Статья «Роль памяти в развитии ребенка»
статья
Статья «Роль памяти в развитии ребенка»
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, при вычек — всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
На протяжении первого года жизни память ребенка пластична, но беспорядочна и непроизвольна. Раньше всего, уже на первом месяце, возникает память на движения. С середины первого года развитие моторной памяти усиливается, что связано с формированием хватания и подготовкой к освоению предметных действий. Начиная со второго года и до семи‑восьми лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая (посредством повторения трафаретных ответов), которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку таким образом самостоятельно использовать слова и выражения.
После года ребенок запоминает и узнает особенности пейзажа – сад, дом, дорогу, и может выражать беспокойство, оказавшись в незнакомом месте.
На третьем году жизни вырабатываются первичные исполнительные действия – умывание, застегивание пуговиц, действия с карандашом, ножницами; они складываются в динамические стереотипы, однако еще далеки от автоматизмов.
Постепенно память освобождается от опоры на восприятие. После двух лет начинают запоминаться имена, клички, формируется и произвольное воспроизведение. Появляется сильная эмоционально‑ассоциативная память (мать одевается – значит, скоро уйдет; достают выходной костюмчик – значит, придется идти к врачу).
Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимодействия: например, ребенок, как правило, радуется при звуке шагов матери. Глубинная память функционирует неосознанно и проявляется у взрослых в ответ на связанные с детством раздражители (запахи, звуки, природные виды). получается, глубинная память это механическая тоже.
До 7 лет развивается механическая.
В старшем дошкольном возрасте различия в продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР и нормально развивающихся незначительны, что вероятно связано с преобладанием наглядного материала. У детей в норме от 2 к 4 классу развивается произвольно логическая, при том, что у детей ЗПР остаётся механическая память.
Она и останется механической если не корректировать и не развивать логическую память у ребёнка.
При условии отсутсвование сопутствующих неврологических заболеваний медикаментозное лечение не является обходит. В первую очередь ребёнок нуждается в педагогической помощи.
Наиболее эффективным приемом является заучивание с опорой на наглядный материал (семантика).
Школа, детские сады
Все образовательные учреждения так или иначе способствуют развитию механической памяти.
:Упражнения для развитии памяти у детей
1. Упражнение «Каскад» подразумевает диалог со взрослым, который озвучивает перечень слов, а ребенок должен суметь его повторить. В случае, когда ребенку удается это сделать, список увеличивается на одно слово.
2. Следующий тест предполагает, что ребенок знакомится с окружающей обстановкой, после чего отворачивается спиной и вслух пытается повторить месторасположение каждого предмета.
3. Взрослый при ребенке рисует на бумаге узор, а малыш должен наблюдать за процессом. Главное условие данного упражнения — в дальнейшем узор прячут, и необходимо повторить его по памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Роль памяти в развитии ребенка»
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, при вычек — всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
На протяжении первого года жизни память ребенка пластична, но беспорядочна и непроизвольна. Раньше всего, уже на первом месяце, возникает память на движения. С середины первого года развитие моторной памяти усиливается, что связано с формированием хватания и подготовкой к освоению предметных действий. Начиная со второго года и до семи-восьми лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая (посредством повторения трафаретных ответов), которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку таким образом самостоятельно использовать слова и выражения.
После года ребенок запоминает и узнает особенности пейзажа – сад, дом, дорогу, и может выражать беспокойство, оказавшись в незнакомом месте.
На третьем году жизни вырабатываются первичные исполнительные действия – умывание, застегивание пуговиц, действия с карандашом, ножницами; они складываются в динамические стереотипы, однако еще далеки от автоматизмов.
Постепенно память освобождается от опоры на восприятие. После двух лет начинают запоминаться имена, клички, формируется и произвольное воспроизведение. Появляется сильная эмоционально-ассоциативная память (мать одевается – значит, скоро уйдет; достают выходной костюмчик – значит, придется идти к врачу).
Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимодействия: например, ребенок, как правило, радуется при звуке шагов матери. Глубинная память функционирует неосознанно и проявляется у взрослых в ответ на связанные с детством раздражители (запахи, звуки, природные виды). получается, глубинная память это механическая тоже.
До 7 лет развивается механическая.
В старшем дошкольном возрасте различия в продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР и нормально развивающихся незначительны, что вероятно связано с преобладанием наглядного материала. У детей в норме от 2 к 4 классу развивается произвольно логическая, при том, что у детей ЗПР остаётся механическая память.
Она и останется механической если не корректировать и не развивать логическую память у ребёнка.
При условии отсутсвование сопутствующих неврологических заболеваний медикаментозное лечение не является обходит. В первую очередь ребёнок нуждается в педагогической помощи.
Наиболее эффективным приемом является заучивание с опорой на наглядный материал (семантика).
Школа, детские сады
Все образовательные учреждения так или иначе способствуют развитию механической памяти.
:Упражнения для развитии памяти у детей
1. Упражнение «Каскад» подразумевает диалог со взрослым, который озвучивает перечень слов, а ребенок должен суметь его повторить. В случае, когда ребенку удается это сделать, список увеличивается на одно слово.
2. Следующий тест предполагает, что ребенок знакомится с окружающей обстановкой, после чего отворачивается спиной и вслух пытается повторить месторасположение каждого предмета.
3. Взрослый при ребенке рисует на бумаге узор, а малыш должен наблюдать за процессом. Главное условие данного упражнения — в дальнейшем узор прячут, и необходимо повторить его по памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль игры в развитии ребенка"
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка....
Тема статьи "Роль игры в развитии ребенка дошкольника"
"Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра зажигаю...
Статья "Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста"
Данный материал поможет воспитателю в работе....
Статья "Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"
В данной статье описывается работа по ознакомлению дошкольников всех возрастов с художественной литературой....
Статья. Роль игры в развитии ребенка.
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Игра - добровольная своб...
Статья " Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом....
«Роль памяти в развитии ребенка»
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он ...