КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
картотека (младшая группа)

Бибикова Ксения Олеговна

Лепка»

Оторвите маленький кусочек пластилина и покажите ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развития.

Предложите ребенку слепить из пластилина грибки:

"Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем.

А грибов нет. Их надо слепить из пластилина". Помогайте ребенку.

"А теперь давай слепим много пирожков и булочек для котика", - говорите вы, читая потешку:

Пошел котик на Торжок, Купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, Купил котик булочку.

Самому Ли есть, Либо Анечке снесть? Я и сам укушу, Да и Анечке снесу.

"Съел котик и думает, - говорите вы, - чем я деток угощу? Давай поможем ему и испечем много пирожков и булочек".

 

«Упражнения с бусинками»

Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали.

Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур. Предложите сделать бусы одного цвета, для соответствующего платья, кофточки, бантика и т. д.

Спросите у ребенка: "Какого цвета это платье, какие бусинки подойдут к этому платью?"

Нанизывание бус разной величины.

Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска.

Предложите ребенку нанизывать бусинки поочередно: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребенку в нанизывании бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: "Сначала большая, потом маленькая, снова большая и маленькая".

Нанизывание бус разной формы.

Бусы разной формы (круглые, кубические, овальные и т. д.), но одинаковые по размеру и цвету нанизываются на леску в разной последовательности с чередованием по форме. Фиксируйте внимание ребенка на том, что бусинки чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.

Нанизывание бус разного цвета.

Сначала предложите ребенку бусы одинаковой формы, размера и

двух цветов.

Предложите ребенку поочередно нанизывать бусинки (красный, зеленый, красный, зеленый ит. д.).

Далее предлагаете бусы других цветовых сочетаний.

- предоставление большей самостоятельности ребенку;

уважительное отношение к ребенку, признание его права на собственный выбор;

тактичная помощь и контроль за действиями ребенка. Приучение к порядку, дисциплине, чистоте, качественному выполнению любой деятельности.

 

«Упражнения с матрешкой»

Для многих детей третьего года жизни упражнения с матрешкой считаются трудновыполнимыми (их деятельность носит хаотический характер: они хватают то одну, то другую деталь, бросают ее, пытаются силой затолкать большую матрешку в меньшую и т. д.)

В этом случае следует вернуться к этому упражнению для детей предыдущего возрастного периода.

Проявляйте терпение, действуйте постепенно, начиная с матрешки с одним вкладышем. (Вместо матрешек можно заниматься с любыми предметами различной величины, которые можно вкладывать одна в другую: кастрюли с крышками, баночки, коробки и т. д.)

Очень важно, чтобы ребенок овладел действиями с предметами, отличающимися по величине; с психологической точки зрения, это свидетельствует о хорошем развитии восприятия, обогащении сенсорного опыта, зрительно-двигательной координации, повышении мышечной чувствительности тонкой моторики и т. д.

 

«Упражнения с досками»

Уже знакомый вам игровой материал в виде досок с прорезями становится все более сложным.

Для ребенка третьего года жизни используется доска с двумя заданными сенсорными свойствами - величины и формы - из четырех возможных (большие и малые круги, большие и малые квадраты).

Сначала предложите ребенку правильно закрыть вырезанными фигурами одну доску. Если ребенок легко справляется с этим заданием, предлагаете ему выполнить упражнение с двумя досками (при этом две доски просто присоединяются друг к другу). В случае успешного выполнения и этого задания предлагайте ребенку другие виды досок.

 

«Упражнение на цветовое различение (если ребенок не различает цвета)».

Вводите названия цветов в разговор и в игру ребенка, но не как давление: "Скажи, какого это цвета?" Лучше предложить: "Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик.

Помимо основной направленности упражнений с бусами (умения различать цвета, форму, величину предметов, чередовать их по качеству), эти упражнения прекрасно развивают тонкую моторику пальцев рук (точность и координированность движений), глазомер, усидчивость, старательность, эстетическое восприятие и другое.

 

«Игры с мячом на развитие моторики (ловкости, координации движений, быстроты, глазомера, эмоциональной сферы, умения проигрывать, подчиняться правилам)»

Предложите ребенку поиграть с мячом:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика характеризуется способностью человека выполнять мелкие точные движения пальцами рук. Добиться качес...

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Данные игры используются в работе с детьми по мелкой моторике рук....

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики детей раннего возраста

Стимулирование речевой активности детей, развитие речи;развитие движений пальцев рук, координации движений; развивать внимание, восприятие, мышление....

Картотека "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста".

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста....