Нетрадиционные средства развития мелкой моторики.
материал (младшая группа)

Описание нетрадиционных средств развития мелкой моторики кистей и пальцев рук: песочная анимация, пластилинография. пальчиковые шаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: воспитатель Зацепина Л.В., МБДОУ «Курманаевский детский сад № 2 «Солнышко». 2022г.

Нетрадиционные средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста:

  1. Песочная анимация.
  2. Пластилинография.
  3. Пальчиковые шаги.

  1. Песочная анимация как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: обогащение сенсорного опыта и развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.

Песочная анимация объединяет в себе песочную терапию с рисованием. По мнению исследователей, негативные эмоции, конфликты и страхи выражаются в песочных картинках в символическом виде, негативные тенденции ослабевают и «уходят» в песок (М. Ловенфельд, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко).

Задачи песочной анимации:

  1. Оздоровительные: нормализация эмоционального фона, обеспечение и укрепление психического здоровья ребёнка путём создания безопасного и удобного пространства для творчества, ощущение безопасности и комфорта.
  2. Воспитательные: соединение обучения с воспитательным процессом, воспитание навыков социального общения, доброжелательного отношения друг к другу.
  3. Обучающие: прививать аккуратность и точность, научить практическим навыкам, приёмам создания песочной картины.
  4. Развивающие: развитие фантазии, творчества и образного мышления ребёнка.

          Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности на практических занятиях включает теоретическую часть (демонстрация упражнений для развития мелкой моторики детей) и практическую часть (тактильное привыкание к песку, упражнения по работе кистью и пальчиками, различные методы захвата песка, игры с песком и мелкими предметами, изучение следа от песка от различных предметов.

Рекомендовано проводить педагогические занятия в формате «мама с ребёнком», совместное овладение упражнениями, которые можно использовать для занятий дома.

Примеры упражнений, направленных на эффективное развитие  мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста:  

Упражнение 1. «Купание» рук – максимальный контакт с песком. Цель упражнения: развитие тактильной чувствительности рук. Для лучшего обогащения сенсорного опыта рекомендуется «потоптать» песок разными способами: кулачком, разными пальчиками, тыльной стороной. Это позволяет освободиться от негативных эмоций.

Упражнение 2 «Песочный дождь» - насыпаем фон для работы. Цель: улучшение координации движений в работе с мелкими предметами, выработка аккуратности. Просим ребёнка контролировать движения: «не растерять ни одну волшебную песчинку».

Упражнение 3 «Следы на облачках». Оставляем отпечатки ребра ладони в кулаке (двумя руками вместе и поочерёдно), помогаем превратить в весёлые отпечатки «ножек». Рисуем кулачками облачка. Цель упражнения: развитие тактильной чувствительности ребра ладони, налаживание координации движений, что важно для формирования навыка письма в будущем.

Упражнение 4 «Узоры». Придумываем различные узоры на песке (можно в виде рамки для любой песочной детской картины), ребёнок продолжает – волны, зигзаги, пунктиры и т.д. Цель упражнения: развитие мелкой моторики, координации каждого пальчика.

Упражнение 5 «Трафареты». Насыпаем песок на столик с трафаретом (может использоваться кисть второй руки самого ребёнка), убираем ладонь и оцениваем качество работы. Цель упражнения: формирование самоконтроля над ошибками и развитие тактильной чувствительности рук. Рекомендовано менять руки, даже если ребёнок уже правша (левша), это развивает мелкую моторику в работе с песком симметрично, улучшая межполушарное взаимодействие при одновременной работе обоими руками.

Упражнение 6 «Искатели». Зарываем в песок мелкие детали (в определённом количестве), а ребёнок собирает полную коллекцию. В качестве деталей могут быть: пуговицы, сухие макароны, крупы. Цель упражнения: развитие мелкой моторики. С ребёнком можно учить цвета, используя в качестве деталей разноцветные пуговицы или декоративные камешки.

Упражнение 7 «Чертим–рисуем». На песочном фоне путём начертания создаём разнообразные картины. Основные элементы картин: «линии», «чистые фигуры», «дождик». Показательные картины «Подводный мир», «Деревня», «Букет». Цель упражнения: тренировка мелкой моторики, развитие творческих способностей ребёнка.

Упражнение 8 «Бабочка». При помощи одновременной работы двумя ручками можно получать симметричные рисунки (бабочка, листики, деревья, яблоки и т.д. по усложнению задачи). Следим за симметрией картинок. Цель упражнения: улучшение координации в совместной работе обеих рук.

2. Пластилинография  как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

        Пластилинография -– нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография»( имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

        Пластилинография развивает внимание, память, мышление, восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию; развивает умелость рук, укрепляет их силу, т. е. помогает  подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

        Данная техника «рисования» пластилином решает следующие задачи:

 - формирование навыков и умений работы с пластилином;

- освоение новых приемов и создание с их помощью сюжетных картин;

- обучение ориентировке на листе бумаги;

- пробуждение интереса к окружающему миру;

- развитие мелкой моторики;

- воспитание трудолюбия, усидчивости.

        Для пластилинографии подбирается пластилин чистых цветов, мягкий. не липнущий к рукам, не токсичный. Основа для работы – плотный картон с нанесённым рисунком-шаблоном, который желательно заламинировать. Для создания пластилиновых картин, необходимы подручные материалы: колпачки фломастеров, зубочистки, расчёски, стеки. Их используют для придания объёма и декоративности.

        С детьми младшей группы лепят простые  по форме, знакомые предметы. При этом предмет или муляж, должен быть перед глазами малышей. Перед началом лепки дети с помощью воспитателя рассматривают предмет, определяют форму и цвет, выделяют детали.

         Этапы освоения навыков пластилинографии в младшей группе:

1 этап. Приёмы размазывания и надавливания.

Размазывание. В нужном месте на картон кладем небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм, затем берем указательный палец правой руки ребенка, кладем его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливаем сверху, а потом, не уменьшая давления, оттягиваем палец малыша в нужном направлении.

Надавливание. В нужном месте на картон мы кладем небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм. Затем берем указательный пальчик правой руки ребенка, кладем его на шарик и своим указательным пальцем надавливаем сверху на палец ребенка.

2 этап. Освоение приема вдавливания. Для создания картинок с помощью приема вдавливания используется основа, на которую наносится равномерный слой пластилина.

Вдавливание- прикрепление путём нажатия пальцем.

3 .этап. Лепка объемных фигур из пластилина. На этих занятиях дети осваивают такие приемы лепки, как скатывание и раскатывание; учатся создавать поделки с применением освоенных приемов.

Скатывание – формирование шариков больших и маленьких при помощи круговых движений между прямыми ладонями.

Раскатывание – формирование из куска пластилина «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путём раскатывания его движениями вперёд-назад между прямыми ладонями.

        Использование пластилинографии способствует развитию мелкой моторики у детей,  за счет освоения различных приёмов и способов работы с пластилином.

3. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Е.Ю. Тимофеева и Е.И. Чернова представляют в своем пособии варианты работы с пальчиковыми играми для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, которые называются пальчиковые шаги (задания, направленные не только на развитие мелкой моторики, но и на подготовку руки ребенка к письму, развитие памяти, внимания, зрительно-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности, что, в свою очередь, способствует развитию речи). Шагами данные задания названы из-за того, что при их выполнении необходимо осуществлять пальцами шаги по листу бумаги (по рисунку или картинке)

Исследователи представляют варианты работы, как для левой, так и для правой руки. Рекомендуется начинать выполнять пальчиковые шаги с ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант пальчиковых шагов – это разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

Первый этап работы с пальчиковыми шагами – это знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение.

Второй этап – знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы детям младшего дошкольного возраста показывают рисунки и картинки, где необходимо будет осуществлять движение пальчиками, и дети могут просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, можно предложить выполнить задание, начав с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. На этом этапе авторы предлагают такие пальчиковые шаги: «Гусеница», «Муравей», «Веселый автобус», «По грибы» и др.

Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец и т.д. Для этого предлагаются задания: «Кот и бабочка», «Малыш и Карлсон», «Кошки-мышки», «Божьи коровки» и др.

Третий этап – содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки – по нечетной. Здесь предлагаются к применению такие пальчиковые шаги: «Веселая лягушка», «Кроты», «Летнее утро» и др.

Таким образом, подобранные нами нетрадиционные средства развития мелкой моторики, позволят развить детские пальчики, помогут снять мышечное и нервное напряжение, вызовут интерес к упражнениям и играм для пальчиковой умелости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы изодеятельности как средство развития мелкой моторики будущего школьника

При организации работы с детьми по изодеятельности важно стимулировать проявление самостоятельности и творчества....

«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики рук ребёнка-дошкольника

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по развитию...

Нетрадиционные средства развития мелкой моторики

«Истоки способностей и   дарования  детей –  на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли....

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений с применением нетрадиционных средств развития мелкой моторики у детей

Картотека игр и упражнений с применениемнетрадиционных средств развития мелкой моторики у детей....

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта. «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»

Из опыта работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта.  «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики, а так же развитие речи»  Присущие д...