ТЕХНИКА «PAPERCRAFT» В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (подготовительная группа)
В настоящее время в образовательную деятельность ДОО вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения.
Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов технического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.).
Чем отличается моделирование от конструирования?
Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных объектов, где модель – это изделие, являющееся трехмерным упрощенным изображением предмета в установленном масштабе.
Конструирование – создание различных объектов. Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать предмет, который несет в себе элемент новизны, не повторяет и не дублирует, в отличие от моделирования, действительные объекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_papercraft.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНИКА «PAPERCRAFT» В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Буяновская Светлана Юрьевна, воспитатель
ГБОУ СОШ с. Подстепки, СП детский сад «Золотой ключик»
Е-mail: bynias218287@mail.ru
В настоящее время в образовательную деятельность ДОО вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения.
Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов технического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.).
Чем отличается моделирование от конструирования?
Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных объектов, где модель – это изделие, являющееся трехмерным упрощенным изображением предмета в установленном масштабе.
Конструирование – создание различных объектов. Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать предмет, который несет в себе элемент новизны, не повторяет и не дублирует, в отличие от моделирования, действительные объекты.
Популярным видом моделирования в наше время является моделирование из бумаги. Его простейшие разновидности представлены различными видами оригами. Однако оригами – это все же больше символическое моделирование, близкое к условному искусству. А из бумаги можно создавать и полноценные модели довольно сложных объектов.
Одним из видов бумажного моделирования является Papercraft. Papercraft (Паперкрафт) – одно из самых современных, модных, красивых и интересных увлечений. Его возможности безграничны, дети с огромным удовольствием собирают модели из бумаги.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования важной задачей является раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей.
Бумажное моделирование развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Кроме того, она способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
В процессе складывания и склеивания бумажных моделей дети знакомятся с различными геометрическими фигурами, учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ и т. д
В процессе работы дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так, образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме.
Работа в технике Papercraft имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда – игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнаты. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.
В настоящее время доказано, что бумажное моделирование способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
В своей работе я начала применять технику Papercraft в этом году. Изучив методическую литературу и ресурсы интернет, я приступила к работе. Мной был разработан план работы на три месяца (декабрь 2021 г. – февраль 2022 г.).
В своей работе использовала следующие методы:
- Наглядные – рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме совместной деятельности взрослого и ребенка; наблюдение за этапами выполнения работы, презентация на тему «Знакомитесь Papercraft».
- Словесные – чтение художественной литературы, беседы, подбор стихотворений; объяснение и обсуждения хода работы.
- Практические – индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей.
Для занятий с детьми я использую бумагу для акварели с распечатанными развертками, клей ПВА, салфетки, ножницы.
Свою работу, освоение бумажного моделирования я начала со знакомства техникой Papercraft с помощью презентация на тему «Знакомитесь Papercraft» ознакомила детей с историей возникновения техники, с необходимыми инструментами, материалами. Затем идея моделирования из бумаги воплотилась в проекте «Превращение бумажного листа», где детям предлагались готовые цветные развертки для самостоятельного оформления. Так воспитанники начали сгибать заготовку в направлении, склеивая поочередно нужные детали.
Основная работа по практическому опыту проходила во второй половине дня в виде совместной деятельности взрослого и детей один раз в неделю, в течение трех месяцев.
Используя принцип от простого к сложному на первой совместной деятельности взрослого и ребенка, изготовили с детьми простые модели по теме «Ферма».
В результате дети использовали свои работы в среде группы, создании макетов, игровых атрибутов.
Во время проведения совместной деятельности дети отгадывали загадки о животных, составляли рассказы о своих питомцах.
В процессе складывания и склеивания бумажных разверток дети продолжали учиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ.
Выполняя различные действия с бумагой в процессе ее обработки, применяя разные способы и приемы, дети учились эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая их особенности в преобразованной форме.
На следующих совместных деятельностях взрослого и детей, мы закрепили полученные знания и умение. Нами были изготовлен макет «В лесу» и модели «Фрукты на тарелке».
После изготовления моделей индивидуальных, началась деятельность по изготовлению более сложных моделей. Таким образом дети учатся работать в команде. Каждый ребенок вырезает и сгибает отдельную часть модели. После чего дети, следуя инструкции склеивают все части вместе. В такой сложной и кропотливой работе, чтобы исключить утомляемость детей мной использовались физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Нами были изготовлены модели «Медведь», «Лиса», «Заяц».
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей нашей группы ознакомлены с технологией обучения детей Papercraft, с помощью консультации и буклета. Им были предложены готовые развёртки моделей для вырезания и склеивания дома. Как отметили родители, такая работа позволила увидеть детей, как творческих самостоятельных личностей.
Результаты
В результате обучения детей технике «Papercraft» у детей развились конструктивные умения, которые лежат в основе конструктивно-пластического творчества. У детей сформировалось самостоятельное творческое начало, связанное с интерпретацией, интеграцией и трансформацией усвоенного опыта. Все это привело к развитию у детей умений и навыков по созданию новых оригинальных поделок, способностей реализовывать собственные замыслы, находить нестандартные решения, осуществляя существенные изменения и внося разнообразное комбинирование известных операций, часто приводящих к придумыванию детьми новых способов действий. Это подтверждает возможность развития творчества в совместной деятельности взрослого и ребенка по конструированию и моделированию из бумаги.
Являясь общим приемом изучения действительности, моделирование позволяет эффективно формировать такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления.
У детей старшего дошкольного возраста в работе с бумажными моделями усовершенствовались технические умения и навыки в работе с бумагой и ножницами – силуэтное вырезание, сгибание и скручивание бумаги. Дети научились работать с поэтапными схемами (операционным картам).
Дети, которые занимались бумажным моделированием, стали более усидчивыми, аккуратными. В совместной деятельность взрослого и детей в технике «Papercraft» у детей сформировались такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Так же у детей развивается воображение и фантазия, творческие способности. Бумажное моделирование способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности.
В заключение хочется отметить, что систематические занятия с ребенком бумажным моделирование в технике «Papercraft» – гарантия его всестороннего развития, успешной подготовки к школьному обучению и письму.
Список литературы
- «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008.
- Землянов Г.С., Ермолаева В. В. 3D-моделирование // Молодой ученый. 2015. №11. С. 186-189
- Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе. М.: Мозаика-Синтез. 2008. 64 с.
- Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Соловьева Ю.С. Использование техники оригами при формировании творческих способностей детей // http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/6654-2014-12-09-17-26-39.pdf (Дата посещения: 10.01.2019)
- Сороченко Д. Н. Традиции и новации бумагопластики // Молодой ученый. 2015. №8. С. 1224-1229
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ КАК ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Данный опыт работы поможет педагогам организовать работу с детьми в кружках по ИЗО....
Педагогический опыт "«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»"
В материале описан опыт работы по развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение. Обобщены формы и методы применя...
Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогического сопровождения.
Статья для педагогов....
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс, который имеет цель формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге , как средстве развития творчества детей старшего дошкольного воз...
"Основные задачи обучения изобразительной деятельности и развития творчества детей старшего дошкольного возраста"
Продолжать развивать у детей интерес к изобразительной деятельности....
ТЕХНИКА «PAPERCRAFT» В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время в образовательную деятельность ДОО вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения. Это происходит потому, что ребенок, выступающий, как объект, в традици...
ТЕХНИКА «PAPERCRAFT» В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время в образовательную деятельность ДОО вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения.Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов тех...
- Мне нравится (1)