«Голос ребёнка» и пространство детской реализации
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Голос ребёнка» и пространство детской реализации
В новейшем издании Программы «От рождения до школы» сохранены
все достоинства предыдущих изданий и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе,безусловно, сохраняет свою актуальность.
В Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» представлены основные
компоненты оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса.
В шестом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и
содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения,
связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим).
Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.
Важно, что инновации, предлагаемые в шестом издании Программы, не
требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том
объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени
введения инноваций также нет ограничений— можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года. Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.
Основные инновации шестого издания Программы:
Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени
отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и
событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
Принята концепция образовательного результата, где гармонично
сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и
освоение знаний, умений, навыков.
Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской
реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.
Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.
Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и
детскую инициативу.
Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-
пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.
Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения,
навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители
и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.
Новый формат совместной взросло-детской деятельности: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг.
Образовательное событие – это захватывающая игра, в которой участвуют и
дети, и воспитатели, но «руководят» дети. Задача педагога предложить
проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность
разворачивать действие по своему пониманию, оказывая им деликатное
содействие, избегая прямых указаний.
Главное нововведение инновационного издания Программы «От рождения до школы» — это нацеленность на создание ПДР (пространства детской
реализации) как основного инструмента развития личности, поддержка
творчества, инициативы. Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности; если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве детской реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в ЗБР ребёнок осваивает прошлое культуры, в ПДР развитие ребёнка происходит за счёт создание будущей культуры. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой.
ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее.
ПДР не исчерпывается предметно - пространственной средой, а определяется
результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребёнок. Пространство реализации – особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребёнка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. В качестве одного из вариантов построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность дошкольников.
Роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать
наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребёнка» сколько обеспечить процесс реализации ребёнком собственных идей, замыслов, переживаний. «Голос ребёнка» должен быть не просто услышан, он должен быть трансформирован в детскую идею, направлен на её реализацию и получил оформление в продукте.
В этом и заключается НОВЫЙ формат детско-взрослого взаимодействия, основанный на умении «слышать голос ребенка» и нацеленный на развитие детской инициативы.
Особенностью шестого издания Программы является то, что новая
организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в сторону развития детской инициативы и самостоятельности.
По форме участия взрослого все виды детской активности можно условно
классифицировать следующим образом:
∙ Взрослый организует (занятия, кружки, секции)
∙ Взрослый помогает (обогащенные игры в центрах активности)
∙ Взрослый создает условия для самореализации (проектная
деятельность)
∙ Взрослый участвует в процессе наравне с детьми (событийная
деятельность, образовательное событие)
∙ Взрослый не вмешивается (самостоятельная игра)
Занятия организованные взрослым, необходимы для оптимального
развития детей. Только целенаправленная образовательная деятельность позволяет реализовать системный подход с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей, а также синзетивных периодов развития (периоды в жизни ребёнка, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у него наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных свойств и видов поведения).
Дополнительное образование
Одно из важнейших условий развития личности ребёнка это возможность
выбора занятий по интересам, возможность самореализации. Этому помогает
наличие разнообразных кружков, секций, студий, мастерских – ребенок должен иметь возможность выбирать, чем ему заниматься, в какие игры играть, в какие кружки ходить. Перечень кружков должен быть максимально
разнообразным, включает перерывы между ними. Временные ограничения не касаются проектной и событийной деятельности, развивающих игр)
Новый формат праздников, также предлагают проводить с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Праздники, проводимые в формате «отчетных концертов» не отвечают основным признакам праздника. Любой праздник должен быть эмоционально значимым событием для ребенка. Существует несколько условий проведения мероприятия:
Разнообразие форматов (концерт, квест, соревнования, выставка, спектакль,
викторина, фестиваль).
Участие родителей. Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги
просят родителей подготовить детско-родительские выступления, устраивают конкурсы для родителей.
Поддержка детской инициативы. Необходимо, чтобы основная инициатива
исходила от детей, и дети сами с помощью воспитателя планировали и
продумывали праздник (во что наряжаться, кто будет выступать). Взрослый
должен только помочь детям реализовать задуманное. Но при этом такие
праздники как Новый год и День победы должны быть организованы взрослыми.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы. Для реализации требований программы и ФГОС ДО пространства группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон.
Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка – дошкольника достижения конкретных результатов, поэтому в ФГОС ДО употребляется более конкретный термин – «целевые ориентиры».
В программе «От рождения до школы» целевые ориентиры или ожидаемые
результаты освоения детьми Программы подразделяются на итоговые и
промежуточные и классифицируются следующим образом:
Мотивационные образовательные результаты - это сформированные в
образовательном процессе первичные ценностные представления, мотивы,
интересы. Потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, к себе, другим людям, инициативность, критическое мышление.
Универсальные образовательные результаты - это развитие общих
способностей (когнитивных – способности мыслить, коммуникативных –
способности взаимодействовать, регуляторных – способности к саморегуляции своих действий).
Предметные образовательные результаты– это усвоение конкретных
элементов социального опыта и в том числе элементарных знаний, составляющих предпосылки научного представления о мире, предметных умений и навыков.
Такой подход во главу угла ставит не ЗУН а формирование личности ребёнка, через развитие общих способностей. С опорой на сформированные ценностные представления и полученные знания, умения и навыки.
ЗУН являются не целью, а материалом для развития ребёнка.
Инновационный вариант может показаться, на первый взгляд, более сложным и труднореализуемым, однако на практике он, в конечном счете, более удобен и интересен всем — и детям, и родителям, и воспитателям, и администрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя методической подготовки "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Документы, подтвердающие организацию и проведение недели методической подготовки...
Методическая неделя "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений меду детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Документы, подстверждающие организацию и проведение методической недели...
"Голос ребенка" и пространство детской реализации
Пути развития ребенка: зона ближайего развития и пространство детской реализации...
«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление
Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....
Пространство детской реализации по теме недели «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада
Представлено наполнение центров активности по теме недели «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада...
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕРНЕТ ВЫСТАВКИ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВОПЛОЩЕНИЕ РЕБЕНКОМ СОБСТВЕННЫХ ЗАМЫСЛОВ, ПЕРЕЖИВАНИЙ И СОБСТВЕННОГО ГОЛОСА В РАМКАХ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ...
День открытых дверей «Детский сад вдохновляющий, интересный развивающий: пространство детской реализации» 2024г
День открытых дверей "Детский сад вдохновляющий,интересный, развивающий: пространство детской реализации"Мы вместе с детьми попробовали прожить день без игрушек, и вот что у нас получилось.О...