Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ
статья (подготовительная группа)
Информатизация дошкольного образования – процесс целиком объективный, актуализированный и неизбежный. В современных ДОУ формируется новое информационно-образовательное пространство, появляются высокотехнологические средства обучения и развития дошкольников (видеокамеры, металлоискатели, компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и др.). Идет расширение производства развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, обучающих и развивающих видеофильмов и программ, сайтов и т. п.) [3]. Также по нарастающей движется и интерес педагогов дошкольного образования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ для использования всего спектра возможностей своего профессионального мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goncharova_dubovaya_statya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гончарова Марина Васильевна
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ
Информатизация дошкольного образования – процесс целиком объективный, актуализированный и неизбежный. В современных ДОУ формируется новое информационно-образовательное пространство, появляются высокотехнологические средства обучения и развития дошкольников (видеокамеры, металлоискатели, компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и др.). Идет расширение производства развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, обучающих и развивающих видеофильмов и программ, сайтов и т. п.) [3]. Также по нарастающей движется и интерес педагогов дошкольного образования к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ для использования всего спектра возможностей своего профессионального мастерства.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования детей. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, т.е. всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития [1].
Сегодня ИКТ позволяют:
– показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
– в доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал, что соответствует их наглядно-образному мышлению;
– привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
– способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
– поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей [2].
Можно выделить определенные преимущества использования информационно-коммуникационных технологий по сравнению с традиционными средствами обучения:
1. ИКТ дают возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
3. Обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, дождь.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта и т.д.).
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности [2].
Каковы же основные направления развития ИКТ в дошкольном образовательном учреждении?
1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры.
Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба-Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба-Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».
Следующая группа игр направлена на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель».
Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественнотворческого развития детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики»
2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать им в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на развивающих занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.
3. Разработка технологии с включением ИКТ, которая базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей. Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГОС ДО.
Таким образом, мы считаем, что в образовательном процессе ДОУ использовать современные информационно-коммуникационные технологии стоит, поскольку их положительное влияние на психическое и интеллектуальное развитие детей уже доказано не раз. Однако, для исключения рисков чрезмерного влияния ИКТ на психику, поведение и здоровье дошкольников необходимо придерживаться определенных критериев их оптимального применения. ИКТ должны быть не основным, а вспомогательным средством в образовательном процессе ДОУ, они должны выполнять развивающую функцию, а также быть соотнесены с возрастной спецификой детей и должны быть дозированы по времени в соответствии с нормами и главное по содержательной составляющей.
Библиографический список
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003. 124 с.
- Ставцева Ю.Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении// Гаудеамус. 2015. С. 132-137.
- Усеинова Э.В. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2018. № 2 (188). С. 156-158.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям логопедической группы, направленные на развитие всех сторон речи де...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...
Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...
Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....
ОТЧЁТ Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
ОТЧЁТ Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...