Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе организации работы по краеведению в дошкольных учреждениях.
статья

Рождаясь, ребёнок попадает в бесконечно разнообразный и прекрасный окружающий нас мир. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить родной край, свою Родину, хранить её историю и традиции-вот основная задача и долг педагога.                                                                                                                                                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Моргунова Л.Н.  Воспитатель

   МБДОУ ДС № 62 «Золотой улей»

                                                                            Белгородская область г. Старый Оскол

 Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе организации работы по краеведению в дошкольных учреждениях

Рождаясь, ребёнок попадает в бесконечно разнообразный и прекрасный окружающий нас мир. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить родной край, свою Родину, хранить её историю и традиции-вот основная задача и долг педагога.                                                                                                                                                                                    

Как писал К.Д. Ушинский: «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным-вот задача первоначального обучения».

Одним из наиболее эффективных методов повышения интереса детей к образовательной деятельности является использование информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют вывести деятельность педагога на высокий уровень и обеспечить качество дошкольного образования.

В работе по краеведению активно используются экскурсии, которые являются наиболее значимыми инструментами для ознакомления детей с окружающим миром. Именно они позволяют ребёнку наглядно увидеть, то, о чём он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи и т.д. Однако зачастую их проведение затруднено в связи с погодными условиями или труднодоступностью местонахождения объектов наблюдения. В связи с этим на первый план выдвигается использование виртуальных экскурсий.

Актуальность использования виртуальных экскурсий обусловлена тем, что они позволяют реализовать главный принцип современной системы образования дошкольников - принцип развивающего образования, а также получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, а педагогу - повысить уровень информационно-коммуникационной компетентности.

В процессе внедрения виртуальных экскурсий в образовательный процесс по формированию у дошкольников представлений об объектах окружающего мира были обнаружены противоречия:

- между необходимостью формирования у детей представлений об объектах окружающего мира и недостаточным использованием возможностей метода виртуальных экскурсий в образовании дошкольников;

- между большим количеством методических разработок по организации работы с дошкольниками по краеведению и недостатком методических рекомендаций по организации виртуальных экскурсий.

 Система работы по организации виртуальных экскурсий была построена на основе содержания основной  общеобразовательной программы. Темы и цели определялись для каждой возрастной группы в соответствии с комплексно-тематическим планом.

Виртуальные экскурсии проводились  в форме прогулок по близлежащим районам города, похода к реке. Главная цель этой работы - формирование у детей представлений о ближайшем окружении, о флоре и фауне родного края. Посещение виртуальной экскурсии с подобранным звуковым рядом даёт возможность «посетить» лес, «услышать» его, увидеть обитателей.

Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогло разнообразить использование таких форм и приёмов работы как викторины, игры, конкурсы. Это позволило сделать экскурсии интересными, увлекательными.

Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволило использование музыкального сопровождения, художественных образов.

Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволило не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес к занятиям, развивать познавательные способности, сформировать умения поисково-исследовательской деятельности. Подготовка презентаций помогает объединить большое количество демонстрационного материала, освобождает от большого объёма бумажных наглядных пособий, позволяет расширить натуральный и предметный фонд. Педагог, подготавливаясь к проведению экскурсии, имеет возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.

Литература

  1. Данилюк, А.Я., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: Просвещение, 2009 – 24с.
  2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие / М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»...

Консультация для воспитателей «Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении»

Консультация для воспитателей«Поликультурный подход при организацииработы с родителями в дошкольном учреждении»...

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...