Мастер-класс для педагогов "Артикуляционная гимнастика"
материал

Замятина Светлана Леонидовна

Мастер-класс для педагогов "Артикуляционная гимнастика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Артикуляционная гимнастика – основа

правильного произношения звуков»

Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе. Задачи: Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.

Оборудование: Ноутбук, презентация «Артикуляционная гимнастика», индивидуальные зеркала, тетради для записи.

Ход:

  1. Введение. Почему дети  неправильно произносят звуки?

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу. Для этого важно знать причины таких задержек:

  • Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь малыш слышал, гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов…  
  • Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы или родители избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым.
  • Причинами нарушения произношения могут быть также недостаточное развитие речевой моторики: слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).
  • Но самые коварные причины речевых нарушений – это невидимые причины неврологического характера, связанные с ранним органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей помимо ЗРР (задержки речевого развития) страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков. Такое нарушение называется дизартрией. Нарушения артикуляционной моторики у дизартриков носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки, искажает произношение соноров (звуков Л, Р) или звуки вообще отсутствуют. При их произнесении язык у ребенка может отклоняться в какую-либо сторону, воздушная струя направлена не вперед, а идет по краям языка или отклоняется влево или вправо. Мы слышим нечеткую, смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту. Чтобы проверить, не это ли является причиной проблем у детей, расскажите им «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как они будут выполнять упражнения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.

  1. Методика проведения артикуляционной гимнастики.

     Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за 1 раз.
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
  • Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

  1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:

  • точность движения, плавность,
  • темп выполнения,
  • устойчивость,
  • переход от одного движения к другому. 
  • Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

       Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

      В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

       Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.  А логопед  решит – нужна ли помощь других специалистов: невропатолога, стоматолога (подъязычная связка, неправильный прикус) или отоларинголога.

  1. Практикум по артикуляционной гимнастике с демонстрацией презентации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов Артикуляционная гимнастика

Слайд 2

Уважаемые воспитатели! Рекомендуемые упражнения необходимо повторять ежедневно, 2-3 раза; Упражнения нужно выполнять перед зеркалом.

Слайд 3

Первый комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата

Слайд 4

Упражнения для губ Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены; Вытягивание губ вперёд трубочкой; Чередование положения губ в улыбке и трубочкой; Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

Слайд 5

Упражнения для языка Язык широкий; Язык узкий; Чередование широкого и узкого языка; Подъём языка за верхние зубы; Чередование движений языка вверх и вниз; Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике):отодвигать его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам.

Слайд 6

Второй комплекс (для свистящих звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц )

Слайд 7

«Забей мяч в ворота» Возьми поролоновый мячик или ватку ; Положи перед футбольными воротами; Забивай гол плавной струёй воздуха; Теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха; Посчитай, сколько голов ты забил.

Слайд 8

«Лопаточка» Улыбнись. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его в таком положении.

Слайд 9

Дуем на снежинку Держи снежинку перед губами. Сделай из языка «лопаточку». Выдыхай плавно на снежинку с «лопаточки». Смотри, как красиво летит твоя снежинка.

Слайд 10

«Чищу зубы» Улыбнись. Приоткрой рот. Почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почисти кончиком языка верхние зубы, делая движения из стороны в сторону.

Слайд 11

Третий комплекс (для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ)

Слайд 12

«Грибок» Присоси к нёбу широкий язык. Раскрой рот как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка), натянулась.

Слайд 13

«Вкусное варенье» Слегка приоткрой рот. Широким кончиком языка слижи варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

Слайд 14

«Дудочка» Высунь широкий язык. Боковые края языка максимально загни вверх. Дуй в получившуюся «дудочку».

Слайд 15

Четвёртый комплекс (для звуков Л, ЛЬ)

Слайд 16

«Вкусное варенье» Слегка приоткрой рот. Широким кончиком языка слижи варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

Слайд 17

«Качели» Улыбнись. Открой рот, как при звуке А. Подними кончик языка за верхние зубы. Затем опусти язык за нижние зубы. Повтори несколько раз.

Слайд 18

«Лошадка» Улыбнись. Приоткрой рот. Цокай медленно кончиком языка. Следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

Слайд 19

Пятый комплекс (для звуков Р, РЬ)

Слайд 20

«Чищу зубы» Улыбнись. Приоткрой рот. Почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почисти кончиком языка верхние зубы, делая движения из стороны в сторону.

Слайд 21

«Маляр» Води кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперёд-назад.

Слайд 22

«Забей мяч в ворота» Возьми поролоновый мячи к или ватку ; Положи перед футбольными воротами; Забивай гол плавной струёй воздуха; Теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха; Посчитай, сколько голов ты забил.

Слайд 23

«Лошадка» Улыбнись. Приоткрой рот. Цокай медленно кончиком языка. Следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

Слайд 24

«Вкусное варенье» Слегка приоткрой рот. Широким кончиком языка слижи варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

Слайд 25

«Барабанщик» Улыбнись. Открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук Д. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Слайд 26

В совместной работе с учителем – логопедом можно добиться положительных результатов. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей: артикуляционная гимнастика. Как правильно?

Помочь  родителям овладеть основными приемами артикуляционной гимнастики - залог успеха логопедических занятий с детьми. Сделать это поможет такой вид работы с родителями, как   ...

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно - важнейшие цели, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование правильного звукопроизношения, чёткой дикции прои...

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать.  Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....

Мастер-класс "КОМПЛЕКСЫ ИГРОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА"

Коррекционная гимнастика после сна - это одна из форм оздоровительной работы, включающая в себя сочетание комплексов упражнений дыхательной гимнастики, упражнений на профилактику и коррекцию нарушения...

Методическая разработка мастер-класса на тему "Дыхательная гимнастика в игровой форме"

Вашему вниманию предлагается ряд игр на развитие длительного выдоха и тренировки носового дыхания....