Картотека наблюдений
картотека (младшая группа)

Фаррахова Гульнара Накибовна

Картотека наблюдений для младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy.docx54.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Ладушки»

Картотека наблюдений в младшей группе

Составитель:

Фаррахова

 Гульнара Накибовна

Должность:

Воспитатель

I квалификационной категории

г. Качканар

2022г.


 Сентябрь.

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Наблюдение за растениями

На клумбе рассмотреть цветы. Как ярко они цветут. Предложить назвать какого
цвета цветы растут на клумбе. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Познакомить детей с рябиной и березой. Рассмотреть их листья. Сказать, чем
они отличаются. Учить не обрывать
листья, а собирать их с земли.

Закрепить знания о березе и клене. Предложить детям найти на участке
детского сада несколько таких деревьев.

Привлечь внимание детей к ярко расцвеченным деревьям. Показать, какие
красивые деревья на участке – у них много красных и желтых листьев. Понаблюдать за
листопадом.

Наблюдение за неживой природой

Наблюдение за небом. Оно яркое, безоблачное или, наоборот, затянуто
серыми облаками. Предложить подумать, какое бывает небо перед дождем

Рассказать об основных приметах осени (утром прохладно, чаще идет дождик).
Предложить детям посмотреть вокруг и подумать, какие еще приметы касаются осени.

В дождливый день, гуляя под навесом, посмотреть, как идет дождь, люди идут
под зонтиком. Рассказать потешку: «Дождик, дождик, полно лить, наших детушек мочить».

Выйдя на участок обратить внимание детей на теплую погоду. Предложить
протянуть руки к солнцу, чтобы они ощутили это тепло.

Наблюдение за животными

Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее окраску. Спросить, домашнее это
животное или дикое? Доказать. Рассказать потешку про кота.

Наблюдение за воробьями. Предложить попрыгать, как воробушки. Покормить
их крошками.

Наблюдение за насекомыми. Пчел стало меньше, они готовятся к зиме.
Рассказать, что мухи на зиму тоже засыпают: они становятся вялыми, медлительными и
ищут себе теплое местечко.

Наблюдение за стрижами. Они летают стайками, ловят насекомых, готовятся к
отлету в теплые края.

Наблюдение за работой людей

Рассказать, что осенью в садах и на дачах собирают последний урожай.
Спросить, какие фрукты и овощи собирают. Предложить срезать на клумбе цветы и
поставить их в вазу.

Наблюдение за грузовыми машинами. Спросить, что могут перевозить
грузовики? Рассказать, что у грузовых машин есть кузов и кабина.

Спросить, кто должен убирать опавшую листву (это дворник? Взять грабли и
предложить ребятам собрать опавшую листву в кучу, чтобы дворнику было легче собирать
листья.

Наблюдение за грузовыми машинами. Почему у них большие колеса?
Закрепить названия основных частей грузовика.

Экскурсии, наблюдение за окружающим

Рассказать, что началась осень. Те ребята, кому исполнилось семь лет пошли
в школу. Вы еще малыши, но будите узнавать много нового на занятиях в детском саду, а
когда подрастете, тоже пойдете в школу

Обойти вокруг детского сада, рассмотреть постройки, рассказать детям об их
назначении (прачечная, мастерская). Учить детей ходить парами.

Попросить детей показать границы участка. Сказать, что у каждой группы есть
свой участок для прогулок, на котором ребята должны соблюдать чистоту. Дети должны
гулять на своем участке, чтобы не потеряться.

Попросить детей принести листья большого или маленького размера, красные
или желтые. Поиграть с листьями.

Октябрь.

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Наблюдение за растениями

Наблюдение листопада. Посмотреть, как красиво кружатся листья. Обратить
внимание, что листопад бывает при ветре. Если погода безветренная, то покачать дерево и
посмотреть, как летят листья

Рассмотреть деревья, познакомить детей с их строением. У дерева есть ствол,
ветки, листья. А еще у него, как и любого растения есть корни, но они находятся под землей
и их не видно.

Учить различать деревья и кустарники. Обратить внимание, что у дерева один
толстый ствол, а у кустарника несколько тонких. Провести игру: «Встань у дерева, у куста»

Закрепить знания о деревьях. Показать детям листок и попросить принести
лист с того же дерева. Развивать наблюдательность

Наблюдение за неживой природой

В ветреную погоду обратить внимание, как ветер качает деревья, срывает и
крутит листья. Предложить послушать шум ветра. Дать ребятам вертушки или бумажный
самолетик. Дети играют с ними на ветру

Наблюдение за облаками. Рассмотреть, какие они красивые, белоснежные,
пушистые, похожи на кусочки ваты. Обратить внимание, что форма облаков все время
меняется.

Посмотреть, как блестят капельки на листьях, на траве после дождя. Пояснить,
что это солнышко светит. После дождя бывают лужи, в них тоже отражается солнце.
Постепенно лужи высыхают.

Наблюдение за дождем с веранды. Сначала он падает редкими каплями, потом
постепенно усиливается. Разучить потешку:
Дождик, дождик, как да кап!
Мокрые дорожки.
Все равно пойдем гулять – наденем галошки.

Наблюдение за животными

Обратить внимание на птиц, сидящих на проводах. Это стрижи, ласточки,
которые готовятся к отлету. Рассказать, что зимой эти птицы не могут найти себе корм,
поэтому вынуждены улетать в теплые края.

Наблюдение за собаками. Спросить, похожи ли кошки и собаки, чем? Учить по
определенным признакам узнавать, что это животное (есть мех, хвост, четыре лапы и т. д.)

Наблюдение за птицами. Дать им корм. Сказать, что на участок прилетают
разные птицы. Воробей маленький, серенький, прыгает, чирикает. Голуби больше воробьев,
они ходят. Учить различать птиц.

Спросить, каких домашних животных знают дети. Рассказать, что осенью для
домашних животных заготавливают корма, чтобы кормить их зимой.

Наблюдение за работой людей

Собираясь на прогулку, воспитатель обращает внимание, что на улице стало
холодно, люди надели куртки и пальто. Предложить подумать, почему с похолоданием
люди одеваются теплее?

Наблюдение за машиной скорой помощи. Рассмотреть ее отличительные
особенности. Спросить, зачем нужна сирена. Кто работает на скорой помощи? Когда ее
вызывают?

Предложить детям помыть игрушки и поставить некоторые из них сушиться на
солнце, а некоторые в тень. Обратить внимание, что на солнце предметы высыхают гораздо
быстрее.

Приучать детей содержать свой участок в чистоте. Спросить, что необходимо
делать, чтобы было чисто (не мусорить, убирать игрушки и т. д.) сказать, что после игры с
песком, его необходимо смести

Экскурсии, наблюдение за окружающим

Предложить детям рассмотреть осенние листья, собрать самые красивые из
них для будущего гербария и поделок

Рассмотреть, какой инвентарь есть на участке. Сказать, что во время прогулки
нужно соблюдать правила, чтобы не получить травмы. Предложить подумать, что это могут
быть за правила.

Загадать загадки об овощах. Спросить, когда созревают овощи. Какие овощи
знают ребята? Что из них можно сделать? Прочитать стихотворение Тувима «Овощи»

Учить выделять из
наблюдаемого характерные признаки осени: похолодало, идут дожди, солнце меньше греет,
люди надели теплую одежду и т. д.

Ноябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Наблюдение за растениями

Наблюдение за деревьями. Обратить внимание, что с некоторых деревьях все
листья уже облетели, а на некоторых осталось немного пожухлой листвы. Сказать, что
весной деревья снова зазеленеют

Наблюдение за цветником. На клумбе не осталось зеленой травы и цветущих
растений. Все растения завяли, но они не умерли. Весной многолетники вновь зацветут

Рассмотреть семена клена. Сказать, что они называются двукрылкой, потому
что имеют два «крыла». Предложить посмотреть, как летают эти «вертолетики»

На деревьях уже не осталось листьев. Спросить ребят, как теперь узнать, где
клен, где береза? Это можно узнать по особенностям строения ствола, по цвету коры

Наблюдение за неживой природой

Обратить внимание детей, что солнце светит, но практически не греет. На
улице холодно. Сказать, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет и воздух
становится холоднее

Предложить детям подумать, от чего качаются деревья. Спросить, есть ли
сегодня ветер? Как дети узнали, что ветра нет?

Наблюдая за дождем, обратить внимание, что дождь становится все холоднее,
появляются первые снежинки, лужи покрываются тонким, как стекло льдом, но он еще
непрочный, от малейшего удара ломается.

Обратить внимание, что осенью рано темнеет. На небе можно увидеть часть
луны. Спросить, что еще можно увидеть на небе

Наблюдение за животными

Предложить найти насекомых. Их нет рассказать, что насекомые на зиму
прячутся под землю, под листья, под кору деревьев и спят до весны

Спросить, что происходит в лесу с дикими животными. Они тоже готовятся к
зиме: нагуляли жир, меняют окраску шерсти, некоторые готовятся к спячке. Назвать диких
животных

Спросить давно ли ребята видели стрижей, уток. Давно. Они улетели в теплые
края. Предложить назвать отличительные особенности птиц (перья, клюв, крылья, две
лапки) .

На зиму остались голуби и воробьи, хорошо знакомые детям. Предложить
собирать для них крошки и подкармливать птиц

Наблюдение за работой людей

Посмотреть, как люди одеты во время дождя: надевают резиновую обувь,
плащи, берут с собой зонтики. Спросить, чем опасно поздней осенью промочить ноги
(можно простудиться?

Наблюдение за самолетом. Сказать, что самолеты бывают пассажирские,
которые перевозят людей и грузовые, перевозящие различный груз. Спросить, кто летал на
самолете. Предложить поделиться впечатлениями.

Предложить детям собрать листву и укрыть растения на клумбе. Сказать, что
зимой листья и снег предотвратят растения от вымерзания.

Наблюдение за одеждой людей. Осень подходит к концу. Люди надели зимнюю
одежду: теплые куртки, пальто, шубы. Спросить, как люди защищают руки, голову от
холода.

Экскурсии, наблюдение за окружающим

Пройтись с детьми по дорожкам, усыпанным листьями. Послушать, как они
шуршат под ногами. Спросить, что чувствуют ребята, когда ходят по опавшей листве

Пройти по территории детского сада и посмотреть, осталась ли где-нибудь
зеленая трава или листья. Нет. Попросить детей назвать приметы осени, знакомые детям.
Если дети затрудняются ответить или назвали мало примет, подвести их к правильному
ответу с помощью наводящих вопросов

Наблюдение за играми детей. Посмотреть, как играют старшие ребята: они
прыгают через скакалку, отбивают мяч. Сказать, что ребята подрастут и тоже научаться так
играть. Спросить, в какие игры сейчас играют ребята?

Обратить внимание, что все лужи покрыты льдом, на реке тоже лед, хоть он
еще и не крепкий. Спросить, почему вода замерзла (потому, что холодно? Предложить
взять в руки кусочек льда и сжать в ладошке, посмотреть, что будет

Декабрь.

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Наблюдение за растениями

Подвести детей к цветнику. Остались ли какие-нибудь растения на клумбе?
Цветов нет, торчат только засохшие стебли. Спросить, почему не растут цветы? Им
холодно формировать элементарные понятия об условиях роста растений.

Наблюдение за деревьями. Спросить, какие деревья знают ребята, могут ли
они их показать? Закрепить знания о строении дерева.

Все клумбы в снегу. Сказать, что не надо убирать снег с клумб, под ним спит
травка, как под пушистым одеялом. Чем больше будет снега, тем теплее траве

Наблюдение за деревьями. Посмотреть, все ли ветки целы. Сказать, что во
время сильного ветра могут сломаться даже большие ветви, а, иногда, и деревья.

Наблюдение за неживой природой

Отметить, что на улице холодно, мороз. Спросить, какое время года пришло к
нам в гости. Какие приметы зимы знают ребята?

Наблюдение снега. Предложить детям половить снежинки. Спросить, какие
они? Белые холодные, красивые, легко тают. Познакомить с некоторыми свойствами снега,
активизировать активный словарь детей

Обратить внимание на погоду: светит солнце, небо голубое, чистое.
Посмотреть, как сверкает на солнце снег: хочется зажмурить глаза.

Наблюдение ветра. Спросить, какой ветер зимой? Он холодный, сильный,
свирепый. Предложить вспомнить, какой ветерок дул летом

Наблюдение за животными

Наблюдение за воробьями. Они постоянные гости в детском саду. Насыпать им
зернышки. Учить вести себя спокойно возле птиц, т. к. при малейшем шуме, они улетают

Наблюдение за собаками. Они бегают, поджимая лапы и хвост. Им холодно.
Сказать, что зимой бродячие собаки особенно опасны, потому что страдают от голода и
могут напасть на человека.

Наблюдение за собаками. Спросить, как надо вести себя с бродячими
собаками. Познакомить детей с элементарными правилами безопасности при общении с
животными.

Наблюдение за голубями. Они гораздо смелее воробьев. Не бояться подлетать
близко к людям, могут даже взять корм из рук

Наблюдение за работой людей

Наблюдение за работой дворника. Осенью он убирал листья, а сейчас чистит
дорожки от снега. Спросить, зачем? Чтобы ребятам было удобнее идти по дорожкам в
детский сад

Вынести лопатки и ведерки. Предложить детям расчистить дорожки от снега.
Поиграть со снегом: полепить, сделать снежки

Наблюдение за людьми. У них красные щеки и носы. Почему? На улице
холодно, поэтому лицо краснеет. Предложить посмотреть друг на друга и увидеть красные
носы и щеки

Наблюдение за автомобилями. Обратить внимание, что автомобили ездят
очень аккуратно, почему? На дорогах снег и лед, надо соблюдать осторожность, чтобы не
было аварий

Экскурсии, наблюдение за окружающим

Обойти вокруг детского сада. Травы не видно, листья с деревьев все облетели.
Какое настроение у ребят, почему? Сказать, что скоро выпадет снег, и земля покроется
белым покрывалом: будет очень красиво, и, наверняка, у ребят поднимется настроение

Поймать снежинку на рукавичку. Рассмотреть ее тончайшие узоры. Прочитать
стихотворение:
Белая, узорная звездочка-малютка,
Ты слети ко мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке

Загадать загадки о зиме (о снеге, ветре, морозе, льде). Спросить, что из
отгадок ребята уже видели этой зимой. Развивать наблюдательность

Заморозить в формочках воду, положив в нее ниточку. Предложить детям
украсить этими «игрушками» ветки деревьев. Спросить, какой праздник приближается.
Сказать, что к нам в гости придет Дед Мороз, и он будет очень рад увидеть нарядные
деревья

Январь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Наблюдение за растениями

Наблюдение за кедром. Обратить внимание, что все деревья стоят голые,
только у кедров зеленые иголки. Сказать, что вместо листьев у этого дерева иглы, которые
не боятся холода. У каких деревьев тоже есть иголки?

Рассмотреть различные деревья. Предложить найти деревья с толстыми
стволами, затем с тонкими. Предложить подумать, какие деревья старше, почему?

Сказать, что зимой ветки деревьев очень хрупкие и могут легко сломаться.
Отряхнуть ветки от снега. Воспитывать бережное отношение к природе

Наблюдение за неживой природой

Наблюдение за снегом. Предложить детям положить немного снега на варежку
и подуть. Он легко сдувается, значит он легкий, воздушный. Попробовать сдуть снег со
скамейки, со стола

Обратить внимание на ледовые украшения, которые ребята развешивали на
деревьях. Они стали меньше. Сказать, что на солнце лед тает, поэтому наши украшения
стали меньше.

Продолжать знакомство со свойствами снега. Предложить снять варежки и
потрогать снег. Какой он? Холодный, липкий. Попробовать полепить из снега

Наблюдение за животными

Обратить внимание, что к кормушке прилетают новые птицы – это синички. Они
прилетели из леса в поисках пищи. Эти птички очень любят семечки и сало

Предложить сравнить птиц. Голуби, вороны хотят важно, не спеша. Воробьи и
синички прыгают, быстро машут крыльями. Предложить повторить повадки птиц

Наблюдение за кошкой. Она идет высоко поднимая лапы, отряхивает их от
снега. Сказать, что снег мокрый, а кошки не любят воду

Наблюдение за работой людей

Сказать детям, что пока они отдыхали, выпало много снега. Спросить, кто
убирает снег? Предложить взять лопатки и метелки и расчистить дорожки, посыпать их
песком

Наблюдение за одеждой людей. Какая одежда помогает уберечься от холода?
Посмотреть друг на друга и назвать, во что одеты дети. Спросить, почему надо одеваться
тепло (чтобы не заболеть?

Наблюдение за снегоуборочной машиной. Рассмотреть ее строение.
Специальными лопастями она загребает снег. Сказать, что снег с дороги надо убирать,
чтобы машинам было удобнее ездить.

Экскурсии, наблюдение за окружающим

Обратить внимание на множество следов на свежевыпавшем снегу.
Предложить подумать, чьи это следы. Здесь прошли люди, а здесь прыгали птички.
Предложить оставить свои отпечатки обуви

Взять на прогулку лопатки, формочки, полепить из снега. Попробовать слепить
снеговика или домик. Поиграть в снежки

Наблюдение за играми старших детей. Они катают друг друга на санках.
Спросить, в какие игры еще играют зимой. Могут ли ребята кататься на коньках

Февраль.

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Наблюдение за растениями

Напомнить, что снег защищает деревья и другие растения от вымерзания.
Предложить сгрести снег к деревьям, чтобы им было теплее

Спросить, растут ли сейчас растения. Нет, на улице холодно, а для растений
необходимо тепло. Предложить посадить в группе лук и понаблюдать за его ростом

Наблюдение за деревьями. Закрепить, что у каждого дерева есть ствол и ветки,
ствол покрыт корой. У одного дерева кора темная, у другого – светлая

Обратить внимание, что у деревьев не только разные по толщине стволы, но и
различная высота. Поиграть в игру: «Раз, два, три – к высокому (низкому) дереву беги!

Наблюдение за неживой природой

Наблюдение неба. Солнце
появляется редко, небо затянуто. Спросить, какое бывает небо, когда идет снег

После снегопада показать, какие высокие сугробы намело вокруг. Сказать, чем
больше выпадает снега, тем выше образуются сугробы

Предложить набрать снег в небольшое ведерко. После прогулки, занести его в
группу. Понаблюдать, как тает снег. От него осталась одна грязная вода. Сделать вывод,
что снег – это замерзшая вода.

Наблюдение сосулек. В конце зимы на крыше появились сосульки, это потому,
что на крыше стал таять снег, морозе капельки замерзают и превращаются в сосульки.

Наблюдение за животными

Наблюдение за собакой. Учить различать характерные признаки внешнего вида
(большая, черная, лохматая и т. д., познакомить с особенностями поведения (бегает,
прыгает, виляет хвостом, когда радуется).

Наблюдение за голубями. Отметить, что голуби бывают разной величины и
разного цвета: белые, коричневые, сизые. Иногда их называют сизарями.
Голуби, голуби, раз, два, три...
Прилетели голуби, сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
(И. Токмакова)

Наблюдать за воробьями: рассмотреть их внешний вид, повадки. Воробей
маленький, юркий, прыгает, чирикает.
Жили-были два воробушка,
Два маленьких, два хорошеньких,

Один - Чик, другой Чирик,
Оба вместе Чик-Чирик

Спросить, детей, почему не видно насекомых, куда они спрятались? Принести в
группу кусок коры или комок земли, дать оттаять. Посмотреть, что и в коре, и в земле
прячутся насекомые. Они спали там всю зиму

Наблюдение за работой людей

Спросить, можно ли есть снег? Почему? Выслушать разные ответы.
Предложить вспомнить, что стало в группе с растаявшим снегом (он превратился в грязную
лужу). Сказать, что такую воду пить нельзя

Обратить внимание на труд дворника: он скалывает лед и посыпают дорожки
песком, чтобы люди не падали, очищают тротуары от снега большими лопатами и
скребками. Их труд облегчает снегоуборочная машина

Наблюдение за кадетами. Сказать, что в феврале мы отмечаем День
защитника Отечества. Посмотреть, как кадеты идут строем, какая на них форма. Спросить,
хотели бы мальчики, когда подрастут, стать военными?

Наблюдение за работой грузчиков. К детскому саду подъехала машина, и
грузчики выгружают мебель. Сказать, что это тяжелая работа

Экскурсии, наблюдение за окружающим

Уточнить представления детей о признаках зимы (холодно, снег, можно
кататься на санках и коньках). Вызывать радостные переживания от зимней прогулки

Показать детям, что под крышами домов висят сосульки. Спросить, можно ли
играть и бегать под ними? Почему нельзя? рассказать о правилах, которые надо соблюдать
при появлении сосулек

Обратить внимание детей на снег. Он стал рыхлым, ноздреватым, потемнел.
Это происходит оттого, что солнце стало греть немного теплее и снег подтаивает

Пройти по территории детского сада. Отметить произошедшие изменения. Снег
потемнел и осел, кое-где видна земля – это проталины. Чувствуется приближение весны

Март.

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Наблюдение за растениями

Наблюдение за травой. Сказать детям, что начался первый весенний месяц –
март. Спросить видна ли трава, почему нет? Раскопать снег и посмотреть, что даже под
снегом травы еще нет

Наблюдение за деревьями. Обратить внимание, что на осине уже набухли
почки. Показать детям веточку вербы. Сказать, что первой из деревьев начинает цвести
верба. Предложить поставить ветку в воду и проследить появление листьев.

Подойти к трубам отопления и обратить внимание на травку, которая
пробивается из-под земли. Спросить, почему именно здесь появилась трава? Потому, что
от труб отопления идет тепло

Наблюдение за одуванчиком. Возле труб отопления или возле домов уже
можно увидеть первые цветы – одуванчики. Закрепить понятие о том, что для роста
растений необходимо тепло. Учить любоваться цветами, не срывая их

Наблюдение за неживой природой

Наблюдение за ветром. Он еще холодный. Сказать детям, что с наступлением
весны, солнце будет припекать больше и ветер потеплеет

Наблюдение за таянием снега и льда. Спросить, почему начал таять снег?
Стало теплее, солнышко пригревает больше, поэтому снег и лед тают

Наблюдение солнца. Обратить внимание, что стало раньше светлеть и позже
темнеть, солнце поднимается выше и светит ярче

Предложить детям подойти к клумбе, потрогать землю. Она еще холодная,
мерзлая, кое-где лежит снег. Спросить ребят, можно ли сейчас вскопать грядки и посадить
цветы? Почему нельзя?

Наблюдение за животными

Наблюдение за птицами. Они более оживлены, весело чирикают. Чувствуют
приближение весны.

Наблюдение за кошкой с котятами. Посмотреть, как нежно она относится к
своим детенышам. Спросить, как мамы относятся к своим детям

Сказать, что весной из теплых стран возвращаются птицы. Спросить, знают ли
ребята, каких-нибудь перелетных птиц? Если ребята затрудняются ответить, назвать 2-3
птицы (грач, стриж, ласточка). В группе показать этих птиц на картинке

Наблюдение за насекомыми. С первыми теплыми днями появляются мухи,
выползают жуки. Постараться поймать жука и рассмотреть его строение. После наблюдения
обязательно отпустить насекомое. Воспитывать бережное отношение к природе

Наблюдение за работой людей

Наблюдение за работой полиции. Рассмотреть полицейскую машину.
Спросить, зачем нужна сирена? В чем заключается работа полицейских, когда их
вызывают? Сказать, что телефон полиции 02

После сильного ветра, обратить внимание, как много на земле обломанных
веток, больших и маленьких. Предложить навести порядок на участке: убрать сломанные
ветки.

Наблюдение за общественным транспортом. Спросить, какой общественный
транспорт знают ребята (у нас это – автобус, такси, электричка, существуют еще
троллейбус, трамвай, метро). Закрепить правила поведения в общественном транспорте.

Снег тает, и по дороге побежали ручейки. Предложить детям лопатками
прокапать дорожку для ручейка. Посмотреть, как вода потечет по ложбинке

Экскурсии, наблюдение за окружающим

Предложить ребятам осмотреть все участки и оборудования на них. Можно
увидеть горки, лесенки, песочницы, бревнышки и т. д. Спросить, нужно ли соблюдать какие-
нибудь правила во время игр на участке, и какие?

Обратить внимание на участки земли с растаявшим снегом. Это проталины.
Посмотреть, где образуются проталины. Проталин больше там, куда попадает солнце

Наблюдение за погодой. Сравнить погоду зимой и сейчас, в конце марта. Хотя
настоящее тепло еще не наступило, но больших холодов уже нет.

Обойти территорию детского сада. Снега уже не осталось. Земля черная,
сырая, кое-где видны лужи. На некоторых деревьях уже набухли почки. Спросить, приметы
какого времени года могут видеть ребята?

Апрель.

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Наблюдение за растениями

Закрепить знания о деревьях и кустарниках. Повторить строение дерева.
Обратить внимание на то, что у дерева один толстый ствол, а у кустарника несколько
тонких.

Показать веточки березы, осины, клена. Рассмотреть почки на каждой из них.
Отметить, что на разных деревьях почки набухли неодинаково, значит и листики у них
появятся не одновременно.

Показать детям, что возле домов на солнце уже появилась травка. Предложить
найти траву в затененных местах. Ее еще нет. Спросить, почему? Подвести детей к
пониманию зависимости растений от тепла и солнечного света.

Наблюдение за черемухой. Обратить внимание детей, что у черемухи первой
появились листочки. Аккуратно потрогать их. Они клейкие, нежные, еще совсем
молоденькие. Со временем, они станут больше и темнее

Наблюдение за неживой природой

Весеннее солнышко теплое, хочется снять варежки, подставить лицо солнцу.
Вынести маленькое зеркальце и попускать солнечные зайчики

Предложить
детям найти и принести необычные красивые камни. Рассмотреть их. У одних камней края
острые, у других – гладкие. Камни разного цвета и разного размера. Выбрать самые
необычные и принести их в группу, в экологическую зону.

Подвести детей к клумбе и предложить потрогать землю. Она уже оттаяла и ее
можно перекапывать. Сказать, что скоро мы будем сажать рассаду цветов и сеять семена.

Наблюдение за дождем. Снег уже не идет. Спросить, почему? Потому что уже
тепло. Закрепить, что когда холодно - идет снег, погода теплая – дождь.

Наблюдение за животными

Наблюдение за кошкой. Посмотреть, свернулась ли она клубочком или лежит,
растянувшись. Сказать, что если кошка сворачивается в клубочек и прячет нос – к холоду, если катается по земле – к теплу.

Наблюдение за насекомыми. Уже можно увидеть муравьев. Рассмотреть их
строение. Они ползут друг за другом, несут в муравейник еду (крошки, жучков) и
строительный материал (веточки, травинки.

Сказать, что весной у домашних животных появляются детеныши. Назвать
домашних животных. За лето малыши вырастут, окрепнут, наберутся сил. С приходом
холодов, они спокойно переживут зиму.

Наблюдение за птицами. Они активно строят гнезда. Спросить, откуда
появляются птенцы? Если дети затрудняются ответить, то сказать, что птицы откладывают
яйца, высиживают их, затем вылупляются птенцы.

Наблюдение за работой людей

Наблюдение за вертолетом. Рассказать, что вертолеты перевозят не только
людей, но и грузы. Еще вертолеты помогают в работе МЧС: они помогают в поисках людей,
вывозят пострадавших из труднодоступных мест

Наблюдение за одеждой людей. Зима прошла, стало намного теплее и люди
надели более легкую одежду. На самих ребятах весенние курточки или пальто, более
тонкие шапочки. Некоторые взрослые ходят без головного убора

На клумбе убрать прошлогоднюю листву, засохшие ветки. Предложить детям
собрать листья в пакеты и вместе с ними выбросить мусор в контейнеры. Приучать к
аккуратности

Наблюдение за работой плотников. Понаблюдать, как он
чинит мебель. Учить бережно относиться к мебели в группе.

Экскурсии, наблюдение за окружающим

На дворе уже апрель, но погода капризная, то идет дождь, то снег, который
быстро тает; то греет солнце, жарко, то дует ледяной ветер. Сказать, что про апрель
говорят: апрель – месяц обманчивый.

Продолжить наблюдение за одеждой людей. Некоторые взрослые и более
старшие дети гуляют без шапок. Спросить, можно ли ходить без головного убора? Почему
нельзя?

На глазах у детей вскопать землю. Дети наблюдают, что земля черная,
влажная, с корешками и небольшими камешками. Сказать, что для того, чтобы цветы лучше
росли, надо выбрать камни и коренья.

Наблюдение за песком. Он уже полностью оттаял. Можно играть с песком,
делать куличики. Предложить поиграть в «Кулинарию», напечь «пирожки».

Май.

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Наблюдение за растениями

Наблюдение за цветами мать-и-мачехи. Рассмотреть ее желтые цветочки.
Сказать, что это лекарственное растение, оно помогает при простуде. Обратить внимание,
что сначала растение цветет, и лишь потом появляются листья.

Наблюдение за цветущей черемухой. Рассмотреть цветы, вдохнуть их аромат.
Сказать, что после цветения на дереве появятся ягоды, которые очень полезны

Наблюдение за цветущими фруктовыми деревьями. Абрикос стоит в
белоснежном наряде, вишня радует нежно-розовым цветением. Воспитывать эстетическое
отношение к природе.

Обратить внимание детей, что земля покрыта травянистым ковром. Деревья
радуют зеленой листвой. Весна подходит к концу, скоро начнется лето.

Наблюдение за неживой природой

Наблюдение радуги после дождя. На небе появилось солнышко, и засверкала
радуга. Какие цвета можно увидеть?
Радуга – дуга, не давай дождя!
Давай солнышка, колоколнышка!

Наблюдение за температурой воздуха. Солнышко греет лучше, и на улице
тепло. Иногда по утрам еще бывает прохладно, но к обеду становится теплее

Наблюдение за длительностью дня. Солнышко поднимается высоко, утром,
когда идем в детский сад, уже светло, вечером, темнеет гораздо позже

Наблюдение за ветром. Дует легкий, теплый ветерок. Он приятно охлаждает
лицо. Вспомнить, какой ветер дул зимой или ранней весной

Наблюдение за животными

Наблюдение лошади. Это красивое, грациозное животное. Рассказать, что в
деревнях домашних животных выгоняют на выпас, чтобы они поели молодой травы.

Наблюдение за птицами. Они весело чирикают, строят гнезда, готовятся к
высиживанию птенцов. Подвести детей к скворечнику и понаблюдать, есть ли в нем
жильцы.

Наблюдение за насекомыми. Подвести детей к цветущим деревьям и
послушать пчелиный гул. Сказать, что насекомые опыляют растения. Если не будет пчел и
других насекомых, то не будет и плодов.

Наблюдение за бабочками. Рассмотреть ее окраску, как весело она порхает
крылышками. Сказать, что бабочки бывают различной окраски. Учить любоваться
насекомыми, не разрушая природу.

Наблюдение за работой людей

Спросить, у кого есть дачи. Какие работы производятся на даче весной?
Обратить внимание, что в детском саду тоже идет перекопка клумб, для того, чтобы
посадить рассаду.

Рассмотреть семена гороха и фасоли, их размер и форму. Посадить семена
гороха и фасоли. Не забыть полить посаженные семена

Наблюдение за посадкой семян растений. Рассмотреть семена бархоток,
настурции, календулы. Сделать в почве бороздки и посеять семена. Не забыть их полить

Наблюдение за одеждой людей. Люди ходят без курток, головные уборы нужны
для того, чтобы защитить голову от солнечных лучей.

Экскурсии, наблюдение за окружающим

Предложить детям назвать приметы весны. Весна в самом разгаре, поэтому у
ребят не должно возникнуть затруднений. Предложить найти эти приметы в окружающей
среде.

Наблюдение отражений в лужах. Предложить посмотреть, что же отражается в
воде? Облака, солнце. Если наклониться над лужей, то можно увидеть свое отражение

Предложить детям бросить в лужу камешки, веточки. Обратить внимание, что
камешки тонут, а веточки продолжают плавать. Таким образом, дети знакомятся с
некоторыми свойствами предметов.

Сказать, что весна подошла к концу. Спросить, какое время года наступает?
Какие приметы лета уже можно ощутить и увидеть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека наблюдений

картотека наблюдений  на прогулке для старших дошкольников...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

картотека наблюдений

Педагогам для проведения прогулок....

Картотека наблюдений за погодой

В своей работе я стараюсь упорядочить знания и накопленный материал и упростить работу, поэтому создаю разные "шпаргалки"...

картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа

картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...

Картотека наблюдений 2 младшая Осень

Здесь размещен материал наблюдений на прогулках на 3 месяца осени...