Консультация для воспитателей. Уголок изобразительной деятельности в дошкольном учреждении.
консультация

Максимова Наталья Васильевна

Уголок изобразительной деятельности в дошкольном учреждении.

 

Тематические зоны в группе – обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование, которое способствует творческому развитию детей. В нашем детском саду найти себе занятие по душе ребенок может в уголке изобразительной деятельности, который специально для этой цели оборудует воспитатель. Целями уголка изобразительной деятельности являются формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Согласно современному образовательному стандарту оформление зоны изобразительной деятельности в группе отвечает следующим требованиям. Организация развивающей предметно -пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по 5 образовательным областям. Уголок располагается в хорошо освещенном (недалеко от окна) месте. Содержание и оформление соответствуют санитарно-гигиеническимтребованиям. Оборудование соответствует потребностям дошкольного возраста, ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идет процесс адаптации, поэтому воспитатель редко меняет оформление. Внимание детей не должно отвлекаться на лишние детали. Кроме того, уголок изобразительной деятельности в этом возрасте должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте должны быть созданы условия для самовыражения. Материалы для творчества и эстетического развития в уголке (например, альбомы с картинками) находятся в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе. Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн – включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников. Поли функциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами, ведь группы – это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для использования в новой игре. Например, с помощью уголка изобразительной деятельности можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерского художника» (совместив с уголком театрализации). Вариативность. Оснащение зоны периодически меняется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны быть созданы условия для индивидуальных (например, рисование, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, репродукций художников). Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, потенциально опасные предметы должны храниться в коробках с крышкой). Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке изобразительной деятельности (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолетами, роботами, принцессами, цветами, бабочками и пр.). Содержание уголков изобразительной деятельности и их наполнение во всех возрастных группах разные. Прежде всего в этих уголках должны быть материалы для творчества как традиционные, так и нетрадиционные:

1. Бумага различной текстуры и формата (А4, А5).

2. Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.

3. Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.

4. Небольшие магнитные доски для рисования.

5. Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (ватные палочки и пр.).

6. Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.

7. Репродукции художников. При наполнении уголка материалами обязательно учитывается возраст воспитанников. Так, в младшем возрасте достаточно цветных карандашей и фломастеров основных цветов: черный, красный, желтый, синий и зеленый. Далее цветовая гамма расширяется по мере взросления детей. Новые материалы добавляются по мере их освоения (например, акварельные краски в старшей группе). То же самое относится и к материалам для нетрадиционных изобразительных техник (например, после того как воспитанники младшей группы освоили на занятии рисование ватными палочками, педагог выкладывает их в зону изобразительной деятельности). Важное место в уголке изобразительной деятельности отводится наглядным материалам. В уголке должны быть:

1. Репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), портреты живописцев.

2. Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» и др.). Если данная тема рассматривалась на занятии, по ней выкладывается дополнительный материал.

3. Образцы игрушек и предметов народного промысла. Для детей младшего дошкольного возраста – 2-3 вида народных игрушек. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3-4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п.).

4. Пошаговые схемы рисования популярных объектов (человек в разных позах, кошка, собака, лошадь и другие животные, птицы, цветы). Неотъемлемая часть уголка изобразительной деятельности – дидактические игры определенной направленности. Для младших дошкольников это простые игры на закрепление знания основных цветов.

Чаще всего задача ребенка – определить, какие цвета используются в каждом конкретном рисунке. Для малышей подойдут также игры типа «Укрась сарафан Матрешки»: необходимо соотнести по цвету сарафан и цветочки. В средней группе можно вводить игры на развитие композиционных навыков и игры по декоративно-прикладному искусству. Сначала они простые, например, «Разложи конфеты по вазочкам». Ребята должны внешне научиться отличать друг от друга изделия разных промыслов (соотнести конфеты и вазочки). В старшем дошкольном возрасте эти игры усложняются. Например, в играх по декоративно-прикладному искусству целью становится углубление знаний. Детям предлагается с помощью карточек воссоздать последовательность выполнения элементов народной росписи. Пособие может быть направлено на более детальное изучение какой-то определенной росписи, например, хохломы. Кроме этого, добавляются игры на закрепление знаний о жанрах живописи; о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины. Еще одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка изобразительной деятельности в группе – стенд для детских работ. Ребенок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались. Организованный таким образом уголок изобразительной деятельности в группе помогает дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе. Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны, ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_izobraziitelnoy_deyatelnosti_v_dou.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Уголок изобразительной деятельности в дошкольном учреждении.

Тематические зоны в группе – обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование, которое способствует творческому развитию детей. В нашем детском саду найти себе занятие по душе ребенок может в уголке изобразительной деятельности, который специально для этой цели оборудует воспитатель. Целями уголка изобразительной деятельности являются формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Согласно современному образовательному стандарту оформление зоны изобразительной деятельности в группе отвечает следующим требованиям. Организация развивающей предметно -пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по 5 образовательным областям. Уголок располагается в хорошо освещенном (недалеко от окна) месте. Содержание и оформление соответствуют санитарно-гигиеническимтребованиям. Оборудование соответствует потребностям дошкольного возраста, ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идет процесс адаптации, поэтому воспитатель редко меняет оформление. Внимание детей не должно отвлекаться на лишние детали. Кроме того, уголок изобразительной деятельности в этом возрасте должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте должны быть созданы условия для самовыражения. Материалы для творчества и эстетического развития в уголке (например, альбомы с картинками) находятся в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе. Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн – включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников. Поли функциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами, ведь группы – это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для использования в новой игре. Например, с помощью уголка изобразительной деятельности можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерского художника» (совместив с уголком театрализации). Вариативность. Оснащение зоны периодически меняется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны быть созданы условия для индивидуальных (например, рисование, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, репродукций художников). Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, потенциально опасные предметы должны храниться в коробках с крышкой). Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке изобразительной деятельности (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолетами, роботами, принцессами, цветами, бабочками и пр.). Содержание уголков изобразительной деятельности и их наполнение во всех возрастных группах разные. Прежде всего в этих уголках должны быть материалы для творчества как традиционные, так и нетрадиционные:

1. Бумага различной текстуры и формата (А4, А5).

2. Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры.

3. Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.

4. Небольшие магнитные доски для рисования.

5. Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (ватные палочки и пр.).

6. Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.

7. Репродукции художников. При наполнении уголка материалами обязательно учитывается возраст воспитанников. Так, в младшем возрасте достаточно цветных карандашей и фломастеров основных цветов: черный, красный, желтый, синий и зеленый. Далее цветовая гамма расширяется по мере взросления детей. Новые материалы добавляются по мере их освоения (например, акварельные краски в старшей группе). То же самое относится и к материалам для нетрадиционных изобразительных техник (например, после того как воспитанники младшей группы освоили на занятии рисование ватными палочками, педагог выкладывает их в зону изобразительной деятельности). Важное место в уголке изобразительной деятельности отводится наглядным материалам. В уголке должны быть:

1. Репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), портреты живописцев.

2. Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» и др.). Если данная тема рассматривалась на занятии, по ней выкладывается дополнительный материал.

3. Образцы игрушек и предметов народного промысла. Для детей младшего дошкольного возраста – 2-3 вида народных игрушек. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3-4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п.).

4. Пошаговые схемы рисования популярных объектов (человек в разных позах, кошка, собака, лошадь и другие животные, птицы, цветы). Неотъемлемая часть уголка изобразительной деятельности – дидактические игры определенной направленности. Для младших дошкольников это простые игры на закрепление знания основных цветов.

Чаще всего задача ребенка – определить, какие цвета используются в каждом конкретном рисунке. Для малышей подойдут также игры типа «Укрась сарафан Матрешки»: необходимо соотнести по цвету сарафан и цветочки. В средней группе можно вводить игры на развитие композиционных навыков и игры по декоративно-прикладному искусству. Сначала они простые, например, «Разложи конфеты по вазочкам». Ребята должны внешне научиться отличать друг от друга изделия разных промыслов (соотнести конфеты и вазочки). В старшем дошкольном возрасте эти игры усложняются. Например, в играх по декоративно-прикладному искусству целью становится углубление знаний. Детям предлагается с помощью карточек воссоздать последовательность выполнения элементов народной росписи. Пособие может быть направлено на более детальное изучение какой-то определенной росписи, например, хохломы. Кроме этого, добавляются игры на закрепление знаний о жанрах живописи; о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины. Еще одна важная составляющая (хотя и не обязательная) уголка изобразительной деятельности в группе – стенд для детских работ. Ребенок может повесить туда свой рисунок, чтобы воспитатель и остальные ребята на него полюбовались. Организованный таким образом уголок изобразительной деятельности в группе помогает дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе. Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны, ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста.


Библиографический список:

  1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.
  2. Петровский, В. А., Кларина, Л. М, Смывина, Л. Л., Стрелкова, Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. Л. Смывина, Л. П. Стрелкова // Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2004. – 30 с.
  3. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Якобсон, С. Г., Гризик, Т. И., Доронова, Т. Н. и др. ; науч. рук. Е. В. Сольвьева. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.: ил..
  4. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObra zovanie/meropriyatia/triebovaniia_k_ugholku_i zo_dieiatiel_nosti_v_sootvietstvii_s_fgos_doo.
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/metodic

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Развитие речи детей в дошкольном учреждении.

Овладение родным языком как средством и способом общения является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитая речь залог успешного обучения в школе и на дальнейших ступен...

Консультация для воспитателей « Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»

« Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»...

консультация для воспитателей "Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях"

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий....

консультация для воспитателей "Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях"

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий....

Консультация для воспитателей "Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

Консультация для воспитателей "Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"...

Консультация для воспитателей. "Опытно-экспериментальная деятельность в дошкольном учреждении".

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...