Проект "Игры на развитие внимания и памяти"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Аллакский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»
Проект
«игры на развитие внимания и памяти»
Выполнила:
Перминова Екатерина Сергеевна
Аллак
2021
Актуальность проблемы
Помнить - это значит успешно справиться с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным извлечением информации. Не помнить - значит не справиться ни с одной из этих задач”
Д.Норман.
Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. По этой причине наибольшее внимание при организации образовательной деятельности уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Такую возможность предоставляют не только построение самой образовательной работы, но и развивающие игры воскобовича в.в., которые в первую очередь направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка дошкольного возраста.
Новизна проблемы
Система личностного, интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.
Цель:
- Развить память у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема:
Ребенок дошкольного возраста, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей дошкольного возраста увиденного, услышанного или тактильно ощутимого материала, а также знаний о предметах и понятиях происходит без использования специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти.
задачи:
- - формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей;
- - разработать комплекс рекомендаций для родителей и педагогов по развитию памяти у детей;
- - разработка плана и конспектов в режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности направленных на развитие памяти;
- - подбор методик для развития памяти;
- - разработка картотеки дидактических игр для развития памяти;
- - проведение диагностического обследования с целью выявления уровня памяти после внедрения проекта;
ожидаемый результат:
- повышение у дошкольников уровня произвольной памяти, внимания, речи;
- повышение у детей и родителей интереса к заучиванию стихов наизусть( развитие механической памяти);
- повышение интереса играть в дидактические игры для развития памяти;
- Интерес к чтению художественной литературы (слуховая память);
Этапы знакомства детей с новой игрой
1. Этап: внесение новой игры в группу.
Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2. Этап: собственно игра.
Цель: развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты но их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.
• познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов
• развивать пространственные отношения
• развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
3. Этап: самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
в соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.
игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно - практический характер.
1. Игра «Чем отличаются?»
Задачи:
Образовательные: развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи
Развивающие: развивать зрительное восприятие
Воспитательные: воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремленность.
Оборудование: пары схожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях.
Ход игры:
Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения – другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.
2. Игра «Запомни и запиши цифры»
Задачи:
Образовательные: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора и математической культуры, привитие интереса к предмету через соревнование.
Развивающие: развитие умения работать в команде, развитие внимания, сообразительности, находчивости, мышления, наблюдательности, любознательности.
Воспитательные: воспитание собранности, математической культуры, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5 – 10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.
3. Игра «Повтори – запомни - нарисуй»
Задачи:
Образовательные: научить запоминать данную последовательность предметов.
Развивающие: развивать произвольное зрительное внимание и память
Воспитательные: воспитание собранности, математической культуры, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней геометрическими фигурами.
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5 – 10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в заданном порядке, как на образце.
4. Игра «Хамелеон»
Задачи:
Образовательные: знакомить детей с возможными вариантами сочетания цветов.
Развивающие: развивать умение запоминать и определять взаимодействие одного цвета с другим, развивать умение правильно находить и развивать цвета.
Воспитательные: развитие коммуникативных качеств (учить работать не только рядом, но и вместе).
Ход игры:
Взрослый рассказывает, что хамелеон – ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, на котором она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не нашли враги.
Затем взрослый задает вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красной кирпичной крыше, на желтой соломе, на черном камне, на шахматной доске? Задание можно усложнить если не называть цвет предмета…
5. Игра «Четыре стихии»
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с четырьмя стихиями природы. Учить детей ориентироваться под задание.
Развивающие: развивать память, логическое мышление, сообразительность. Обогащать словарный запас детей, познакомить со специфическими словами. Расширять кругозор детей.
Воспитательные: воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность.
Ход игры:
Играющие сидят в кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово земля – все должны опустить руки вниз, если слово вода – вытянуть руки вперед, если воздух - поднять руки вверх, если слово огонь – вращение руками. Кто ошибается, считается проигравшим.
6. Игра «поможем маме»
Задачи:
Образовательные: совершенствовать навыки о геометрических фигурах. Формировать умения ориентироваться на листе бумаге. Формировать навыки сотрудничества, формировать навыки самооценки.
Развивающие: развивать у детей внимание, логическое мышление и память, воображение, любознательность.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес.
Ход игры:
Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок.
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. Мольберт, полка). Затем детей отвлекает « стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы.
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.
7. Игра «Узнай предмет»
Задачи:
Образовательные: учить детей описывать предмет, не называя его.
Развивающие: развивать наблюдательность, находчивость.
Воспитательные: воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам, воспитывать выдержку.
Оборудование: разные предметы
Ход игры:
Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различны предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что эта за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
8. Игра «исчезнувший предмет»
Задачи:
Образовательные: учить целенаправленно, запоминать информацию.
Развивающие: развивать внимание и кратковременную память детей.
Воспитательные: воспитывать честность.
Оборудование: несколько мелких игрушек
Ход игры:
Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры нужно выбрать водящего, если же Вы играете с одним ребёнком, то целесообразно роль ведущего взять на себя. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
Примечание: бывают случаи, когда ребёнок не может справиться с игрой, т.к. ему необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием, которых ещё пока нет. В качестве такого средства был введён «указующий жест» пальцем (указывает сам ребёнок) и развёрнутое речевое описание тех объектов и их пространственного расположения, которое требуется запомнить и воспроизвести. Ребёнку предлагается брать каждую игрушку в руки (из тех, которые необходимо запомнить), рассматривать её, ощупывать, описывать внешний вид вслух, затем также вслух объяснять себе, где находится игрушка. «Объяснять себе» — это не случайно: другой человек вряд ли смог бы понять это объяснение, поскольку участники группы часто не владеют понятиями «левый», «правый», «верх», «низ». Вначале вся эта процедура совершается вслух, через некоторое время шёпотом, а потом про себя. Затем достаточно просто пальцем указать на игрушку. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. Как только ребёнок пытается просто запомнить, опять начинаются ошибки.
9. Игра «Пуговицы»
Задачи:
Образовательные: учить способам запоминания предметов.
Развивающие: развивать память и внимание.
Воспитательные: воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам, воспитывать выдержку.
Оборудование: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего), причем ни одна пуговица внутри набора не повторяется.
Ход игры:
Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле платком или листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идёт на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры. Выигрывает тот играющий, который не допустил ни одной ошибки.
Для того ребёнка, для которого эта игра окажется трудной, целесообразно применять тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.
10. Игра «Зеркало»
Задачи:
Образовательные: учить правильному выполнению движения.
Развивающие: развивать произвольное внимание, двигательную активность.
Воспитательные: воспитывать фантазию
Ход игры:
Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
Список литературы
1. Воскобович в.в.. Геометрия, малыш, ворон, дядя слава (методическая сказка). - спб, 1996 г., 29 с.
2. Воскобович в.в.. Тайна ворона метра или сказка об удивительных приключениях - превращениях квадрата. - в., 1997 г., 28 с.
3. Воскобович в.в.. Тайна ворона метра или сказка об удивительных приключениях - превращениях квадрата. - в., 1997 г., 28 с.
4. Игры в.в. Воскобовича //дошкольная педагогика.- спб, 2003
5. Абдрашитов б.м., шмехунов в.н.. Учитесь мыслить нестандартно. - м, просвещение, ао "учебная литература", 1996 г., 128 с.
6. Асанин с. Смекалка для малышей. - м., омега, 1994 г., 256 с.
7. Беженова м.а.. - веселая математика. - д. Сталкер, 1998 г., 320 с.
8. Ерофеева т.п., павлова j1.h., новикова в.п.. Математика для дошкольников. -м., просвещение, 1992 г., 191 с.
9. Косоларо н. \ под ред. Э. Лейнер. Учимся думать. - спб, сова, 1994 г.,32с ю.минский е.м.. От игры к знаниям. - м., просвещение, 1982 г., 192 с.
11 .михайлова з.а.. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - м.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития внимания и памяти (ранний возраст)
Что нужно для того, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным, чтобы мог реализовать все свои возможности, раскрыть способности? Наш совет: постарайтесь прислушаться к малышу, пон...
Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспит...
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
}Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.1. К п...
Характеристика внимания и памяти дошкольников. Методы развития внимания и памяти дошкольников (игры и упражнения)
Методы развития внимания и памяти дошкольников (игры и упражнения)...
Исследование на тему «Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально - ритмических движений»
В данном исследовании представлены теоретические основы развития внимания и памяти у детей старшего дошкольног возраста, характеристика музыкально- ритмического развития детей дошкольного возраста.Дан...
"Развитие внимания и памяти у дошкольников с нормой и с ЗПР"
Определение внимания и памяти. Виды внимания и памяти. Особенности внимания и памяти у дошкольников с нормой и с ЗПР....
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти детей с задержкой психического развития.
Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие внимания и памяти"...