Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей
рабочая программа (младшая группа)

Лопуга Лидия Дмитриевна

Большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляция с мелкими предметами.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_1.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

               Пальчиковые игры

Содержание мероприятия

1. Организационный момент

(Звучит песня (фрагмент) «Волшебная страна»)

В. -Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы хотим предложить вам принять участие в семинаре – практикуме «Играем пальчиками».

Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…

И конфеты были слаще, и мороженое вкусней. … Предлагаем вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства:

1. Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?

2. Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите, как?

3. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

Обсуждение ответов.

В. - Предлагаем ознакомиться немного с теорией:

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Например,

мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

1. Игротренинги с родителями

В. - Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем…

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки).

Выставка - презентация демонстрационного материала

В. -Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы. В своей работе с детьми мы применяем пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе; игрыс пробками и горохом; нанизывание бус.

Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами.

Игровая ситуация «Кукла с бусами»

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь!

(Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее)

В. - Оказывается нелёгкая задача. Представляете. Каково же малышам… Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребёнком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться. И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

Следующая игра с пуговицами:

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок. (Родители выкладывают рисунок на любую тематику). Дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Также можно поиграть и с сыпучими материалами. Например, горохом и фасолью.

Предложить родителям запустить руки в емкость с сыпучими материалами и изобразить, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Затем в емкости перемешать фасоль и горох и предложить родителям с закрытыми глазами на ощупь определить и достать фасолинки.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игры с платочками :

Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает:

Я проглот –бегемот

У меня большой живот

Мой платок он скушал-вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо как у бегемота!

Игры со счетными палочками.

Предложить родителям на время собрать из палочек сруб колодца.

В. - Все перечисленные развивающие игры широко применяются в играх с детьми Это – разнообразные шнуровки, игры на застёгивание и расстёгивание, дидактические кубы, разнообразные вкладыши, матрёшки, пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т. п.

Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?

Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу шнурования, пристёгивания и т. п. если ребёнок не проявил интереса к игрушке – значит ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Можно предложить игрушку попозже – через месяц, через два. Ведь главное, чтобы игра была интересна малышу, только тогда она будет и полезна. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны.

Все показанные нами игры помогают в каждодневной работе с детьми в реализации поставленной задачи: использование пальчиковой гимнастики в процессе речевого развития детей раннего возраста. На этом можно закончить наш семинар, но ещё раз хочу напомнить о том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок. И на память о нашем семинаре, мы хотели бы раздать Вам памятки с подборкой игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребе...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Мастер-класс для родителей: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста»

Работая и наблюдая за детьми, была выявлена  такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обслед...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста.

Мелкая моторика - это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и нра...

"Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

"Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...