Картотека наблюдений
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ладушки»
Картотека наблюдений в младшей группе
Составитель: | Фаррахова Гульнара Накибовна |
Должность: | Воспитатель I квалификационной категории |
г. Качканар
2022г.
Сентябрь.
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Наблюдение за растениями | На клумбе рассмотреть цветы. Как ярко они цветут. Предложить назвать какого | Познакомить детей с рябиной и березой. Рассмотреть их листья. Сказать, чем | Закрепить знания о березе и клене. Предложить детям найти на участке | Привлечь внимание детей к ярко расцвеченным деревьям. Показать, какие |
Наблюдение за неживой природой | Наблюдение за небом. Оно яркое, безоблачное или, наоборот, затянуто | Рассказать об основных приметах осени (утром прохладно, чаще идет дождик). | В дождливый день, гуляя под навесом, посмотреть, как идет дождь, люди идут | Выйдя на участок обратить внимание детей на теплую погоду. Предложить |
Наблюдение за животными | Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее окраску. Спросить, домашнее это | Наблюдение за воробьями. Предложить попрыгать, как воробушки. Покормить | Наблюдение за насекомыми. Пчел стало меньше, они готовятся к зиме. | Наблюдение за стрижами. Они летают стайками, ловят насекомых, готовятся к |
Наблюдение за работой людей | Рассказать, что осенью в садах и на дачах собирают последний урожай. | Наблюдение за грузовыми машинами. Спросить, что могут перевозить | Спросить, кто должен убирать опавшую листву (это дворник? Взять грабли и | Наблюдение за грузовыми машинами. Почему у них большие колеса? |
Экскурсии, наблюдение за окружающим | Рассказать, что началась осень. Те ребята, кому исполнилось семь лет пошли | Обойти вокруг детского сада, рассмотреть постройки, рассказать детям об их | Попросить детей показать границы участка. Сказать, что у каждой группы есть | Попросить детей принести листья большого или маленького размера, красные |
Октябрь.
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Наблюдение за растениями | Наблюдение листопада. Посмотреть, как красиво кружатся листья. Обратить | Рассмотреть деревья, познакомить детей с их строением. У дерева есть ствол, | Учить различать деревья и кустарники. Обратить внимание, что у дерева один | Закрепить знания о деревьях. Показать детям листок и попросить принести |
Наблюдение за неживой природой | В ветреную погоду обратить внимание, как ветер качает деревья, срывает и | Наблюдение за облаками. Рассмотреть, какие они красивые, белоснежные, | Посмотреть, как блестят капельки на листьях, на траве после дождя. Пояснить, | Наблюдение за дождем с веранды. Сначала он падает редкими каплями, потом |
Наблюдение за животными | Обратить внимание на птиц, сидящих на проводах. Это стрижи, ласточки, | Наблюдение за собаками. Спросить, похожи ли кошки и собаки, чем? Учить по | Наблюдение за птицами. Дать им корм. Сказать, что на участок прилетают | Спросить, каких домашних животных знают дети. Рассказать, что осенью для |
Наблюдение за работой людей | Собираясь на прогулку, воспитатель обращает внимание, что на улице стало | Наблюдение за машиной скорой помощи. Рассмотреть ее отличительные | Предложить детям помыть игрушки и поставить некоторые из них сушиться на | Приучать детей содержать свой участок в чистоте. Спросить, что необходимо |
Экскурсии, наблюдение за окружающим | Предложить детям рассмотреть осенние листья, собрать самые красивые из | Рассмотреть, какой инвентарь есть на участке. Сказать, что во время прогулки | Загадать загадки об овощах. Спросить, когда созревают овощи. Какие овощи | Учить выделять из |
Ноябрь
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Наблюдение за растениями | Наблюдение за деревьями. Обратить внимание, что с некоторых деревьях все | Наблюдение за цветником. На клумбе не осталось зеленой травы и цветущих | Рассмотреть семена клена. Сказать, что они называются двукрылкой, потому | На деревьях уже не осталось листьев. Спросить ребят, как теперь узнать, где |
Наблюдение за неживой природой | Обратить внимание детей, что солнце светит, но практически не греет. На | Предложить детям подумать, от чего качаются деревья. Спросить, есть ли | Наблюдая за дождем, обратить внимание, что дождь становится все холоднее, | Обратить внимание, что осенью рано темнеет. На небе можно увидеть часть |
Наблюдение за животными | Предложить найти насекомых. Их нет рассказать, что насекомые на зиму | Спросить, что происходит в лесу с дикими животными. Они тоже готовятся к | Спросить давно ли ребята видели стрижей, уток. Давно. Они улетели в теплые | На зиму остались голуби и воробьи, хорошо знакомые детям. Предложить |
Наблюдение за работой людей | Посмотреть, как люди одеты во время дождя: надевают резиновую обувь, | Наблюдение за самолетом. Сказать, что самолеты бывают пассажирские, | Предложить детям собрать листву и укрыть растения на клумбе. Сказать, что | Наблюдение за одеждой людей. Осень подходит к концу. Люди надели зимнюю |
Экскурсии, наблюдение за окружающим | Пройтись с детьми по дорожкам, усыпанным листьями. Послушать, как они | Пройти по территории детского сада и посмотреть, осталась ли где-нибудь | Наблюдение за играми детей. Посмотреть, как играют старшие ребята: они | Обратить внимание, что все лужи покрыты льдом, на реке тоже лед, хоть он |
Декабрь.
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Наблюдение за растениями | Подвести детей к цветнику. Остались ли какие-нибудь растения на клумбе? | Наблюдение за деревьями. Спросить, какие деревья знают ребята, могут ли | Все клумбы в снегу. Сказать, что не надо убирать снег с клумб, под ним спит | Наблюдение за деревьями. Посмотреть, все ли ветки целы. Сказать, что во |
Наблюдение за неживой природой | Отметить, что на улице холодно, мороз. Спросить, какое время года пришло к | Наблюдение снега. Предложить детям половить снежинки. Спросить, какие | Обратить внимание на погоду: светит солнце, небо голубое, чистое. | Наблюдение ветра. Спросить, какой ветер зимой? Он холодный, сильный, |
Наблюдение за животными | Наблюдение за воробьями. Они постоянные гости в детском саду. Насыпать им | Наблюдение за собаками. Они бегают, поджимая лапы и хвост. Им холодно. | Наблюдение за собаками. Спросить, как надо вести себя с бродячими | Наблюдение за голубями. Они гораздо смелее воробьев. Не бояться подлетать |
Наблюдение за работой людей | Наблюдение за работой дворника. Осенью он убирал листья, а сейчас чистит | Вынести лопатки и ведерки. Предложить детям расчистить дорожки от снега. | Наблюдение за людьми. У них красные щеки и носы. Почему? На улице | Наблюдение за автомобилями. Обратить внимание, что автомобили ездят |
Экскурсии, наблюдение за окружающим | Обойти вокруг детского сада. Травы не видно, листья с деревьев все облетели. | Поймать снежинку на рукавичку. Рассмотреть ее тончайшие узоры. Прочитать | Загадать загадки о зиме (о снеге, ветре, морозе, льде). Спросить, что из | Заморозить в формочках воду, положив в нее ниточку. Предложить детям |
Январь
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Наблюдение за растениями | Наблюдение за кедром. Обратить внимание, что все деревья стоят голые, | Рассмотреть различные деревья. Предложить найти деревья с толстыми | Сказать, что зимой ветки деревьев очень хрупкие и могут легко сломаться. | |
Наблюдение за неживой природой | Наблюдение за снегом. Предложить детям положить немного снега на варежку | Обратить внимание на ледовые украшения, которые ребята развешивали на | Продолжать знакомство со свойствами снега. Предложить снять варежки и | |
Наблюдение за животными | Обратить внимание, что к кормушке прилетают новые птицы – это синички. Они | Предложить сравнить птиц. Голуби, вороны хотят важно, не спеша. Воробьи и | Наблюдение за кошкой. Она идет высоко поднимая лапы, отряхивает их от | |
Наблюдение за работой людей | Сказать детям, что пока они отдыхали, выпало много снега. Спросить, кто | Наблюдение за одеждой людей. Какая одежда помогает уберечься от холода? | Наблюдение за снегоуборочной машиной. Рассмотреть ее строение. | |
Экскурсии, наблюдение за окружающим | Обратить внимание на множество следов на свежевыпавшем снегу. | Взять на прогулку лопатки, формочки, полепить из снега. Попробовать слепить | Наблюдение за играми старших детей. Они катают друг друга на санках. |
Февраль.
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Наблюдение за растениями | Напомнить, что снег защищает деревья и другие растения от вымерзания. | Спросить, растут ли сейчас растения. Нет, на улице холодно, а для растений | Наблюдение за деревьями. Закрепить, что у каждого дерева есть ствол и ветки, | Обратить внимание, что у деревьев не только разные по толщине стволы, но и |
Наблюдение за неживой природой | Наблюдение неба. Солнце | После снегопада показать, какие высокие сугробы намело вокруг. Сказать, чем | Предложить набрать снег в небольшое ведерко. После прогулки, занести его в | Наблюдение сосулек. В конце зимы на крыше появились сосульки, это потому, |
Наблюдение за животными | Наблюдение за собакой. Учить различать характерные признаки внешнего вида | Наблюдение за голубями. Отметить, что голуби бывают разной величины и | Наблюдать за воробьями: рассмотреть их внешний вид, повадки. Воробей Один - Чик, другой Чирик, | Спросить, детей, почему не видно насекомых, куда они спрятались? Принести в |
Наблюдение за работой людей | Спросить, можно ли есть снег? Почему? Выслушать разные ответы. | Обратить внимание на труд дворника: он скалывает лед и посыпают дорожки | Наблюдение за кадетами. Сказать, что в феврале мы отмечаем День | Наблюдение за работой грузчиков. К детскому саду подъехала машина, и |
Экскурсии, наблюдение за окружающим | Уточнить представления детей о признаках зимы (холодно, снег, можно | Показать детям, что под крышами домов висят сосульки. Спросить, можно ли | Обратить внимание детей на снег. Он стал рыхлым, ноздреватым, потемнел. | Пройти по территории детского сада. Отметить произошедшие изменения. Снег |
Март.
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Наблюдение за растениями | Наблюдение за травой. Сказать детям, что начался первый весенний месяц – | Наблюдение за деревьями. Обратить внимание, что на осине уже набухли | Подойти к трубам отопления и обратить внимание на травку, которая | Наблюдение за одуванчиком. Возле труб отопления или возле домов уже |
Наблюдение за неживой природой | Наблюдение за ветром. Он еще холодный. Сказать детям, что с наступлением | Наблюдение за таянием снега и льда. Спросить, почему начал таять снег? | Наблюдение солнца. Обратить внимание, что стало раньше светлеть и позже | Предложить детям подойти к клумбе, потрогать землю. Она еще холодная, |
Наблюдение за животными | Наблюдение за птицами. Они более оживлены, весело чирикают. Чувствуют | Наблюдение за кошкой с котятами. Посмотреть, как нежно она относится к | Сказать, что весной из теплых стран возвращаются птицы. Спросить, знают ли | Наблюдение за насекомыми. С первыми теплыми днями появляются мухи, |
Наблюдение за работой людей | Наблюдение за работой полиции. Рассмотреть полицейскую машину. | После сильного ветра, обратить внимание, как много на земле обломанных | Наблюдение за общественным транспортом. Спросить, какой общественный | Снег тает, и по дороге побежали ручейки. Предложить детям лопатками |
Экскурсии, наблюдение за окружающим | Предложить ребятам осмотреть все участки и оборудования на них. Можно | Обратить внимание на участки земли с растаявшим снегом. Это проталины. | Наблюдение за погодой. Сравнить погоду зимой и сейчас, в конце марта. Хотя | Обойти территорию детского сада. Снега уже не осталось. Земля черная, |
Апрель.
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Наблюдение за растениями | Закрепить знания о деревьях и кустарниках. Повторить строение дерева. | Показать веточки березы, осины, клена. Рассмотреть почки на каждой из них. | Показать детям, что возле домов на солнце уже появилась травка. Предложить | Наблюдение за черемухой. Обратить внимание детей, что у черемухи первой |
Наблюдение за неживой природой | Весеннее солнышко теплое, хочется снять варежки, подставить лицо солнцу. | Предложить | Подвести детей к клумбе и предложить потрогать землю. Она уже оттаяла и ее | Наблюдение за дождем. Снег уже не идет. Спросить, почему? Потому что уже |
Наблюдение за животными | Наблюдение за кошкой. Посмотреть, свернулась ли она клубочком или лежит, | Наблюдение за насекомыми. Уже можно увидеть муравьев. Рассмотреть их | Сказать, что весной у домашних животных появляются детеныши. Назвать | Наблюдение за птицами. Они активно строят гнезда. Спросить, откуда |
Наблюдение за работой людей | Наблюдение за вертолетом. Рассказать, что вертолеты перевозят не только | Наблюдение за одеждой людей. Зима прошла, стало намного теплее и люди | На клумбе убрать прошлогоднюю листву, засохшие ветки. Предложить детям | Наблюдение за работой плотников. Понаблюдать, как он |
Экскурсии, наблюдение за окружающим | На дворе уже апрель, но погода капризная, то идет дождь, то снег, который | Продолжить наблюдение за одеждой людей. Некоторые взрослые и более | На глазах у детей вскопать землю. Дети наблюдают, что земля черная, | Наблюдение за песком. Он уже полностью оттаял. Можно играть с песком, |
Май.
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Наблюдение за растениями | Наблюдение за цветами мать-и-мачехи. Рассмотреть ее желтые цветочки. | Наблюдение за цветущей черемухой. Рассмотреть цветы, вдохнуть их аромат. | Наблюдение за цветущими фруктовыми деревьями. Абрикос стоит в | Обратить внимание детей, что земля покрыта травянистым ковром. Деревья |
Наблюдение за неживой природой | Наблюдение радуги после дождя. На небе появилось солнышко, и засверкала | Наблюдение за температурой воздуха. Солнышко греет лучше, и на улице | Наблюдение за длительностью дня. Солнышко поднимается высоко, утром, | Наблюдение за ветром. Дует легкий, теплый ветерок. Он приятно охлаждает |
Наблюдение за животными | Наблюдение лошади. Это красивое, грациозное животное. Рассказать, что в | Наблюдение за птицами. Они весело чирикают, строят гнезда, готовятся к | Наблюдение за насекомыми. Подвести детей к цветущим деревьям и | Наблюдение за бабочками. Рассмотреть ее окраску, как весело она порхает |
Наблюдение за работой людей | Спросить, у кого есть дачи. Какие работы производятся на даче весной? | Рассмотреть семена гороха и фасоли, их размер и форму. Посадить семена | Наблюдение за посадкой семян растений. Рассмотреть семена бархоток, | Наблюдение за одеждой людей. Люди ходят без курток, головные уборы нужны |
Экскурсии, наблюдение за окружающим | Предложить детям назвать приметы весны. Весна в самом разгаре, поэтому у | Наблюдение отражений в лужах. Предложить посмотреть, что же отражается в | Предложить детям бросить в лужу камешки, веточки. Обратить внимание, что | Сказать, что весна подошла к концу. Спросить, какое время года наступает? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека наблюдений
картотека наблюдений на прогулке для старших дошкольников...
Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе
Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...
картотека наблюдений
Педагогам для проведения прогулок....
Картотека наблюдений за погодой
В своей работе я стараюсь упорядочить знания и накопленный материал и упростить работу, поэтому создаю разные "шпаргалки"...
картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа
картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...
Картотека наблюдений 2 младшая Осень
Здесь размещен материал наблюдений на прогулках на 3 месяца осени...
- Мне нравится (1)