |
6 | Содержание изучаемых тем. | 7-9 | |
7 | Перечень литературы и средств обучения. | 9-10 |
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность рабочей программы.
Программа направлена на развитие личности, с учетом таких характеристик как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.
2. Причины создания.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового; развитию настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизациям. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей у ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
3. Новизна.
Нетрадиционный подход к развитию сценического творчества детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр – представлений.
Отличительной чертой моей рабочей программы является включение в разделы игровых упражнений и заданий по развитию музыкальных способностей, так как без умения ритмично и выразительно двигаться, без определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
4. Актуальность.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их возможности.
Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.А.Ветлугина, Б.М.Метлов, О.М.Дьяченко и многие другие.
5. Психологическая целесообразность.
Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в ее основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
6. Цель.
Основной ЦЕЛЬЮ воспитания через театрализованную деятельность является формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
7. Задачи.
Сверхзадачей представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Задачи нашей программы формируются следующим образом:
1. Развитие эстетических способностей;
2. Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
3. Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
4. Овладение навыками общения и коллективного творчества.
8. Возраст воспитанников.
Программа предназначена для детей среднего возраста.
9. Сроки реализации.
Программа рассчитана на один год.
10. Формы обучения.
Проведение групповых занятий.
11. Количество занятий.
В средней группе проводится два занятия в неделю – 72 занятия в год.
12. Продолжительность занятий.
В средней группе длительность занятия – 20 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из ПЯТИ разделов.
1-й раздел – «ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на ДВА ВИДА:
Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
ЗАДАЧИ. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельную группу мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное и слуховое внимание, память наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-эстетические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
2-й раздел – «РИТМОПЛАСТИКА» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных возможностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
ЗАДАЧИ. Развивать умение произвольно реагировать на команду или произвольный сигнал, готовность действовать, согласованно включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.
3-й раздел – «КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
ЗАДАЧИ. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями выражающие основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.
4-й раздел «ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ» - призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.
ЗАДАЧИ. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства. Воспитывать культуру поведения в театре.
5-й раздел – «РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ» - базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
ЗАДАЧИ. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.); пополнять словарный запас; образный строй речи.
ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ)
* Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
* Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
*Ф ормировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
* Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
* Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
* Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
* Познакомить детей с различными видами театра.
* Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
* Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Деятельность проводится в форме игры:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация;
-Сюжетно-ролевая игра.
Ожидаемый результат:
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Перспективно-тематический план:
Сентябрь | Игры по развитие творческого воображения.
|
Октябрь |
|
Ноябрь | Упражнения в кукловождении (Настольный театр).
а) «Концерт» - участие принимают куклы, исполняющие стихи, танцы (дети заранее приносят любимую игрушку и она «представляется» другим детям. б) сценка - диалоги «Встреча», «Поссорились», игра: «Какая сегодня погода?» 4. Настольный театр игрушек. Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» с элементами драматизации. |
Декабрь | Упражнение на развитие выразительности речи.
|
Январь | Этюды с элементами психогимнастики
|
Февраль | 1. Этюды на выражение основных эмоций: «Злюка», «Упрямый мальчик», «Вова – растеряшка». 2. Разыгрывание сценок импровизаций «Сорока и заяц» (Н. Сладков), «Жалко» (В. Бирюков). 3. Игра – драматизация по сказке Сутеева «Яблоко». |
Март |
|
Апрель | Словесное творчество. Сочинение собственных сказок на заданную тему с последующим их обыгрыванием. Примерные темы: «Колобок – великан», «Колобок – милиционер», «День рождения колобка». |
Май | Викторина «Узнай сказку по героям» Отчет группы по театрализованной деятельности. |
.
Перечень литературы и средств обучения.
1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., ВЛАДОС, 2001.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
3. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2007.
4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. СФЕРА, 2006.
5. М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003г.
6. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.
7. Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.
8. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Просвещение», 1991г.
9.Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
10. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
11. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
12. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
13. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
14. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
15. DVD – проигрыватель и музыкальный центр с возможностью «Караоке», телевизор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа театрального кружка "В гостях у сказки"
Авторская программа театрального кружка "В гостях у сказки"...
Программа театрального кружка «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ».
Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у ...
Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки" для детей подготовительной группы
Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у ...
Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки"
Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки"...
Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки"
Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «В гостях у сказки»
Цель программы.Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи программы.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельност...
Рабочая программа театрального кружка «В гостях у сказки»
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отр...